Скрыть
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет

Все это свойственно мудрости и разумению, но «познание Его» означает воскресение. «Оправдает многих» – явит правду Его. Так как сказано: «чрез познание Его Он, Праведник» не его, но «оправдает многих», то ясно, что Он показал праведным для всех неизвестного многим. «Отъяти скорби от души Его» (в русском переводе этих слов нет): вера многих несколько отнимает от скорби Его. Хотя Он страдал по человечеству, однако Он многих привлек к Себе. «И грехи их на Себе понесет»: праведник никогда не наказывается за грехи.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-11 И Господь восхотел сокрушить Его болезнью. Если положит за грех душу Свою, то увидит семя долговечное, и воля Господня будет исполняться рукою Его. За то, что потрудится душа Его, увидит и насытится: ведением Своим оправдает Он, Праведник, рабов Моих многих, и беззакония их Сам понесет

По еврейскому тексту смысл такой: если Тот, кого Господь восхотел сокрушить, или очистить, положит за грех душу Свою, то увидит семя долговечное, посеянное Им на доброй земле. О Нем в Евангелии написано: изыде сеяти, да сеет (Мф. 13:3); и опять: уподобися царствие небесное человеку сеявшу доброе семя на селе своем (Мф. 13:24).

И воля Господня будет исполняться рукою Его, чтобы то, чего бы Отец ни восхотел, было исполнено добродетелями Его, говорящего Отцу: Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный (Ин. 17:12). Семя же увидит Он вечное, и воля Отца будет исполняться рукою Его потому, что долгое время была в труде душа Его, которая не находила покоя у иудеев, и говорила в Евангелии: лисы язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити (Мф. 8:20), и у этого самого Пророка: Я утрудился, терпя (Ис. 1:14). Итак поелику Он трудился, то увидит, что во всей вселенной появляются Церкви, и насытится их верою. Поэтому, когда в полдень, во время солнечного зноя, Он, алчущий и жаждущий, сидел у колодезя Иаковлева (Ин. 4:6), то не восхотел воспользоваться купленными брашнами, так как уже насытился верою Самарянки и выходившего к Нему города Сихема. Сообразно этому смыслу Он говорил между восьмью блаженствами: блажени алчущии и жаждущии правды (Мф. 5:6). Ведением Своим, то есть учением, Он, Праведник, который не сделал греха, и в устах которого не нашлось обмана, и Раб Отца, принявший образ раба и служивший воле Господа, оправдает многих со всей вселенной верующих.

И беззакония их Сам понесет, — беззакония, которых они не могли понести, и которых тяжестию были угнетаемы. По Семидесяти так говорится: о вы, за грехи которых Сын Божий был веден на смерть, вы, которые, будучи наихудшими и богатыми злом, даны были за погребение и смерть Его! Если вы захотите принести покаяние, и за грехи свои вознести жертву приятную Богу, дух сокрушенный: то душа ваша увидит семя долговременное, Самого Господа Спасителя (Ис. 53:8-10). О Нем в восемьдесят восьмом псалме поется: семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною (Пс. 88:37); и опять: положу в век века семя его, и престол его яко дни неба (Пс. 88:30). Это другими словами Гавриил говорит Деве: вот зачнешь во чреве, и родишь Того, который наречется Сыном Всевышняго. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иаковлевым во веки: и царству Его не будет конца (Лк. 1:31-33).

Ибо Господь хочет избавить от скорби душу Того, который говорил: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26:38), чтобы поношение креста умерялось славою воскресения. И показать Ему свет, чтобы Он увидел, что все чрез Него просвещены. И образовать разумом, подразумевается Его, чтобы на Него низшел дух премудрости и разума (Ис. 11:2). И оправдать Праведника, который хорошо служил многим; ибо Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф. 20:28), у ног Петра (Ин. 13:6), омывая грехи всех апостолов. Он явился во плоти, оправдался в духе (1Тим. 3:16). О Нем и Иуда предатель исповедует: согрешил, предав кровь неповинную (Мф. 27:4). И жена Пилата: ничтоже тебе и Праведнику тому: мною бо пострадах днесь во сне Его ради (Мф. 27:19). И должно заметить, что Он оправдался не в том смысле, чтобы из беззаконника сделался праведником. Но будучи праведником, Он оправдывается не так, чтобы начал быть тем, чем не был; но чтобы тем, чем был, был явлен всем. Он, Праведник, за неправедников пострадал, чтобы всех нас привести к Богу (1Пет. 3:18). О Нем говорится иудеям: вы же Святаго и Праведнаго отвергостеся, и испросите мужа убийцу дати вам (Деян. 3:14). И грехи, говорит, их Сам понесет, как недуги больных врач, в котором имеют нужду не здоровые, но больные (Лк. 5:31).

См. также Толкование на Ис. 53:7

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-12 И Господь хощет очистити Его от язвы: аще дастся о гресе, душа ваша узрит семя долгоживотное. И хощет Господь рукою Своею отяти болезнь от души Его, явити Ему свет и создати разумом, оправдати праведнаго благо служаща многим, и грехи их Той понесет. Сего ради Той наследит многих и крепких разделит корысти, зане предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть

Поелику «Господь хощет очистити Его от язвы». Если бы неистовствовавшие против Него не потерпели наказания; то, вероятно, некоторые подумали бы и сказали, что Христос осужден был по справедливому приговору, как оказавшийся виновным во взведенном на Него преступлении. Но когда наведен гнев и ниспослано должное наказание на нечестиво поступивших против Него, то Он очищается от язвы: ибо Бог не прогневался бы на народ свой и не презрел бы его и не навел бы на него крайних бедствий, если бы они не отреклись от Святого и Праведного, клевеща против Него и вознесши Его на древо и обнаружив высшую степень всякого бесчеловечия.

Обвинив Израильтян за то, что они неправедно убили Начальника жизни и Подателя спасения всем, обращает свою речь к толпам язычников и как бы говорит к ним: Аще вы дадите о гресе, душа ваша узрит семя долгоживотное. Это подобно тому, как если бы Он ясно сказал: »Христос положил за вас душу Cвою, искупил вас Cвоею кровью, претерпе крест, о срамоте нерадив« (Евр. 12:2), чтоб совершить ваше спасение. Итак если и вы сами переменитесь и послушание поставите вчисле своих обязанностей и подклоните выю свою под иго Его; тогда «душа ваша узрит семя долгоживотное», то есть, будете общниками тех, которые предназначены для долговечной жизни, очевидно, святых, которые обогатили надеждою на вечную жизнь. В самом деле, у Эллинов не было никакого учения о воскресении мертвых и до сего времени этой тайны; они не веруют; они как бы говорят: »понеже дым дыхание в ноздрех наших, и слово искра в движении сердца нашего: ейже угасшей пепел будет тело, и дух наш разлиется яко мягкий воздух« (Пр. Сол. 2:2-3). У питомцев же церкви всегда была непоколебимая надежда на воскресение умерших, и Бог обещает это язычникам, если они захотят пожертвовать своею душою Христу, изволившему пострадать за их грех. А каков наш долг, это объяснит Павел, говоря: »един бо за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему« (2Кор. 5:14-15). Таким образом мы обязаны Ему своею жизнью: посему Он говорит: »Аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует ми« (Лк. 9:23). А отвергающийся себя уже не будет проводить жизнь в свое собственное удовольствие, напротив такую, которая угодна Христу, то есть, святую и непорочную, какую без сомнения проводил и божественный Павел, который ясно писал: аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду: Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос. Аеже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго себе по мне. Не отметаю благодати Божия (Гал. 2:19-21). Заметь, как, он дал о гресе, посвятив свою жизнь Тому, Кто пострадал за него: ибо мы слышали слова Христовы своим близким: »иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче мене, несть мене достоин« (Мф. 10:37). Мать и отец человека суть начало и причина его телесного происхождения; Бог же и Отец всяческих обладаемых смертью и засыхающих подобно траве возродил в нетление чрез Христа в Духе, явил их победителями тления и увенчал их продолжительною и нескончаемою жизнью. Посему почтение к родителям по справедливости ставится ниже любви к Нему; а любить Христа всею душою и сердцем и следовать Его велениям или священным заповедям и означает давать о гресе,вместе с решимостью сохранить веру в Него правого и непорочною. Посему узрит, говорит, душа ваша узрит семя долгоживотное: ибо хощет Господь рукою своею отяти болезнь от души его, явити ему свет и создати разумом; а Он прискорбен был до смерти, прежде честного креста, как написано у святых евангелистов. Когда же Он, поправши ад, восстал тридневен, тогда созерцает в себе природу человека преобразившеюся в нетление и благоволение Бога и Отца, простирающееся уже на всю землю, и множество народов, имеющее просветиться и удалиться от древнего и привычного заблуждения и быть призванным к познанию Его самого и Отца; тогда Он сложил с себя труд страдания и даровал победу благомыслящим. Он воскрес из мертвых, и Поелику Он благ и весьма радуется спасению и жизни мира: то сказал святым ученикам: »дадеся ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа« (Мф. 28:18-19). Посему Аще дадите (жертву) о гресе: то и сами будете участниками в долгоживотном семени, очевидно, святых; ибо Бог и Отец хочет освободить от болезни душу Его, очевидно. Христа, то есть, крестное страдание превратить в радость, показав Ему, что те, которые некогда были тьмой, то есть, заблуждались, стали светом; им и премудрый Павел пишет, говоря: »бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе« (Еф. 5:8). Хощет создати разумом. А что это значит, сему научит премудрый Павел, говоря: »мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа« (2Кор. 3:18). Те, которые находятся во грехах и служат твари вместо Творца, имеют как бы безобразное сердце и весьма непривлекательный ум, почему устами Иеремии кому-то сказано: се, не суть очи твои, ниже сердце твое благо (Иер. 22:17). Когда же приемлют веру во Христа, то преобразуются духовно в божественную и превосходную красоту Его, как премудрый Павел пишет некоторым: »чадца моя, имиже паки болезную, Дóндеже вообразится Христос в вас« (Гал. 4:19). Посему Бог Отец хощет разумом то есть, Своею премудростью, очевидно, божественною создать верующих в Него, соделать, их сообразными Ему чрез освящение в Духе, ихже бо предъуведе, говорит, и предъустави сообразных быти образу Сына своего… тех призва (Рим. 8:29). Сказано также, что Бог сотворил два народа в одного нового человека. Хощет же, думаю, Бог и Отец оправдати праведного, благослужаща многим, и грехи их той понесет. Итак под праведным, благослужаща многим, думаю, никого иного нельзя разуметь, кроме Господа нашего Иисуса Христа: ибо Он пришел не для того, чтоб служили Ему, как Он сам говорит, (Мф. 20:28), но чтоб послужить согласно домостроительству вочеловечения. На этом основании казалось возможным блаженному Павлу называть Его служителем, ибо о законе и новом завете он говорил: Аще бо служение осуждения, слава, много паче избыточествует служение правды в славе (2Кор. 3:9). Итак праведный и непорочный Христос является служащим многим; ибо будучи Бог слово, Он принял зрак раба, не для того, чтобы принести пользу своей природе, но чтоб нам даровать это и как бы в нас совершить некоторое служение, чрез которое мы и спасены. Оправдывается же Он и устраняет подозрение, будто Он преступен, и справедливо претерпел смерть на древе, - тем, что Израильтяне подверглись наказанию за нечестие против него, а Он воцарился над вселенной, так как все народы обратились к Нему. А что вочеловечение имеет значение служения,- это показал, говоря: и грехи их той понесет; ибо для того, чтоб уничтожить грех мира, Он принял его на Себя и равноценный всем Он один умер за всех и чрез это послужил многим. Говоря же: многим разумеет язычников ибо Израиль был одним (только из всех) народов. Поелику же Он сам понес грехи их: сего ради наследит многих и крепких разделит корысти. Опять и здесь под многими можно разуметь многие народы, которые гораздо многочисленнее Израильтян; под сильными же - или святых апостолов, или вообще всех сильных во Христе, обладающих мужеством духовным. Им, как победителям сатаны, разделяет добычи; ибо святым щедрою рукою раздает духовные дарования: »овому бо Духом, говорит, дается слово премудрости, иномуже слово разума, пророчества и рассуждения духовом и дарования исцелений« (1Кор. 12:8). Применяя же смысл этого изречения к святым Апостолам, мы должны сказать следующее. Все народы были как бы стяжанием сатаны: но Унаследовавший многих разделил их святым тайноводителям: ибо одни из них чрез божественного Петра были призваны к познанию Спасителя всех нас Христа; другие же чрез наставление божественного Павла или другого кого из святых апостолов были уловлены в свету истины. Итак Спаситель разделил между ними как бы добычу, то есть, военные трофеи, обращение и призвание некогда заблуждавшихся. А что Христу надлежало умереть за всех и явиться Господом всех, в этом убеждает, говоря: зане предана бысть на смерть душа его, и со беззаконными вменися, и той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством… У LXX и по-славянски начало данного стиха читается совершенно иначе: И хощет Господь рукою Своею отъяти болезнь от души Его, явити Ему свет… [В Славянском тексте отсутствует упоминание о Рабе - ...явити ему свет и создати разумом, оправдати Праведного благо служаща многим, и грехи их той понесет. Прим. ред.] В объяснение столь существенного разночтения, некоторые гебраисты находят, что наш русский перевод недостаточно точен и что правильнее с еврейского надо перевести так: «освободившись от труда» (Гезениус), или «по причине труда (подвига) души Своей, Он увидит довольство» (Иер. Фаддей). При таком переводе связь русского текста со славянским становится ближе и яснее: в обоих, очевидно, говорится об одном и том же, именно о том, что для Мессии, после тягостного момента временного уничижения, наступит вечное довольство, т. е. полное и высокое нравственное удовлетворение.

Разница в том, что русский текст освещает дело с субъективной стороны (говорит о внутреннем самочувствии Мессии, а славянский - с объективной (указывает внешний источник Его оправдания и прославления). Впрочем, и тот и другой переводы вполне отвечают контексту речи, где только что перед этим тоже говорилось о воздаянии за подвиг Мессии (10 ст.).

Через познание Его Он, Праведник, Раб Мой оправдает многих… Под «познанием» (евр. daet), или «разумом» (греч. ἐπίγνωσις), здесь имеется в виду, как ближайшее, непосредственное познание Бога, вообще («Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» Ин. 1:18), так и проникновение в глубь тайны Божественного домостроительства о спасении рода человеческого (Мф. 11:27; Ин. 10:15 и др.) Мысль о том, что Сын Господень творил волю пославшего Его Отца добровольно, охотно и с полным сознанием ее значения и силы, неоднократно раскрывалась в разных образах у пророка Исаии и раньше, в особенности, в образе послушного и внимательного ученика (Ис. 50:4-5).

Он оправдает многих… Не сказано всех, а только многих, подобно тому, как и раньше: так, многие народы приведет Он в изумление (Ис. 52:15). Очевидно, потому, что хотя возможность оправдания и спасения через приобщение к плодам искупительной смерти Господа теперь открыта для всех, кто воспользуются ею далеко не все, а только те, кто имеет горячую веру и свободное внутреннее влечение к Божественной благодати (Рим. 5:19), Достойно особенного замечания, что Сам Бог называет здесь Сына Своего Праведником, чем уничтожается последняя возможность сомнения в личной праведности Страждущего Мессии, что, как мы знаем, сильнее всего в Нем смущало иудеев.

«О Нем и Иуда предатель сознается: «согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4), и жена Пилата говорит: «не делай ничего Праведнику Тому» (19 ст.), Должно же заметить, что Он оправдывается не затем, чтобы из неправедного стать праведным… оправдывается праведный… чтобы всем объявилось то, чем Он был», - говорит блаженный Иероним, комментируя этот стих.

См. также Толкование на Ис. 53:10

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

11. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет
11. И хощет Господь рукою Своею отъяти болезнь от души Его, явити ему свет и, создати разумом, оправдати праведнаго благо служаща многим, и грехи их Той понесет

Но требованию правды Своей, Господь определил не только «очистить от язвы» тело страждущего Искупителя (Ис.53:10), но и отъяти болезнь от души Его – избавить от скорбей душевных, которые для невинного Страдальца должны быть прямо смертельны (каковыми действительно и были скорби Христа в саду Гефсиманском). Также определил Господь явити Ему свет и создати разумом – возвратить Ему жизнь после смерти или воссоздать Ему жизнь своей творческой Премудростью, – воскресить Его. А это дело Премудрости и Правды Божьей и послужит совершеннейшим оправданием Праведника-Страдальца, которого, за Его чрезвычайные язвы и муки, презирали даже нечестивейшие из «сынов человеческих» (Ис.53:3). – Так определил Господь оправдать Страдальца, как благо служаща многим или во благо послужившего для многих; чем послужившего? – тем; что грехи их Он понес на Себе, как агнец, ведомый в жертву; почему же только для многих, а не для всех? – потому что не все уверовали свидетельству пророков об этом Агнце (Ис.53:1), не все, следовательно, достойны были и получения обетований, данных отцу верующих, Аврааму, и, следовательно, не могли быть наследниками через него даров благодати и вечного спасения.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible