Скрыть
Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 26-28 припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание

Видишь ли, Он воздвигает судилище и объявляет победу по суду. Как выше Он сказал: делайте то и это, «спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим» (Ис.1:17–18), сначала научая, как можно победить, а потом призывает на суд, – подобным образом поступает и здесь. «Припомни Мне, – говорит, – станем судиться». Почему говорится: «припомни Мне»? Чтобы они уразумели величину благодеяний. Тот, кто любит кого-либо, желает обнаруживать, что он близок его сердцу, так чтобы любимый им помнил о благодеяниях, не забывал об них, по крайней мере понимал, от каких грехов он освобожден. Ты, говорит, никогда не думай в своей душе, что Я вступаю с тобою в суд для того, чтобы осудить тебя, но для того, чтобы открыть тебе, насколько Я люблю тебя. Не Я объявляю твои грехи, но ты сам расскажи о них, и тогда ты узнаешь, какие язвы уврачевал Я. Потому Я и говорю: «припомни Мне», – чтобы ты сам себя оправдывал; для этого же достаточно, чтобы ты сам исповедал, а Я не говорил ни слова.

«Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня». Ужели теперь нет грехов? Ужели теперь вы не отступили от Меня? «За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание». Некоторые говорят: «в проклятие»; а еврейский текст говорит: «в проклятие Иакова и в осуждение Исраиля». Другие же говорят: «в злохуление». Видишь ли, что все дела твои лживы? Что значит: «праотец твой согрешил»? Я молчал, а вы положили начало. «Говори ты, чтоб оправдаться»: не медли, не выжидай Моей речи, как и другой говорит: «Первый в тяжбе своей прав» (Притч.18:17). Вот Он всегда побуждает нас к тому, чтобы мы искали той пользы, которая годна как для праведника, так и для грешника.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 25-28 Я, Я сам изглаживаю беззакония твои ради Себя, и грехов твоих не помяну. Напомни Мне, чтобы нам судиться вместе; расскажи, если что имеешь, чтобы оправдаться. Отец твой первый согрешил и ходатаи твои отступили от Меня. И Я признал нечистыми (contaminavi) князей священных, предал Иакова на убиение и Израиля на поругание

Ты, говорит, Иаков и Израиль, отягощал Меня грехами своими и Я едва мог выносить бремя твоих беззаконий, коих Я не называю ни рабами, ни отроками Своими, но называю просто именем Иакова и Израиля, чтобы указать и обличить грешников. Но Я ради Себя, — так как Я благ, долготерпелив и многомилостив,— изглажу все беззакония твои окроплением и кровию Нового Завета: изглажу старое рукописание, которое было написано против тебя, и более не припомню грехов твоих, которые Я отпущу тебе в крещении, если ты захочешь веровать. Итак напомни Мне: если ты можешь справедливо сказать что либо в ответ Мне, Я охотно выслушаю, чтобы нам вместе судиться и чтобы ты мог доказать, что Я не сделал тебе того, что должен был сделать. Эту мысль в более полном виде мы читаем у Михея: людие Мои, что сотворих вам или чим стужил вам? Отвещайте Ми. Зане изведох вас из земли египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисея и Аарона и Мариам (Мих. 6:3-4). И в пятидесятом псалме Давид говорит к Богу: «чтобы Ты оправдался в словах Твоих и победил, когда будешь судиться» (Пс. 50:6).

Итак скажи, если что либо имеешь, чтобы оправдаться. Смысл же такой: Я не буду говорить первый против тебя, чтобы ты не сказал, что ты подавлен многочисленностию слов, но сам говори в защиту себя, если имеешь что либо основательное, чтобы ты оказался незаслуженно терпящим испытываемое тобою. Но дабы ты знал, что Я миловал тебя не за твои заслуги, а по Своей благости, Я обращаюсь к твоим отцам и предкам, чтобы ты понял, что ты рожден грешниками.

Отец твой первый согрешил в пустыне, то есть весь народ израильский. Или же твой прародитель Авраам уличается во грехе, так как он ответил Господу, обещавшему семени его землю обетованную: по чесому уразумею, яко наследити ю имам (Быт. 15:8). И ходатаи твои, говорит, отступили от Меня: Аарон и Моисей при воде пререкания, которые говорили как посредники между Мною и тобою (Чис. 20). А чтобы мы могли понять, что это объяснение не натянутое, то далее следует: Я признал нечистыми князей священных, о которых и в псалме поете: пожерты быша при камени судии их (Пс. 140:6). О них говорит, что признал их нечистыми, потому что они не вошли в землю обетованную.

И предал Иакова на убиение и Израиля на поругание, так что никто из вышедших из Египта, за исключением двоих, не вошел в Иудею, но трупы их лежали в пустыне. По Семидесяти, которые от себя прибавили: скажи ты первый беззакония твои, чтобы оправдаться, Бог призывает их к покаянию, чтобы они уразумели свои преступления и согрешения и достигли помилования. Ибо и в другом месте написано: праведный себе самого оглаголник в первословии (Притч. 18:18). О князьях их и отцах говорится, что они осквернили святыни Господни, не служа закону Божию, а следуя преданиям и заповедям человеческим: ради них погиб Иаков и предан на поругание Израиль, удаленный из своей страны и, как изгнанник, странствующий по всему миру.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 27-28 Отцы ваши первии согрешиша, и князи ваши беззаконноваша на Мя. И оскверниша князи святая Моя, и дах погубити Иакова и Израиля во укоризну

Говоря: Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну, Он вместе с тем знал, что некоторые воспротивятся сим словам и скажут: если Ты почтил Израиля прощением, если у него настало некоторое полное спокойствие, если он очищен от скверн, если омылся от нечистоты древних преступлений; то как или за что он подвергся наказаниям, будучи истребляем мечами врагов, потом сделавшись пленником, потеряв родную страну и подпав власти и игу своих победителей, так как он предан был воинам, пришедшим из Вавилона?

Посему он отвечает на это, говоря да судимся, и утверждает, что они сами были виновниками сего и сами навлекли это на свои собственные головы. Ибо отцы ваши, говорит, и князи ваши беззаконноваша на Мя. Называя нам здесь отцов, не просто только обвиняет предков, но более кажется желает указать и еще нечто следующее. И избранные для священнодействия мудрецы и законоведы обыкшие детоводить подвластный им народ, могут быт названы отцами и князьями, равно как и вождями подчиненных им. Посему, когда какие-либо беззакония совершаются не простым народом, а напротив теми, которым следовало исправлять преступления и других; тогда неизбежное и должное наказание нечестивцев становится наконец делом необходимым. Итак те, говорит, которые заступают место отцов и получили начальство над вами, беззаконновали на Мя. Говоря: на Мя указывает на то, что непристойные и нечестивые преступления их совершены не против одного из нас, но против самой славы сущего превыше всего Бога.

Рассуждаю так. Если кто обидит одного из ближних своих, подвергнув его своей жестокости и насилию, или другим каким-нибудь способом; то хотя он и погрешает, но против такого же по природе человека, а не против Бога. А кто отвергает служение Ему, подчинил себя обману демонов и поклонился им, тот восстает против Бога и сколько зависит от самого идолослужителя низводит Его с престола Божества и пытается лишить Его превосходства и славы, Ему только Единому подобающих. Сие-то и совершили некогда Израильтяне: ибо они служили идолам и сказавши здравствовать священным откровениям не хотели преклонить Богу свою надменную и жестокую выю.

Посему Он обвиняет их и говорит: священницы не рекоша: где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастырие нечествоваша на мя (Иер. 2:8); и опять: вскую глаголете ко мне? вси вы нечествовасте и вси вы беззаконновасте ко мне, глаголет Господь Вседержитель (Иер. 2:29) Итак, оскверниша, говорит, князи святая Моя; ибо они возъимели дерзость ставить памятники демонов не только в Иерусалиме, но и могли бы быть уличены как совершители такого нечестия и в самом божественном храме, почему Бог всяческих сказал о синагоге Иудейской: почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзости? (Иер. 11:15), называя мерзостью искусно сделанную статую и изображение Бога. Оскверняются святая и другим образом, если пренебрегается кем-либо то, что заповедано было совершать во славу Божию с благоговением и свято и если некоторые ни во что вменяют преступление Его божественных законов. Итак поелику отцы ваши, говорит, беззаконноваша на Мя и оскверниша князи святая Моя, то и Я дах врагам погубити Иакова, и позором облек Я за это Израиля.

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Церкви Небесной


Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1Тим.2:1-2), и в 2Кор.1:11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис.43:27; Иер.15:1; Откр.5:8;8:3-4 – говорит о ходатайстве пред Богом за других.

Значит, сектантам не нужны ничьи молитвы, а в том же послании не так говорится: (1Ин.5:16).

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня

Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня… Евреи всякий раз, когда хотели выставить свою праведность и близость к Богу, ссылались на заслуги своих патриархов - Авраама, Исаака и Иакова, своих первосвященников и вождей - Моисея, Аарона, Самуила и др. Господь теперь и поражает их в самое больное и чувствительное место: Он говорит, что даже они - прославленные родоначальники и вожди еврейского народа - и то далеко не были безупречны в своей жизни и в своем нравственном поведении, о чем свидетельствует беспристрастная библейская история каждого из них (Быт. 12:13, 18; 17:17; 20:2 и др.). Еврейский текст имеет слово «праотец», которое многих экзегетов соблазняет искать какой-либо определенной исторической личности (Адама, Авраама, Иакова и др.). Но LXX термин - abicha перевели: «οἱ πατέρες ὑμω̃ν», т. е. как собирательное имя, что гораздо лучше выражает общий смысл текста. Если «отцы» только согрешали, а потом снова восставали и достигали, при содействии Божественной помощи, высокой праведности, то «ходатаи» твои совершенно отступили от Меня. Под этими богоотступными ходатаями всего правильнее будет разуметь «ложных священников и пророков», которые особенно умножились в предпленную эпоху, по свидетельству истинных пророков (Иер. 5:13; 14:15; 13 гл.; Иез 14:9; Соф 3:4 и др.).

См. также Толкование на Ис. 43:22

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 27–28. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание.

Отцы ваши первии или праотцы, а именно современники Ровоама и Иеровоама, согрешили в том, что, разделившись на два царства, нарушили и единение веры; и даже князья – представители колен, вместо того, чтобы быть руководителями народа и ходатаями за него перед Богом, сами отступили от Него, так как оставили закон (гл. Ис.1:21, 23; Ис.2:6 и сл.). Беззаконие дошло до того, что идолослужением было осквернено само святилище (именно при Ахазе). Тогда Господь дал или предал свой народ – одних на погубление, других на укоризну на поругание, причем и священники лишались священства и соединенного с ним почета и благоустройства (гл. Ис.1:11-18, 28-29; Ис.2:6-9 и сл.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible