Скрыть
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

Изучив родословие всех святых, можно о каждом с самого начала рассказать: кто он, и от кого произошел; но родословие Того, Кто соделывается Жизнию, слово Божие именует неисповедимым. Посему о ком же говорит это божественное Писание? Или чем Он так велик, что столько предвозвещают о Нем Пророки?

Но в Писаниях не найдешь никого иного, кроме общего всех Спасителя, Божия Слова, Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Он произошел от Девы, явился на земли человеком, и родословие Его по плоти – неисповедимо; потому что никто не может наименовать Отца Его по плоти, так как тело Его не от мужа, но от одной Девы. Как можно указать, по родословию, отцов Давидова, Моисеева и всех Патриархов; так Спасителева рождения, по плоти, никто не может произвести по родословию от мужа. Он соделал, что телесное Его рождение указала звезда; потому что Слову, нисходящему с неба, надлежало иметь и знамение на небе, и рождающегося Царя твари должна была ясно познать вся тварь. И действительно, родился Он в Иудеи, и персы пришли поклониться Ему. Еще прежде явления Своего в теле одерживает Он победу над сопротивными демонами и торжествует над идолослужением. Язычники повсюду, проклиная отеческий навык и идольское безбожие, возлагают, наконец, упование на Христа и Ему вручают себя, как можно это видеть собственными своими глазами. Не в иное время прекратилось и египетское безбожие, но именно, когда снизшел туда телом, как на облаке носимый, Господь вселенной, и упразднил идольскую прелесть, всех же привел к Себе, а чрез Себя – к Отцу. Он распят, имея свидетелями солнце, тварь и приводящих Его на смерть. И смертию Его совершилось спасение всех, искуплена вся тварь. Он есть общая всех Жизнь, и в искупительную жертву за спасение всех, как овча, предал на смерть тело Свое, хотя и не веруют тому иудеи.

Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

«От уз и суда Он был взят», – так как Он предался такому смирению, что не позволяли Ему говорить, чтобы совершенно отдалить от Него суд. Вы знаете, что даже у незначительных и у людей самых преступных не отнимается право защиты и право говорить по законам, так чтобы они были совершенно лишены помощи права. Он же, по причине Своего великого смирения, ничего не говорил на суде. Смотри: пророк, кроме того, прибавляет и нечто приятное, относительно слова крестного, именно, возвещение о чудесах: «но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых». Что ты говоришь? Не о человеке ли ты говоришь? Если Он только человек, то почему никто не мог поведать о Его рождении? Невозможно, говорит. Но чтобы не было преткновения, вследствие того, что такое величайшее смирение совершалось на Кресте, смотри, каким образом пророк снова поднимает нас и показывает нам Его силу, именно: хотя Он подвержен был этим мучениям, однако «Он отторгнут от земли живых»; Он Сам живет в Боге, по сказанному: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колос.3:3).

«Он отторгнут от земли живых». Кто был человеком без того, чтобы не родиться? Пусть постыдятся еретики, хулящие слова пророка. Пусть никто не говорит о вечном рождении, потому что оно сокровенно; я же говорю о том рождении которое совершается в мире. Каким образом человек рождается от Девы? Каким образом без плотского соития возможно зачатие? Каким образом без мужа – отрок, и без супружеского сношения – потомство? Кто изъяснит? «Прежде нежели сочетались они, оказалось, – говорится, – что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф.1:18). Не показан образ зачатия, но сказано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Но разве, скажут, это тебе не кажется известным, и разве не знают все этого? Итак, когда обратятся к такому возражению, мы исследуем следующее: «Дух Святый найдет». Дух Святый, говорят, совершил это. Но скажи: каким образом Он это совершил? Так ли, как Бог сотворил Адама? Но это является несообразным. Из семени человека? Да не будет, и говорить это есть великое нечестие. Так ли, как Еву – из ребра? Конечно не так. Извлек ли Он что-либо из утробы и образовал ли? Я не допускаю и этого. Но ужели без Девы? И это не прилично; тогда невозможно говорить, что Он принял от Нее плоть. Итак, каким же образом? Я прежде других исповедую свое незнание: я говорю, что я не знаю. Не исследуй неиспытуемого, что сокрыто. Я говорю, что Он принял плоть от, Девы, и исповедую, что это была истинная плоть. А каким образом Он принял от Нее, я этого знать не могу. Я не мудрее пророков и не разумнее Святого Духа, Который говорил устами пророка. Дух, знающий, «яже суть Божия«, как дух человека, знающий, «яже в человеце» (ср. 1Кор.2:11), не сказал ничего более, как только: «род Его кто изъяснит?» Я и ты – кто такие, чтобы исследовать неизследуемое и спрашивать о несказанном? Если человек не может изъяснить Его временного рождения, которому свидетелями бесчисленные ангелы, пророки и все творения, которое было почти подобным нашему, так как Он был по человечеству во всем подобен нам, за исключением греха, то кто настолько безумен и безрассуден, чтобы осмелиться исследовать непосредственное, несказанное и вечное рождение? Он не от этой жизни: «отторгнут от земли живых». Каким же образом «отторгнут от земли живых»? Конечно, говорит, смерть Его была не по подобию нашей природы, так как Его тело не было подвержено греховному закону, чтобы понести смертное наказание ради греха, но Он был мучен ради грехов других: «Посему и Бог превознес Его» (Флп.2:9). Видишь ли, какое благо быть мучимым за других? Но мы, скажут, каким образом удостоверимся, если рождение Его неизреченно, «Он отторгнут от земли живых», мы Его не видим и не понимаем Его рождения? Пророк говорит это, чтобы жестоковыйные и неразумные научились, что Он умер по плоти, но не по божеству. Он не оставался между мертвыми, но жил у Бога, по сказанному: «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян.2:31), – так что ясно, что это относится к божеству. Он умер не за свои грехи, но за грехи других, – смертною природою, но не живою. «За преступления народа Моего претерпел казнь». Симмах говорит: «ради беззаконий людей Моих».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-10 Он принесен был, потому что Сам восхотел, и не отверзал уст Своих; как овца на заклание будет веден, и как агнец пред стригущим онемеет и не отверзет уст Своих. От тесноты и от суда Он был взят; род Его кто изъяснит? ибо отторгнут был от земли живущих; за преступления народа Моего он поразил их. И даст нечестивых за погребение, и богатого за смерть Свою: потому что беззакония не сделал, и обмана не было в устах Его. И Господь восхотел сокрушить Его болезнью

Когда упоминаемый в Деяниях Апостольских (Деян. 8:27-38) евнух царицы Кандакии ехал на колеснице, и, читая, не понимал этого свидетельства: то, по изъяснении его Филиппом в отношении к страданию в имени Спасителя, он уразумел его, и тотчас крестившись в кровь Агнца (Рим. 6:3), о котором читал, удостоился называться мужем, и послан был в качестве апостола народу эфиопскому. Итак представленный Пилату, потому что Сам восхотел, и не отвечавший, чтобы, осужденным за нас взойти на крест, Он, как овца, веден был на заклание, и, как агнец пред стригущим, был безгласен. Ибо пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1Кор. 5:7), на которого Иоанн Креститель указывал, говоря: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29). Он и в Апокалипсисе евангелиста Иоанна часто называется Агнцем закланным (Деян. 5:6, 12). Он о Себе Самом говорит у Иеремии: Аз же, яко агня незлобивое ведомое на заколение, не разумех (Иер. 11:19). Ибо Он, не знавший греха, для нас сделался [жертвою] за грех (2Кор. 5:21). И как агнец, когда ведется для принесения в жертву, но сопротивляется: так Он пострадал добровольно, чтобы сокрушить имевшаго державу смерти (Евр. 2:14), смирив Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). Это есть тот Агнец, во образ которого закалался агнец, своею кровию, помазанною на косяках дверей, обращавший в бегство губителя Египта (Исх. 12:1-23) — тот Агнец, который нас не только искупил кровию Своею, но и покрыл волною, чтобы Своею одеждою согреть нас, зябнущих от холода неверия, и чтобы мы внимали Апостолу, говорящему нам: елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27), и в другом месте: облецытеся Господем нашим Иисус Христом (Рим. 13:14).

А следующее затем: от тесноты и от суда был взят, или, как LXX перевели, в уничижении суд Его был взят, означает то, что после напасти и суда Он возшел к Отцу победителем, или что Судия всех не нашел справедливого суда, но без всякой вины, был осужден по причине возмущения иудеев и по голосу Пилата. Посему Пророк удивляется, что Бог всех предал Себя на страдание. О Нем Павел говорит: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор. 2:8).

Далее следует: род Его кто изъяснит? Это двояко понимается: ибо это должно быть понимаемо или по отношению к божеству Его, потому что таинств божественного рождения, о котором Он Сам говорит в Притчах: прежде всех холмов рождает Мя (Притч. 8:25), невозможно знать, сообразно тому, чтоб в другом месте читаем: кто разуме ум Господень: или кто советник Ему бысть (Рим. 11:34)? то есть никто; или по отношению к рождению от Девы, потому что оно с трудом может быть изъяснено. Вследствие этого, когда Марии сказано было Ангелом: зачнеши во чреве, и родиши Сына, она ответила: како будет сие, идеже мужа не знаю? Ангел опять сказал ей: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя (Лк. 1:31, 34-35), так что только Ангел, или Евангелист говорят о таинствах этого рождения, о котором весьма редко повествуется, сообразно оному: кто премудр и уразумеет сия: и смыслен, и увесть сия (Ос. 14:10)? Если же благоразумный читатель после безмолвного размышления ответит: как же написано: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27)? а кто знает Отца и Сына, тот во всяком случае может изъяснить и таинство рождения: то пусть выслушает, что иное — знать, и иное — изъяснять, потому что мы часто того, что воспринимаем умом, не можем изъяснить словом. Посему и таинство божественного рождения святые, пребывая в теле, могут более знать верою, нежели изъяснять. С другой стороны, и Апостол, восхищенный до третьего неба и в рай, слышал слова, которых человеческий язык не в силах произнести (2Кор. 12:1-4). Но и Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Итак жизнь Того, которого род или никто, или редкий может изъяснить, взята от земли, чтобы Он жил не на земле, но на небе. Или же Он отторгнут был от земли живущих, чтобы исполнилось относительно Его то, что написано в Апокалипсисе Иоанна: Я есмь первый и последний, — Я, который жил и умер: и вот живу во веки (Деян. 1:17-18), чтобы Он, после жизни, которую вел на земле, умерши для земли, был жив для небес вечно.

А присоединенное: за преступление народа Моего Он поразил их, или, по LXX, от беззаконий народа моею веден был на смерть, имеет двоякий смысл. Ибо или преследователей и преступников из народа Своего Он поразил Своею смертию: или, по причине тяжести грехов народа, который всегда считал Своим собственным, веден был на смерть, чтобы Своею смертию возвратить их к жизни.

Он дал нечестивых за погребение Свое, и богатого за смерть Свою; или наихудших за погребение Его, и богатых за смерть Его: давая разуметь тот и другой народ, так что нечестивые и наихудшие, которые прежде не имели познания о Боге, указывают на множество язычников; а богатые, у которых были Завет и Законоположение и Пророки (Рим. 9:4), указывают на народ иудейский. Следовательно Господь пострадал и был погребен для того, чтобы из того и другого народа собрать Себе Церковь. Или должно сказать то, что книжников, и фарисеев и саддукеев, священников и первосвященников, которые прежде господствовали над народом, и изобиловали чрезмерными богатствами, Бог, после страдания Господня, предал римлянам, и подверг вечному рабству. Тот, за погребение и смерть которого нечестивые и богатые были преданы, беззакония не сделал, и обмана не нашлось в устах Его. Этого совершенно невозможно разуметь по отношению к кому либо из людей, — чтобы ни делом, ни словом он не согрешил, между тем как Писание говорит: кто чист будет от скверни никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14:4-5), и: все мы как овцы блуждали, каждый на пути своем совратился (Ис. 53:6): а только по отношению к Тому, кто грехи наши понес, и за нас страдает, и изранен был за беззакония наши, и поруган был за преступления наши, язвою которого мы исцелились. О Нем и первый из апостолов Петр, изъясняя это свидетельство, говорит: на сие бо и звани бысте, зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его: Иже греха не сотвори, ни обретена лесть во устех Его: Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше (1Пет. 2:21-23).

Но Господь восхотел очистить Его от язвы, которую получил Он, пронзенный копьем воина (Ин. 19:34), или сокрушить Его болезнию и раною, о чем и Сам Он говорил: зане Егоже Ты поразил еси, тии погнаша (Пс. 68:27). И чрез Захарию Бог говорит: поражу пастыря, и расточатся овцы стада (Зах. 13:7). Следовательно то, чтобы Он пострадал, было делом не необходимости, но воли Отца и Его собственной, которому (Отцу) Он говорил: еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех (Пс. 39:9). Об этом и выше мы читали: принесен был, потому что Сам восхотел.

См. также Толкование на Ис. 53:5

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-8 И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его кто исповесть? яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людий Моих ведеся на смерть

Смысл приведенных слов очень ясен, но мы скажем о каждом подробно, дабы в них кому-либо не показалось бы что неясным. Господь наш Иисус Христос был судим начальниками Иудейскими. Тогда выступили некоторые лжесвидетели против Него, которые утверждали, что Он говорил нечто противное славе Божией. Но на то Христос ничего не отвечал; Поелику Он знал, что защита совершенно никакой пользы не принесет, ибо Он был судим врагами. Не неведал Он также и о том, что они воспламенятся еще сильнейшим гневом, если Он назовет Себя Сыном Божиим, Спасителем и Искупителем вселенной. Посему Он сохранял молчание, как пред ними, так и на суде Пилата. Впрочем немногое нечто Он сказал, чтоб сделать грех их неизвинительным. Когда жестокий и нечестивый Каиафа вопросил Его, говоря: «заклинаю тя Богом живым, да речеши нам, Аще ты еси Христос, Сын Божий» (Мф. 26:63),- на это Он тотчас ответил: «отселе узрите Сына человеческаго седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных» (Мф. 26:64). Но Пилат спрашивал также: царь ли Он Израильский? и на это Христос сказал: «ты глаголеши» (Мф. 27:11). Тогда и Пилат стал сообщником безумия Иудеев и подвергнув бичеванию Иисуса повелел своим воинам отвести Его вместе с разбойниками, чтоб предать Его смерти на кресте. Итак истинно то, что говорит пророк: зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих, ибо претерпев многое множество после того, как Он взят был, перенесши оскорбления и заушения и заплевания от нечестивых слуг и многое другое, чем можно было причинить оскорбление страдальцу, Он потом уже приведен был к Пилату. От страдания, говорит, Он не отверзает уст, но яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен; ибо овцы в определенное время отводятся для стрижения, и пастухи накладывают на них бритвы. Хотя они при этом страдают (потому что бритва, касаясь иногда их кожи, причиняет им боль), однако ж переносят это и молчат и не нападают на тех, которые делают это. Так и Христос «укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно» (1Пет. 2:23). Посему истинно, что во смирении суд его взятся. Поелику же Он казался им презренным и принадлежащим к числу весьма ничтожных людей; то они произнесли над Ним очень скорый приговор или суд. А это делают некоторые из судей, для которых основательность и истина имеют очень мало цены, которые судят более по личностям, чем по делам. Так если судится кто-нибудь из знатных мира сего; тогда находятся точные исследователи дел, может быть иногда и вопреки истине и стараясь изобрести средства помощи. Когда же приводится на суд кто-нибудь незнатный: тогда эти ревностные и смелые и весьма неутомимые судьи произносят над ним самый строгий приговор. Посему и говорит: во смирении его суд его взятся. Поелику некоторым из Иудеев или судьям его Он казался совершенно незначительным человеком: то пророк, размышляя о величии свойственной Ему славы и о том, что Бог был лицом живущим на земле в образе, подобном нашему, как бы склоняет голову и оплакивает произнесших над Ним суд и говорит: род же Его кто исповест? Вы говорит, оказались жестокими и несправедливыми судьями не в отношении к обыкновенному человеку, как вы думали, но в отношении в Тому, чей род или рождение никакое слово не может изъяснить нам. Можно понимать это в двояком смысле. Бог слово рожден от Бога Отца, и способ рождения Его несказанен и недомыслим; потому что оно было не плотским, но таким, какое прилично духовной и бестелесной природе: свет воссиял от света, жизнь родилась от жизни. А что Он рожден по истине из сущности Бога Отца, без всяких сомнений веруем сему. А как?-об этом ни сказать, ни помыслить не можем. Но будучи Богом. Он смирил Себя до того, что изволил претерпеть уничижение ради нас. Он принял зрак раба; и претерпел рождение по плоти от жены, но подчинившись впрочем законам человеческой природы; ибо оно не было рождением от мужа и жены, напротив было таинственным и изумительным, превысшим нас и неизъяснимым, как сказано было святой Деве. Дух святый найдет на тя, и сила вышняго осенит тя: «темже и раждаемое свято наречется Сын Божий» (Лк. 1:35). А Поелику тайна рождения Его по плоти совершилась не по законам нашей природы; то пророк и говорит: род же Его кто исповесть, яко вземлится от земли живот его. Вземлется говорит вместо: возвышается,и жизнь Его выше жизни людей, то есть, поведение и житие Его во плоти; так как Он один из всех, хотя и был подобным нам человеком, «иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2:22), тогда как никто из живущих на земле не мог достигнуть этого; ибо между нами нет ни одного совершенно безупречного. Вземлется же, то есть, возвышается над всеми живущими на земле жизнь, то есть существо Единородного и иначе, когда Он мыслится вне плоти и еще прежде, чем сделался подобным нам человеком. Итак рождение Его по плоти-чудесно и сверхъестественно, а Его жизнь и поведение безмерно превосходит силы живущих на земле. Но если бы кто-нибудь сказал против этого: как не знавший греха подвергся смертному приговору и со беззаконными вменися? ибо Он осужден как грешник;-то Бог Отец как бы отвечает и говорит на это: ради беззаконий людей моих ведеся на смерть.А это означает или то, что Он за грехи народа своего подчинился смертному приговору, или может быть и следующее; Поелику, говорит, принадлежащие к моему народу сделались самыми беззаконными; то вследствие этого сети их жестокости и убийства простерлись и на Него, и Он веден был на смерть. Совершенно истинно как первое, так и другое. Он умер для того, чтоб уничтожить грех живущих на земле, а с ним вместе разрушить и происшедшую от него смерть. Умер Он и вследствие иных причин, так как Иудеи беззаконновали против Него; ибо хотя они и знали, что Он есть наследник, но говорил в себе: «приидите, убием его, и удержим достояние его» (Мф. 21:38).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

От уз и суда Он был взят… В толковании на это место блаженный Иероним говорит: «от тесноты и от суда был взят», или LXX перевели - «в уничижении суд Его был взят», [в Славянском переводе с 70-и - Во смирении Его суд Его взятся; Прим. ред.] означает то, что после напасти и суда Он возшел к Отцу победителем, или что Судия всех не нашел справедливого суда, «но без всякой вины был осужден Мессия по причине возмущения иудеев и по согласию Пилата» (блаженный Иероним - Толк. на 53 гл. пр. Исаии).

Согласно с ним объясняет данное место и святой Кирилл Александрийский: итак, воистину «во смирении суд Его взятся:» ибо после того, как Он показался им покорным и весьма смущенным, они с поспешностью произнесли относительно Его решение и суд. Так именно поступают некоторые из судей, которые мало заботятся о точности и истине, судят же более по личности, но не по фактам» (см. в комм. СПб. проф. 821).

Следовательно, по смыслу святоотеческого экзегезиса выходит, что вышеприведенные слова пророка говорят об отсутствии правильного суда над Мессией, благодаря тем злоупотреблениям, какие позволили себе Его пристрастные судьи, пользуясь Его кротостью и смирением. Справедливость такого толкования комментарий СПб. профессоров подтверждает и филологическим анализом текста.

«Если евр. - ocer - понимать сообразно употреблению корня сего слова, глагола асеаr, - в различных местах Священного Писания (ср. 3Цар. 18:44; 4Цар. 4:24; Иов. 4:2; 12:15), то оно должно значить: «задержание», а в соединении с mischpath - «суд» - «задержание приговора», «защита». Таким образом, смысл выражения - meocer umimmischpat luccah - таков: «Отрок Господень был лишен защиты и правильного суда». Как показывает история суда над Христом Спасителем, действительно, при совершении его не были исполнены главные условия правильного судопроизводства по действовавшему у иудеев уголовному праву. Требовавшееся этим правом замедление относительно приведения в исполнение смертного приговора и разрешение всякому, могущему что-либо сказать в пользу осужденного, говорить это, во время совершения над Христом Спасителем смертного приговора, не имели применения» (Комм. СПб. проф., с. 821-822).

Такое понимание данного места подтверждается, по-видимому, его новозаветной параллелью: «в уничижении Его суд Его совершен» (Деян. 8:33), т. е. неправедный суд над Господом произошел приспособительно к тому стесненному положению, в котором Он находился.

Но род Его кто изъяснит? «Это - едва ли не самое трудное для истолкования место из всей 53 гл. Непонятно здесь, прежде всего, противоположение новой мысли с предыдущей («но»); загадочным является и самый предмет речи - тот «род», о котором здесь говорится; наконец, совершенно неясна связь этого места с предыдущим и последующим контекстом. Наибольшую трудность представляет определение главного понятия - «рода» Мессии, которого никто не может изъяснить. В объяснении его существует множество различных предположений. Разнообразие их - по верному замечанию ученых комментаторов - обусловливается разностью понимания евр. слова - dor - «род», которое имеет два основных значения: вращение во времени и вращение в пространстве, так что по первому значению из него развиваются конкретные понятия: период жизни, род, поколение (настоящее = современники, прошедшее = предки, будущее - потомки), а по второму: жилище человека, его духа, т. е. тело, - его предков, т. е. гробница» (Комм. СПб. проф. 822).

Дум откровенно сознается, что «из многих возможных переводов трудно выбрать правильный» (schwer wählen). Большинство экзегетов, во главе со святоотеческими (блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский, святой Иоанн Златоуст и др.) придерживается первого толкования, т. е. объясняет слово - dor в смысле вращения во времени, происхождения, поколения, потомства.

Некоторые из святых отцов и некоторые из новейших экзегетов (Штир и Нэильс6ах) толкуют слово dor в смысле «потомства», понимаемого, конечно, в духовном смысле, т. е. «рода или поколения детей Божиих» (См. подробнее об этом у И. Григорьева, который и сам предпочитает это толкование с. 220-221). Иные объясняют слово dor, как определение «жизни» или, точнее, «продолжительность жизни» Мессии, которая вся была сплошным недоразумением в глазах большинства иудеев (Лютер, Витринг, Урвик).

Наконец, большинство новейших экзегетов усматривает здесь указание на современное Иисусу Христу поколение, т. е. на Его «современников», для огромного большинства которых было совершенно непонятно все, что происходило с Ним (Розенмюллер, Гезениус, Реусс, Гизбрехт, Делич, Дильжанн, Властов и др).

Вторая группа экзегетов, придерживающаяся истолкования корня схх в смысле указания на место, гораздо малочисленнее, но и она имеет в своей среде авторитетные имена. Так, к ней принадлежит Кнобель, который довольно фантастично видит в слове dor указание на «могилу» Мессии, которой-де никто не знает. Дум (Duhm) придает более общий смысл слову dor, как указание на «место» вообще. Наконец, авторы комментария СПб. Академии видят здесь более частное указание на пречистое «тело» Спасителя, как место жилища Его духа (См. 823 с.). Уже одно это множество и разнообразие приведенных мнений достаточно говорит о спорности вопроса и неясности его решения.

Недаром, автор одного из самых новейших комментариев на кн. пророка Исаии после подробного разбора всех приведенных толкований, безнадежно замечает, что «ни одно из этих толкований не является удовлетворительным» (Condamin). Отсюда у него, как и у некоторых др. экзегетов, родилась даже догадка, не лишенная остроумия: не имеем ли мы в данном примере какой-либо случайной порчи текста; не следует ли вместо непонятного здесь слова doro поставить совершенно уместный в речи о суде юридический термин deboro, что значит «причина, вина» (2Пар. 19:6)? И тогда весь этот стих толкуется легко и ясно: «вы лишили Его праведного Суда? Но кто из вас знает причину этого, кто может назвать Его вину, достойную такого ужасного приговора» (Condamin Le Lіvrе d'lsaie, 321 с. Paris 1905). Если же, во что бы то ни стало, держаться существующего текста (dor), то сообразнее всего с контекстом речи будет истолкование его, в смысле Божественного «происхождения» Мессии, которое было сокрыто от глаз Его мучителей («Отче! прости им, ибо не знают, что делают» Лк. 23:34).

«Кто будет говорить об Его роде? О славных свойствах Его природы, когда Он взят в темницу и на суд, предан на смерть? Кто может подумать, или уверовать в славу Его рода, видя такое Его унижение? Здесь (как и во всей главе) противопоставляются видимое уничижение и сокровенная слава Мессии Божественной природе Его, или прославление человеческой природы по страдании», - говорит автор одной из лучших диссертаций на кн. пророка Исаии, который в подтверждение своего взгляда делает удачные ссылки на многие новозаветные места (Ин. 19:9; Мк. 14:61-62), а также на свидетельство Иустина Философа (иер. Фаддей «Единство кн. пр. Исаии», с. 212-213, примеч. Троице-Сергиевой Лавры 1901 г.).

Итак, в заключение всего, мы приходим к выводу, что в словах пророка - род же Его кто изъяснит? - даю скрытое противопоставление унизительного вида и бедного, незнатного земного происхождения Мессии (2-3 ст.) Его действительному, небесному величию, Его предвечному рождению от Отца и Его Божескому достоинству. Очевидно, слова эти вырвались из груди пророка, как «своего рода» лирический вздох верующей души, глубоко пораженной таким резким несоответствием между данным фактом (жизнь и учение Мессии и его людской оценкой (крестная смерть за это).

Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Самым лучшим истолкованием этих слов мы считаем понимание их в смысле ответа на предыдущий вопрос; причем сначала дается сжатый и образный ответ, а затем, он поясняется. На заданный выше вопрос - род же Его кто изъяснит? - пророк сам же и отвечает: «никто, ибо это доказано не только словом, но и делом: в течение всей земной жизни Спасителя огромное большинство иудеев относилось к Нему презрительно и высокомерно, и следовательно, вовсе Его не понимало. Такое же полное недомыслие обнаружило оно и в самый решительный момент, при завершении земного служения Иисуса Христа, тем самым, что эта неразумная толпа, во главе со своими слепыми вождями, довела Его до крестной смерти. Именно, эту последнюю мысль преимущественно, и оттеняет стоящее здесь выражение, - Отторгнут от земли живых, - еще яснее переведенное у LXX и в Славянском яко вземлется от земли живот Его, указывающее на смерть, вообще, и на насильственную, в частности.

Дальнейшие слова текста - За преступления народа Моего претерпел казнь - дают повторение и разъяснение предыдущей мысли - о крестной смерти Мессии. Этот параллелизм мыслей, с которым мы так часто встречаемся у пророка Исаии (равно как и у многих др. библейских авторов) - необходимая дань законам еврейской поэзии, стихотворным размером которой написано большинство его вдохновенных речей и, в частности, рассматриваемая нами величайшая поэма (Ис. 52:13; 53).

По мысли своей, данная фраза очень близко стоит к содержанию пятого стиха, но с тем некоторым различием, что в ней резче подчеркивается вся черная неблагодарность и вся крайняя преступность иудейского народа: тот народ, который был избранником Бога («народ свой») и за преступления которого, прежде всего, и пострадал Христос, он-то именно и явился активным исполнителем смертной казни над Ним, усиленно добиваясь ее, даже вопреки желанию римского правительства (Понтия Пилата).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

8. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
8. Во смирении Его суд Его взятся: род же его кто исповесть? яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть. 

Искупитель переносил свои страдания со смирением, хотя страдал невинно, не за свои грехи; но, при этом смирении, суд Его взятся, иначе: Ему не было дано возможности оправдаться от возводимых на Него несправедливых обвинений. И это так произошло именно по причине Его смирения, а не по слабости Его воли или по бессилию в деле оправдания, как низкого раба. Ибо Он, Сам в Себе, во всем несравненно выше всех, – и само происхождение Его неисповедимо.   – Его род или происхождение, по родословию Его, никто не может произвести от начала, в этом Он превосходит всех людей, знаменитых своим происхождением: этот «неисповедимый» род имеет свое высшее, божественное начало. – Лишенный суда, Он насильственно был предан смерти. Яко вземлется от земли живот Его: Его жизнь восхищена, а именно насильственно похищена Его врагами. Ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть: и по причине беззаконий, и для заглаждения (искупления) беззаконий, страждущий Спаситель отведен был на смерть; именно отведен, как отводили непорочного агнца в жертву за грехи (Ис.53:7).

Книга пророка Исайи

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об искуплении.

Ин.10:18. Если в другом месте сказано: «Я и Отец одно»: Ин.10:30, то понятно отсюда, что в предвечном определении Божием Господь, как вторая Ипостась Св. Троицы, участвовал и добровольно принял на себя подвиг искупления людей: Ин.10:18; Иc.53:8-10, но воспользоваться этим искуплением могут не все: Евр.6:4-6;10:29; Ин.6:44.
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible