Скрыть
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». Подверженный многим мучениям, Он, однако, все их претерпел ради нас. Смотри, Он оплакал Иерусалим и, возмутившись духом, глубоко вздохнул и потом вызвал из гроба Лазаря, а также пришел в возбуждение по причине Иуды: «один из вас предаст Меня» (Мф.26:21). Он возмутился духом не потому, что Иуда намерен был предать Его, – иначе, как же Он мог сказать Отцу: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего» (Ин.17:1)? – но потому, что видел предателя имеющим оставить собрание двенадцати апостолов, и видел иудеев имеющими быть рассеянными по вселенной. Он скорбел не о Своих скорбях, но об их обстоятельствах; и вместе с тем нас научает горевать о несчастьях других. Не потому Он мучается, что был предан наказаниям, но затем, чтобы показать, что те, ради которых Он претерпевал такие наказания, не будут иметь в Него веры, что ясно показывает, говоря: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37, 38). «И мы вменихом Его быти в скорбях, в язве и во озлоблении, как бы от Бога« (этих слов в русском переводе нет). Справедливо сказано, что мы вменили Его «как бы от Бога», потому что Бог не принуждал Его к тому ни необходимостью, ни силою, но Он Сам предал Себя добровольно за наши грехи. «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф.27:40), говорили иудеи. Но все это ради вас, чтобы исполнилось сказанное: и мы не вменихом Его.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-4 Кто поверил слуху нашему, и мышца Господня кому открылась? И взойдет лозняк пред Ним, и как корень из земли жаждущей: нет вида у Него, ни красоты; и мы видели Его, и не было вида: а мы желали Его. Презренного и последнего из мужей, мужа скорбей и знающего немощь; как бы сокровенно лице Его, и презренно: посему мы и не обращали внимания на Него. Истинно немощи наши Он взял на Себя, и болезни наши понес: а мы считали Его как-бы прокаженным, и пораженным, и униженным от Бога

После слов Отца, в которых Он возвестил миру о будущем пришествии Сына Своего, и прежде соблазна креста, о котором намеревался сказать: неславен будет вид Его, и образ Его пред сынами человеческими (Ис. 52:14), он предпослал славу воскресения: возвысится и вознесется, и будет весьма высок (Ис. 52:13), чтобы крестному уничижению предшествовала слава воскресения: хор пророков отвечает, что Он исполнил долг, и, насколько было возможно для Него, возвестил всем мышцу и силу Его. Словами же: кто поверил слуху нашему, и мышца Господня кому открылась, дает разуметь малочисленность верующих из иудеев.

А в следующем затем: взойдет лозняк пред Ним, вместо чего LXX перевели: возвестили мы как дитя перед Ним, лозняк Симмих перевел: отрасль, чтобы показать, что воспринят человек, произошедший из девственного чрева. О Нем присовокупляет: как корень из земли жаждущей. Вместо жаждущей, Акила перевел: непроходимой, чтобы показать преимущество девства, - и что без всякого человеческого семени Он произошел от земли, бывшей прежде непроходимою. Он есть Тот, о котором и выше читали: изыдет жезл из корене Иесееова, и цвет от корене его взыдет (Ис. 11:1), что сказано для того, чтобы дать разуметь рождение и восхождение Его в мире. Если же Он не имел вида и славы; но образ Его был неславен и умален перед сынами человеческими, или как стоит в еврейском: презренный и последний из мужей: то каким образом в Псалмах говорится: препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею (Пс. 44:4)? Это легко разрешается. Презренным и неславным был Он, когда висел на кресте, и, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13), носил наши грехи, и говорил Отцу: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил (Мф. 27:46). Славным же прекрасным по виду был Он, когда при страдании Его земля потряслась (Мф. 27:51), и по удалении солнца стихии устрашились вечной ночи (Лк. 23:44-45). О Нем и невеста в Песни Песней говорит: брат мой бел и чермен избран от тем (Песн. 5:10). Был Он полнотою и чистотою добродетелей, чермен в страдании, о котором мы будем читать: кто сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора (Ис. 63:1); избран от тем для воскресения, чтобы Он будучи рожденным прежде всякой твари (Кол. 1:15), сделался первенцем от мертвых (Кол. 1:18). А присоединенное им: человек в болезни и знающий носит немощь или мужа скорбей и знающего немощь, указывает на истинное человеческое тело и на истинную человеческую душу Того, кто зная носит немощи, преодолел божеством все оные. И сокровенно лице Его и презренно, чтобы человеческим телом было скрываемо божественное могущество. О Нем выше сказано: Ты Бог сокровенный, а мы не знали (Ис. 45:15).

Кто истинно понес наши немощи и грехи, и за нас страдает: Тот не мнимо, то есть το δοκεΐν, как древняя и новая ереси предполагают, но истинно был распят. Он истинно страдал, говоря в Евангелии: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26:38), и: ныне душа Моя возмутися (Ин. 12:27). А мы думали, что Он — нечистый, или в болезни, как перевели Семьдесят, вместо чего Акила и Симмах поставили: прокаженный, Феодотион: бичеванный, что в других словах, по свойству еврейского языка, разумеется под проказою, сообразно написанному в псалме: и бич не приблизится к телу Твоему (Пс. 90:10). Смысл же такой: мы думали, что Он за свои грехи был поражен Богом, — Он, уничиженный и распятый с разбойниками ради нас. Имеете того, что Симмах перевел: εν αφη οντα, то есть в проказе, Акила поставил: αφημενον, то есть прокаженного, что́ многие, не понимая, считают за означающее: оставленного, а другие читают: καθήμενον, то есть сидящего. В начале отдела, в котором по Семидесяти говорится: Господи, кто поверил слуху нашему: и мышца Господня кому открылась, каковым свидетельством и апостол Павел пользуется в послании к Римлянам (Рим. 10:16), изъясняя оное по отношению к страданию Господню, [сло́ва] Господи в еврейском нет, но оно прибавлено для уразумения того лица, которому говорится.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-6 Сей грехи нашя носит и о нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде и в язве от Бога и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи нашя и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших

Господь наш Иисус Христос «претерпе крест, о срамоте не радив» (Евр. 12:2) и был послушлив Отцу до смерти и страдал от нечестия Иудеев, чтоб, как я сказал недавно, уничтожить грех мира, потому что буква закона или служение законное ничего не могли совершить в этом отношении: «невозможно бо крови юнчей и козлей отпущаши грехи» (Евр. 10:4). Вне врат пострадати изволил, да освятит люди своею кровию, как говорит Павел (Евр. 1:3); ибо Он пострадал никак не за себя, совсем нет,-но за всю поднебесную. Об этом засвидетельствует и премудрый Павел, пишущий о Боге и Отце, что Он «Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть его како убо не и с ним вся нам дарствует» (Рим. 8:32)? И сам Он негде устами Псалмопевца говорит небесному Отцу и Богу: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой» (Пс. 39:7-9). Итак, когда служение по закону оказалось не способным уничтожить грехи живущих на земле (ибо не угодны были жертвы из волов и заклание овец); то Он, истинный Агнец, вземляй грех мира, Сам Себя принес за нас в воню благоухания. Потом, претерпев телесную смерть, освободил всю поднебесную от смерти и греха; ибо Он один, будучи драгоценнее всех, пострадал за всех, дабы господствовать и царствовать над всеми. В этом удостоверит опять Павел, который пишет: «на сие Христос и умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» (Рим. 14:9), и опять: «един за всех умре», «да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему» (Кор. 5:14-15). Посему справедливо пророк говорит, что сей-в язве сый и ведый терпети болезнь, имеющий опозоренное лицо, обесчещенный и ни во что вмененный: той грехи наша носит и о нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде и в язве от бога и во озлоблении. Опять обрати внимание на то, с каким искусством здесь пророческая речь движется вперед. Ибо здесь представляется лицо тех, которые не знали тайны Христовой и думали, что Он терпел страдание, как бы за свои собственные грехи. А мы, говорит, вменихом его быти в труде и в язве и во озлоблении, то есть, мы думали, что по Божию определению постигло Его страдание, как бы за некоторые грехи, и за сей грех он находится быти в труде и в язве и во озлоблении. Но это-не так; напротив той язвлен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша. Затем излагают другие мысли, из которых можно видеть, что Он, неведый греха, страдал ради нашего спасения и жизни. Древле мы находились во вражде с Богом, восставая против святых Его законов и не подчиняясь игу благопослушания и отказываясь служит Ему, Но, говорит, необходимо было наказывать бичом тех, которые дошли до такой дерзости, чтоб они, удалившись от зла, прекратили вражду и примирились с Богом, подклонив Ему свою выю и стараясь, исполнять угодное Ему. И это самое наказание, говорит, которому должны были подвергнуться согрешившие, дабы враждующие примирились с Богом, обрушилось на него. Это-то, мне кажется, и означают слова: «наказание мира нашего на нем». Но смысл сих слов делает более ясным, тотчас присовокупляя: «язвою его мы исцелехом»; ибо Он, как я сказал, пострадал за нас. «Вси яко овцы заблудихом»: «человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших». Итак мы заблудились, удалились от живого Бога, следуя своим удовольствиям. Но Господь всяческих, то есть, Бог и Отец предал Его грех ради наших, дабы освободить нас от наказания и спасти уверовавших. Имея в виду это, и Сам Христос сказал: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом

С по 6 ст. пророк дает ключ к разгадке такого удивительного и необъяснимого для большинства ветхозаветного человечества явления, как страдания и унижения Мессии. Еще из истории праведного Иова мы хорошо знаем, что в сознании ветхозаветных мудрецов положительно не укладывалась идея невинных страданий: если кто страдал, то он, следовательно, был грешен; вот обычная логика того времени, которую иудеи, конечно, стали бы прилагать и к страждущему Мессии, о Котором говорит здесь пророк, законно усматривая в словах пророка внутреннее противоречие: если тот, о ком ты говоришь - Мессия, то Он не должен страдать (потому что Он должен быть невинен); если же Он будет страдать, то это - уже не Мессия. Пророк Исаия и разрешает здесь это мнимое противоречие, раскрывая, что хотя Мессия и будет страдать, но не за Свою личную вину, а за наши общие грехи, Он явится Невинным Страдальцем, почему Его страдания и будут иметь такую исключительную, очистительно-искупительную силу.

Для лучшего понимания как данного стиха, так и всего рассматриваемого отдела (4-6), толкование 4-го ст. следует начать со второй его половины, где дается исходный пункт речи.

Мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Пророк здесь соединяет себя с уверовавшими иудеями и как бы от лица их говорит об их бывшем заблуждении и раскаянии в нем. Сущность заблуждения иудеев, по их собственному сознанию, заключалась в том, что они, видя Мессию, переносящим ужасные страдания и позор унижения, думали, что Он - великий грешник, если Бог наказал его так сильно. Еврейский глагол, указывающий на это наказание - nega - намекает, главным образом, на проказу (Лев. 13:3, 9, 20; Чис. 12:9-10; 4Цар. 15:5 и др.), что согласно и с контекстом (3 ст.). И из истории крестных страданий Спасителя мы, действительно, знаем, что многие в самом факте позорной Его смерти видели уже доказательство Его самозванства и Божественной кары за это (Мф. 27:43). О том же говорит и известный евангельский возглас Божественного Страдальца: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Точно так же Евангелия отмечают и то, что у самого же подножия креста были уже уверовавшие в Распятого, как, например, один из распятых с ним разбойников и римский сотник (Лк. 23:40-43, 47).

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Мы думали, что страдания на Мессию посылает Бог за Его грехи; но нет мы жестоко заблуждались: оказывается, Он Сам добровольно понес наши немощи и наши болезни. Исходя из содержания догмата искупления, многие экзегеты склонны под «немощами» и «болезнями» разуметь исключительно духовные немощи, т. е. «грехи» людей, но евр. термины - makib и holi - не употребляются для обозначения понятия «грех». Поэтому, гораздо правильнее толковать эти определения в их прямом, буквальном смысле, так как «немощи» и «болезни», в качестве следствия грехопадения, являются лучшим указанием и на производящую их причину. Вместе с тем, тут нельзя не видеть также соответствия и с содержанием 3-го стиха («муж скорбей и изведавший болезни»), в котором, вообще, описывается уничиженное состояние Мессии, которое здесь выясняется.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

4. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. 
4. Сей грехи наша носит о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде и в язву от Бога и во озлоблении

Представив крайнюю степень страданий Искупителя, пророк изъясняет значение их. Сей – в столь великой мере страждущий – грехи наша носит: Он носит грехи или язвы и болезни за грехи, возложенные Им на Себя, по воле Божией, подобно жертвенному Агнцу, на которого, по указанию Закона Моисеева, также возлагались грехи народа, через возложение рук Первосвященника. – И о нас болезнует – или, за нас, за наши грехи Он переносит болезни, чтобы искупить нас от наших грехов и спасти от погибели. – И мы вменихом Его быти в труде– мы, все люди, грешные перед Богом, не исключая и достойнейших из людей, как очевидно, и самого пророка Исаию, все как бы заменили себя Им, чтобы Ему, вместо нас, быть в труде – страдании, и в язве, от Бога, – в сильной язве, неизлечимой, и во озлоблении – в перенесении всякого зла от людей, чтобы избавить их, от всякого зла.

Если грешные люди так заменили себя страждущим Искупителем (как обыкновенно, по Закону Моисея, жертва заменяла собою приносившего жертву), то Он есть истинный Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира, как свидетельствовал именно о Христе Предтеча Его, Иоанн Креститель.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible