Скрыть
Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему

«[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?». «Мышца Господня», т.е. знамение божественной силы. Кто, говорит, веровал нам? Пророк сказал это справедливо, потому что иудеи не веровали даже евангелистам. «Господи, кто поверил слышанному от нас?» То, что мы говорили, мы говорили не от себя, но возвещали слышанное. Справедливо сказано: «кто поверил»: необходима была вера, а не исследование. Кто будет спрашивать у нас об основании? Ничего не должно говорить и возвещать, потому что сказанное удивительно, оно превышает ум. Пророк не говорит: никто не согласился, но: никто не веровал. «И кому открылась мышца Господня?» Не думай, что это были только слова, так как тотчас последовал свидетель происшествия. Однако они не видели и не слушали. Чудеса были недостаточны для того, чтобы они уверовали, поэтому необходимо было откровение, так как некоторые могли, а иные не могли видеть предложенное зрелище. «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!» (Лк.10:23); а также: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39). Ясно, что всегда необходимо разумение, иначе, когда нет силы слов, то ни прочное свидетельство событий и ничто иное не может убедить неверующего человека. Смотри, как давно пророк предсказал то чудо, что иудеи не веровали! «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли». Акила говорит: «он восстанет, как молодой питомец пред лицом его»; Симмах: «он восстал, как красота пред ним»; Феодотион: «восстанет пред лицом его, как младенец». Пророк у них отнимает всякую оборону и того, что он сказал, было достаточно для того, чтобы их не щадить. «Мышца Господня»: чтобы уразумели, что все творения суть дела Его крепкой мышцы. Кроме того, пророк говорит: «мышца», чтобы показать, что Он есть сосуществен с Отцом и творит добродетель от Себя Самого: Он творит, что ни пожелает, не потому, что имеет повеление, подобно рабу, но потому, что обладает равною силою, как Отец. «Как отпрыск и как росток из сухой земли». Акила говорит: «как корень из невозделанной земли». Он был младенцем, но не так, как прочие младенцы; «ростком», – но в «земле сухой». Сухой землей пророк называет неискусобрачную Деву, чуждую всякого супружеского смешения и росы семени. Этого одного было достаточно, чтобы привлечь их к Себе. В божестве ли только Своем Он пришел, или явился вместе и как совершенный человек? Не ел ли Он с ними, и не возрастал ли среди них? Не жил ли Он с ними тридцать лет? Он никогда не отделялся от общества людей, чтобы не приводить их в недоумение, и в то же время не был ниже прочих, чтобы не подумали, что Он одинаков и подобен большинству. Как отрок, Он был равен прочим, но как «как отпрыск и как росток из сухой земли», Он превосходил прочих. «Нет в Нем ни вида, ни величия». Акила говорит: «нет Ему вида, ни великолепия». Симмах: «у Него нет ничего достойного почести». «И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему». Что ты говоришь? Ужели Он был так безобразен? Не должно говорить этого, говорит пророк. И я покажу это тебе ясно из последующего. «Нет в Нем ни вида, ни величия»: лишение славы я назвал безобразным видом, потому что Он не отказался явиться в низменном образе. Он родился от бедной Девы, потом предал Себя мучениям, терпел, что Его называли имеющим демона и соблазнителем, и не желал мстить Своим врагам. Иногда, удаляясь, Он обходил многие места, сопровождал на пути спутников, для того, чтобы показать Свое смирение, а не хвастовство. Не только должно искать славы, но также должно принимать и бесчестие, из которого происходит слава. Какой вред принесло Ему бесчестие или, лучше, как полезно было смирение для Его превосходства? Если ты желаешь видеть Его, как Бога, то исследуй. Но ко всему этому прибавь многое другое, и таким образом ты найдешь Его силу равною Отцу. Когда пророк сказал: «нет в Нем ни вида, ни величия», то, чтобы кто не подумал, что Он лишен всякой славы, он прибавил: «и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему», – показывая, что Ему был присущ вид не по нашему разуму, и что мы не можем созерцать Его так, как достоин созерцаемый. Но что Он был славен, это подтвердил Сам Христос, говоря: «ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5). Иначе, пророк назвал безобразною славою вид креста.

Толкование на пророка Исайю


Жаждущею землею он называет чрево Девы, потому что оно не принимало семени человеческого, и не испытало совокупления, но родило Его без брака. И еще: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам» (Ис. 9:6); и еще: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1). А Варух у Иеремии говорит: «Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:37-38). И Давид, указывая на пришествие Его во плоти, сказал: «сойдет, как дождь на скошенный луг [на руно], как капли, орошающие землю» (Пс. 71:6) потому что Он тихо и кротко вошел во чрево Девы.

Беседа на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты»

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-4 Кто поверил слуху нашему, и мышца Господня кому открылась? И взойдет лозняк пред Ним, и как корень из земли жаждущей: нет вида у Него, ни красоты; и мы видели Его, и не было вида: а мы желали Его. Презренного и последнего из мужей, мужа скорбей и знающего немощь; как бы сокровенно лице Его, и презренно: посему мы и не обращали внимания на Него. Истинно немощи наши Он взял на Себя, и болезни наши понес: а мы считали Его как-бы прокаженным, и пораженным, и униженным от Бога

После слов Отца, в которых Он возвестил миру о будущем пришествии Сына Своего, и прежде соблазна креста, о котором намеревался сказать: неславен будет вид Его, и образ Его пред сынами человеческими (Ис. 52:14), он предпослал славу воскресения: возвысится и вознесется, и будет весьма высок (Ис. 52:13), чтобы крестному уничижению предшествовала слава воскресения: хор пророков отвечает, что Он исполнил долг, и, насколько было возможно для Него, возвестил всем мышцу и силу Его. Словами же: кто поверил слуху нашему, и мышца Господня кому открылась, дает разуметь малочисленность верующих из иудеев.

А в следующем затем: взойдет лозняк пред Ним, вместо чего LXX перевели: возвестили мы как дитя перед Ним, лозняк Симмих перевел: отрасль, чтобы показать, что воспринят человек, произошедший из девственного чрева. О Нем присовокупляет: как корень из земли жаждущей. Вместо жаждущей, Акила перевел: непроходимой, чтобы показать преимущество девства, - и что без всякого человеческого семени Он произошел от земли, бывшей прежде непроходимою. Он есть Тот, о котором и выше читали: изыдет жезл из корене Иесееова, и цвет от корене его взыдет (Ис. 11:1), что сказано для того, чтобы дать разуметь рождение и восхождение Его в мире. Если же Он не имел вида и славы; но образ Его был неславен и умален перед сынами человеческими, или как стоит в еврейском: презренный и последний из мужей: то каким образом в Псалмах говорится: препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею (Пс. 44:4)? Это легко разрешается. Презренным и неславным был Он, когда висел на кресте, и, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13), носил наши грехи, и говорил Отцу: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил (Мф. 27:46). Славным же прекрасным по виду был Он, когда при страдании Его земля потряслась (Мф. 27:51), и по удалении солнца стихии устрашились вечной ночи (Лк. 23:44-45). О Нем и невеста в Песни Песней говорит: брат мой бел и чермен избран от тем (Песн. 5:10). Был Он полнотою и чистотою добродетелей, чермен в страдании, о котором мы будем читать: кто сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора (Ис. 63:1); избран от тем для воскресения, чтобы Он будучи рожденным прежде всякой твари (Кол. 1:15), сделался первенцем от мертвых (Кол. 1:18). А присоединенное им: человек в болезни и знающий носит немощь или мужа скорбей и знающего немощь, указывает на истинное человеческое тело и на истинную человеческую душу Того, кто зная носит немощи, преодолел божеством все оные. И сокровенно лице Его и презренно, чтобы человеческим телом было скрываемо божественное могущество. О Нем выше сказано: Ты Бог сокровенный, а мы не знали (Ис. 45:15).

Кто истинно понес наши немощи и грехи, и за нас страдает: Тот не мнимо, то есть το δοκεΐν, как древняя и новая ереси предполагают, но истинно был распят. Он истинно страдал, говоря в Евангелии: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26:38), и: ныне душа Моя возмутися (Ин. 12:27). А мы думали, что Он — нечистый, или в болезни, как перевели Семьдесят, вместо чего Акила и Симмах поставили: прокаженный, Феодотион: бичеванный, что в других словах, по свойству еврейского языка, разумеется под проказою, сообразно написанному в псалме: и бич не приблизится к телу Твоему (Пс. 90:10). Смысл же такой: мы думали, что Он за свои грехи был поражен Богом, — Он, уничиженный и распятый с разбойниками ради нас. Имеете того, что Симмах перевел: εν αφη οντα, то есть в проказе, Акила поставил: αφημενον, то есть прокаженного, что́ многие, не понимая, считают за означающее: оставленного, а другие читают: καθήμενον, то есть сидящего. В начале отдела, в котором по Семидесяти говорится: Господи, кто поверил слуху нашему: и мышца Господня кому открылась, каковым свидетельством и апостол Павел пользуется в послании к Римлянам (Рим. 10:16), изъясняя оное по отношению к страданию Господню, [сло́ва] Господи в еврейском нет, но оно прибавлено для уразумения того лица, которому говорится.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Возвестихом, яко отроча пред ним яко корень в земли жаждущей, несть вида ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты

Если о Господе у Давида говорится: красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3), то почему говорит также Исаия: видехом Его, и не имеяше доброты, ни вида?

Не вопреки себе самому, о священная глава, говорит Божественное Писание, уча о Спасителе, но что чему свойственно и прилично, то сему и приписывает. Одно относится к Божеству, иное - к вочеловечению, иное же - к вольному страданию. Писание нарекло Его истинным светом, сиянием славы и образом Отчей Ипостаси, одним - по чистоте сущности, другим - по вечности, лучше же сказать, по совечности, третьим - по ипостасности и потому, что украшается подлинными чертами Божества. Чтобы не почел ты сияния неипостасным, за Ипостась ручается образ. Красным же паче сынов человеческих и красным во утвари (Ис. 63:1) называет Писание Господа по Божественной и безгрешной добродетели вочеловечения, а не имеющим ни вида, ни доброты - по двум причинам: во-первых, потому, что, скрыв Владычний образ, Он явил зрак раба, а во-вторых, потому, что во время страдания, которому подвергся добровольно, нанесены Ему оскорбления всякого рода. Среди дня висел Он на месте казни в главном городе, во время самого великого праздника, на котором, вероятно, никто не отказался присутствовать; одни насмехались, другие ругались, иные укоряли, иные подносили оцет, иные оскорбляли, иные пронзали копием ребра. И хотя с распятыми разбойниками ничего подобного не делали, Его подвергали даже таким поруганиям, каким не позволялось подвергать и преступников.

Письма. Книга II

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? Возвестихом, яко отроча пред ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты: но вид его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице его, безчестно бысть, и не вменися

У святых пророков всегда много говорится о Спасителе всех нас и они не переставали внушать и весьма ясно возвещать, что Бог некогда придет в образе человеческом и что Он, как Бог, сотворит чудеса. То и другое Он делает, заблудившихся призывая на правый путь и нечестивого оправдывая верою. Однако ж это принесло мало пользы потомкам Израиля, сильно расположенным к непокорности. так что, хотя им и подобало усвоить проречение, собрать животворящее знание и сложить в сердцах своих; но они, напротив, постоянно нападали на тайноводителей и весьма язвительно говорили им: »иное нам глаголите и возвещайте нам иное прельщение« (Ис. 30:10). Посему пророк Иеремия безмерною жестокостью Иудеев как бы доведенный до самоуничижения негде так говорит: »горе мне, мати (моя), Вскую мя родила еси мужа прителнаго и судимаго по всей земли? не заях, ниже заят у мене кто: сила моя оскуде от кленущих мя« (Иер. 15:10). Вкупе весь хор святых, как бы слагая речь о Иерусалиме, говорят: »врачевахом Вавилона, и не исцеле: оставим его и отидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его и воздвижеся даже до звезд« (Иер. 51:9), Вавилоном в сих словах они называют Иерусалим за то, что он старался подражать ему и не уступал стране языческой в отношении как суетой жизни, так и неуважения к закону и к пользе пророческого воспитания. Таков смысл изъясняемых стихов. Обвиняет Израиля, как всецело уклонившегося в непослушание, и говорит: кто верова слуху нашему? Мы, Господи, были посвящены Тобою, говорит, в учение о вочеловечении и проповедовали об этом, но никто не поверил этому и никому не стала известной мышца Твоя, Господи и Боже всяческих! Мышцею же Бога и Отца боговдохновенное Писание обыкновенно называет Сына, как уже не раз говорено было об этом. Но как если бы кто возражал и говорил: вы, пророки, получили это учение от Духа и обогатились познанием этой тайны; а возвещали ль вы эту тайну другим? Да, отвечают, мы возвестили и как бы засвидетельствовали, говоря, что будем пред ним как долина, то есть, как поле, покрытое цветами и плодоносное, или как корень в земле жаждущей, когда орошает нас божественными и неизреченными глаголами Единородный, в немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2:8). Древле вся земля была как бы сухою и бесплодною, как бы жаждущею почвою и не приносила добрых плодов. Но когда она в изобилии получила от Христа дождь очевидно духовный и питание от Духа святого; то мы расцвели как корень, то есть, как растение прекрасное и доброцветное. Посему и нам один из святых пророков говорит: »и ублажат вы вси языцы, зане будете вы земля пожеланная, глаголет Господь Вседержитель« (Мал. 3:12). Называет же вожделенною и плодородною и весьма богатою жизненными силами, потому что она приятна земледельцам. А что земля, некогда бывшая тернистою и сухою и безводною, превратилась в весьма плодородную, могущею обогащать плодами духовными, это объяснит, говорящий устами Исаии. Бог всяческих: и будете, »вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина« (Ис. 55:13). Если дерн (драчие) и крапива суть виды сорных растений и всегда растут на невозделанной и сухой земле, то мирт (мирсина) и кипарис красуются в садах. Таким образом по исторжении терния, наконец вырастут самые благоухающие растения, когда жаждущая земля сделается обильною водами, потому что Бог говорит; »сотворю пустыню в луги водныя и жаждущую землю в водотечи, положу в безводную землю кедр и смерчие, и мирсину и кипарис и тополю« (Ис. 41:18-19). И так мы возвестили, что, уверовав в самого Христа, мы будем пред Ним, то есть, в очах Его, как поле, как корень, то есть как растение в земле, которая некогда была жаждущей, а теперь стала обиловать влагою от Него.

Что же говорит пророк в сих словах? и какой смысл содержится в сказанном? постараемся опять вникнуть в них, сколько возможно. Сказано, что возвестихом, то есть, мы сделали полное предсказание, что Он придет в свое время. Но может быть при этом кто-нибудь скажет: что же? Разве Бог Слово сошел с небес, увенчанный божественного славою, и явился живущим на земле, блистая неприступным светом и лице Его было недоступно для созерцания вследствие преизбытка славы? Так, когда Он сошел в виде огня на гору Синай,- была тьма и мрак и буря и вверху блистающий огонь, и дым, и сверх того многое другое, что могло возбуждать крайний страх и трепет, так что невыносим был вид его для зрителей. Посему Израильтяне просили себе посредника, говоря превосходному Моисею: »глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, Да не когда умрем« (Исх. 20:19), Итак нет ничего удивительного, говорит, если вы предрекли о Нем, а Он явился живущим на земле, имея неприступную славу, и стал ни для кого недоступен. Что же пророки? Они смело отвечают, говоря: не без причины-эта непокорность, не без предлога - отпадение; ибо несть вида ему, ниже славы, Он не был, говорит, в виде и славе божественной, но «умалил Себе» «в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе» (Фил. 2:7-8). И это мы говорим, не потому только, что мы имеем предание по одному слуху, но возвещаем потому, что созерцали собственными очами. И видехом его, и не имяше вида, ни доброты, доброты же божественной, но вид его бесчестен; ибо мало, ничтожно, и совсем малоценно все человеческое сравнительно с божественным и высочайшим превосходством и блистательнейшею красотою Высочайшей Природы. Посему и сказано: »красен добротою паче сынов человеческих« (Пс.44:3). Но говорит и еще больше: умален паче всех человек, очевидно, вид его, подобно тому, как если бы сказали: между людьми можно видеть некоторых, отличающихся блеском достоинств, возвысившихся и выдающихся преимуществами богатства или иными какими либо существующими на земле преимуществами; но ничем таким не отличался Еммануил, и был в умаленном и уничиженным положении, так что казался ниже всех людей. И это слово истинно; ибо Он родился не от богатой матери, от святой Девы; но подвергся всякому уничижению, дабы смиренное возвысить и малоценное сделать вожделенным. А с другой стороны: Бог, как Господь и царь всяческих, в каком блеске человеческом мог бы иметь нужду?

Говоря: видехом его, и не имяше вида, ни доброты, они ясно возвещают, в каком состоянии они созерцали Того, о Ком они проповедуют: Он подобен, говорят, человеку, который находится в язве, но благородно переносит болезнь, то есть, мучение или злострадание. Быть может они созерцали лицо Спасителя печальным и в смятении и страхе, так как Он намеревался уже претерпеть смерть на древе, когда и говорил то: »ныне душа моя возмутися« (Ин. 12:27), то опять: »прискорбна есть душа моя до смерти« (Мк. 14:34), »и что реку? Отче, спаси мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей« (Ин. 12:27). А один из святых евангелистов сказал, что когда приблизилось время, в которое Он должен был пострадать, Он начал ужасатися и тужити (Мк. 14:38); ибо хотя Единородное слово Отца по природе Бог и недоступно страданиям и скорби, и вообще всему такому, однако ж уподобляется нашему естеству в том, что не остается бесчувственным к обрушивающемуся на Него искушению чрез все показывая, что Он стал таким же, как и мы, а не был видим на земле, как тень и призрак, что некоторым угодно думать, но на самом деле был человеком. «Отвратися», говорит, «лице его». Выражение «отвратися» употреблено вместо посрамлено. Бесчестно бысть и не вменися: ибо Пилат послал Иисуса к Ироду; а этот, сказано, ни во что Его поставив, отослал назад; ибо не считал Его Иисусом. Бесчестно же бысть и лице Его, очевидно, когда Он подвергался оплеваниям и когда воины Пилата били Его и говорили: »прорци нам Христе, кто есть ударей Тя« (Мф.26:68). И иначе обесчещен Он был, подвергшись позору бичеваний и заушениям слуг. Посему устами Исаии сказал: »плещи Мои вдах на раны, и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний« (Ис. 50:6). Итак, божественные пророки, как я сказал, по откровению от Духа Святого, надо думать, видели Сына, или лице Его не свободным от человеческой скорби, так как наступало время, в которое Ему должно было пострадать, дабы смертью своей плоти упразднить смерть, изгладив грех мира.

Толкование на пророка Исаию

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему

Усердным ревнителям в [изучении] Священного Писания Господь является в двух видах: в простом и общедоступном, зреть который могут многие и о котором говорится: И видехом Его, и не имаше вида, ни доброты; и в другом виде, более сокрытом и доступном лишь для немногих, то есть для тех, кто подобно Петру, Иакову и Иоанну, уже стали святыми апостолами, пред которыми Господь преобразился в славу, препобеждающую чувство. Сообразно этой славе, Господь красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3). Из этих двух видов первый соответствует только еще начинающим [жизнь во Христе], а второй — достигшим совершенства по ведению, насколько это возможно [человеку]. Один есть образ первого пришествия Господа, с ним соотносятся слова Евангелия и его страстями очищаются люди деятельного склада. Второй есть предызображение пришествия [Господа] во славе, которое мыслится как Дух. Оно через мудрость преображает ведующих для обожения, и благодаря этому преображению [Бога] Слова в них они открытым лицем, как в зеркале, взирают на славу Господню (2Кор. 3:18).

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему

В 2-3 стихах описывается крайне смиренный, кроткий и даже униженный внешний вид и соответствующее сему общественное положение Мессии. Всем этим пророк, очевидно, идет прямо навстречу самому главному и наиболее пагубному предрассудку иудеев о грозно-величественном виде ожидаемого ими Мессии и его роли, как победоносного, земного царя-завоевателя,

Ибо Он взошел пред Ним… Непосредственный грамматический смысл речи, по-видимому, говорит за то, что здесь раскрывается отношение Мессии к Господу, т. е. Бога Отца к Богу Сыну. Так именно и понимают данное место очень многие из древних и новых экзегетов (Витрин, Шмидт, Гофманн, Делич, Дум, еп. Петр, Властов, (The pulp. Comm. и мн. др.). Но при таком понимании становится довольно неестественной логическая связь мыслей: пред Лицом Бога-Отца восходит, да еще в самом жалком и смиренном виде, Тот, Кто от века «сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18) и для Кого, конечно, не имели смысла никакие пророческие предупреждения о внешнем виде имеющего явиться Мессии. Но последнее было крайне важно и необходимо для людей, в особенности, для заблуждающихся иудеев, составивших себе крайне превратное представление обо этом.

«Поэтому лучше относить суффикс («пред Ним») к субъекту вопросительного предложения первого стиха, т. е. к индивидуальной личности пророка и коллективной личности народа израильского». (И. Григорьев, с. 209. см, также Комм. СПб. проф. 813 с.).

Как отпрыск и как росток из сухой земли… Вместо первого определения «отпрыск» LXX и наш славянский имеют «яко отроча». Евр. слово - jonach - допускает оба эти перевода: в отношении к человеку, оно указывает на «грудного младенца», а в применении к растениям - на «молодой, сочный отросток». Нельзя не заметить, что оба эти сравнения довольно часто встречаются у различных пророков, в том числе и у самого пророка Исаии, хотя последнее («отрасль»), видимо, преобладает (Ис. 7:14-16; 9:6; 11:1; Иов. 14:7; 15:30; Иер. 23:5; Иез. 17:4, 22; Зах. 6:12 и др.)

Как росток из земли сухой… [В Славянском переводе с 70-и - Яко корень из земли жаждущей… Прим. ред.] Вместо «жаждущей» Акилла перевел «непроходимой» - замечает блаженный Иероним: «чтобы показать преимущество девства, - что без всякого человеческого семени Он произошел из земли, бывшей прежде «непроходимой» (также и Иоанн Златоуст). Всеми приведенными сравнениями, в особенности, последним пророк достаточно подготовил умы своих слушателей к тому, о чем он дальше говорит уже прямо, без всяких образов и подобий. Лучшую параллель к этому сравнению дает пророк Иезекииль (Иез. 17:23).

Нет в нем ни вида, ни величия… который привлекал бы нас к Нему. Вот, в простых и ясных словах сущность всего пророческого изображения внешнего вида кроткого и смиренного Сына Божия, явившегося в образе раба. Акилла переводил: «нет у Него ни вида, ни великолепия». А Симмах еще подробнее: «нет у Него ни вида, ни достоинства, чтобы мы признали Его, ни величия (uewria), чтобы мы пожелали Его. «Отрок Господень» в своем явлении людям не имеет вида и внешней обстановки, которые были бы желательны для них или которых они ожидали при явлении Его, по своему естественному рассуждению; ибо, говорит святой Кирилл Александрийский, «у него не было вида и славы, приличных Богу» (Исх. 19:16-20; 20:19); но он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7 - См. а Ком. СПб. проф. 814). Слова эти, однако, нельзя понимать в тот смысле, что будто бы наружный вид Спасителя был настолько жалок и убог, что он как бы отталкивал от себя. Наоборот, вся христианская древность свидетельствует о выдающейся духовной красоте Лика Спасителя. Они просто означают лишь то, что у кроткого небесного Учителя не было того горделивого, надменного вида, той знатности по рождению и той пышности в образе жизни, которыми иудеи в своих ложных представлениях о Мессии уже заранее окружили Его.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

2–3. Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. 
2 - 3. Возвестихом, Яко Отроча пред Ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида Ему, ниже славы: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты; но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих: Человек в язве сый и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице его, безчестно бысть, и не вменися

Возвестихом, говорит Исаия, яко Отроча пред Ним (т.е. Господом), яко корень в земле жаждущей. И сам Исаия, и другие пророки (Захария) предызображали Спасителя, как отрасль – ветвь от усеченного корня праотца Иессея (Ис.11:1). И хотя на этой Отрасли почиет Дух Божий, во всей полноте даров Своих, тем не менее внешний вид Его будет чужд величия. Отрок Божий появится на служение перед Своим Господом, как корень в земле жаждущей, или как ветка на почве пустыни, а именно – без вида, без славы – без внешнего убранства, как тощая ветка без листьев и цветов, иначе – как всякий обыкновенный, даже бедный человек, который не привлекает ни чьего внимания и расположения внешним видом.

И не только: Он будет умален паче всех сынов человеческихбудет презрен даже нижайшими из низких сынов человеческих, т.е., людей крайне грешных, как отверженный Богом. – Причиной такого презрения послужит то, что Раб Божий, как человек, будет не только в язвах, но изведает с терпением и всякую болезнь. А такое злострадание признавалось прямо свидетельством Божьего проклятия над человеком страждущим. Поэтому-то будет отвратительным, презренным Его лицо и ни во что вменится оно у «сынов человеческих».

Изображая так живо, картинно и в подробных чертах лицо страждущего Иисуса Христа, Исаия, в состоянии возвышенного пророческого видения, созерцает Его именно в последние дни Его суда и предсмертных страданий, когда ланиты Его подверглись заушению, лицо заплеванию, когда голова Его обагрена была струями крови из язв от тернового венца, когда, обнаженный, истерзанный бичами, Он, наконец, пригвожден был к кресту, позорнейшему из всех орудий казни. – Такое пророческое предызображение равносильно свидетельству очевидца – Евангелиста. И оно тем более важно, что сопровождается далее глубоким изъяснением значения, цели, характера и следствий страданий Спасителя.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible