Скрыть
А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Будите Ми свидетелие, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и отрок Мой, егоже избрах, да увесте и веруете Ми и уразумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет

«А Мои свидетели, говорит Господь, вы». Разве Я не исполнил потом истинно того, что предвозвестил? Хотя Я, говорит Бог, Сам по Себе достойный и верный свидетель, однако, и вы также будьте Мне свидетелями. Смотри, как Бог премудро показывает Свое право: сколько раз Он говорит в Евангелии: «Я Сам свидетельствую о Себе» (Ин.8:18); «свидетельство Мое истинно» (Ин.8:14); «и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (Ин.8:18); так и здесь говорит: «раб Мой, которого Я избрал», – называя свидетелем и пророка. Это, говорит, Я говорю ради вашего спасения, «чтобы вы знали и верили Мне, и разумели». Видишь ли, Он всегда предпочитает веру мудрости?

«Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет». Итак, что же должно сказать о Сыне? Не думай, что Рожденный не есть также Бог, но что сотворенный не может быть Богом. Видишь ли, Он всегда и везде полагает пред нашими глазами Свою вечность и творческую силу; как Он представил нам в доказательство Божества то, что не имеет начала, так теперь – вместе с творческою силою, показал предвидение. Такими-то знамениями и примерами Он показывает нам Бога.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-13 И теперь так говорит Господь, творящий тебя, Иаков, и устрояющий тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, и назвал тебя именем твоим; ты Мой. Когда будешь переходить чрез воду (вульг. чрез воды), Я буду с тобою, и реки не покроют тебя. Когда пойдешь в огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя: ибо Я Господь Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой, в умилостивление за тебя Я отдал Египет, Эфиопию и Саву. Посему ты стал дорог в очах Моих и славен: Я возлюбил тебя, и отдам [других] людей за тебя и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу семя твое, и от запада соберу тебя. Скажу северу: дай и югу: не удерживай: приведи сыновей Моих издалека, и дочерей Моих от конца земли. И всякого, кто призывает имя Мое, Я сотворил того для славы Моей, и образовал его и создал его. Выведи народ слепой, [хотя] и имеющий глаза, глухой, [хотя] и есть у него уши. Все народы собрались вместе и совокупились племена. Кто из вас предвозвестит это, и даст нам слышать о бывшем от начала? Пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, и пусть выслушают и скажут: по истине вы свидетели Мои, говорит Господь, и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и уразумели, что это Я. Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предвозвестил и спас: Я поведал и не было иного у вас. Вы — свидетели Мои, говорит Господь, и Я Бог и от начала Я тот же, и нет иного, кто избавил бы от руки Моей. Я сделаю, и кто отвратит это

Евреи объясняют это относительно второго пришествия Спасителя, так как после полноты язычников спасется весь Израиль. Мы же думаем, что отнюдь не тем дается обетование, которым выше было сказано: кто слеп, если не отроки Мои, и кто глухие, если не господствующие над ними? И затем: народ раззорен и разграблен, и наконец прибавляет: излил на него гнев ярости своей и лютую войну, и сожигал его кругом, но он не познал, и опалял его, но он не уразумел.

Следовательно, что мы выше сказали, что есть два Иакова и два Израиля, один телесный и другой духовный, [состоящий] из тех, кои не захотели веровать в Спасителя, и из тех, кои приняли Сына Божия, это же и теперь нужно разуметь, то есть что призывается лик апостолов и первая Церковь Христова, собранная из народа иудейского, чтобы уразумел своего Творца и устроителя, который был Создателем души и тела его. И пусть не боится преследователей, ибо он искуплен кровию Христа, который назвал его своим именем, и вследствие любви называет в особенности народом своим; но пусть неукоснительно проповедует и не страшится никаких опасностей. А присовокупляя: воды и реки и огонь и пламя, он описывает нападение и ярость гонителей, враждебно относящихся к спасению язычников и не хотящих, чтобы проповедовалось слово евангельское, хотя иудеи под водами хотят разуметь египтян, под реками— вавилонян, под огнем — македонян, под пламенем — римлян. Не бояться же заповедует им потому, что Господь Бог спаситель их и Святый Израилев с ними, создавший их, чтобы они проповедывали в Египте, в Ефиопии и в Сиене и на крайних пределах мира. Вместо Сиени остальные переводчики поставили Saba, откуда была царица южная, приходившая послушать мудрости Соломона (3Цар. 10). Поэтому лик апостолов сделался дорогим пред Богом и возлюбленным для Него, и спасением для всех людей и народов, которые были призваны ими к Евангелию и вменены в спасение душ их. Поэтому он присоединяет и говорит: не бойся, ибо Я с тобою, говорящий вам в Евангелии: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Ибо от востока и запада приведу сыновей твоих, которые будут покоиться на лоне Авраамовом и из всех частей мира соберется народ, состоящий из сыновей Моих и дочерей, которые или будут призывать имя Мое или назовутся именем Моим, чтобы именоваться христианами во славу своего Создателя.

Следующее же затем: выведи народ слепой, [хотя] и имеющий глаза, глухой, [хотя] и есть у него уши, по мнению многих, говорится о народах языческих, которые вследствие учения апостолов начали слышать и видеть. Но мы и это можем относить к рассеянному Израилю, который был призван чрез апостолов и первый уверовал, которым и Павел говорит: вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян. 13:46), и сам Господь в Евангелии: идите ко овцам погибшим дому Исраилева (Мф. 10:6).

Наконец следует: все народы собрались вместе и совокупились племена, то есть с народом, уверовавшим из иудеев, чтобы было двоякое призвание, обрезания и необрезания. А когда говорится выведи, то речь обращена к Сыну. Или же, по Семидесяти, Отец говорит о Сыне, что Он вывел слепой и глухой народ Его и соединил с язычниками, и сделал из них многих предстоятелями церквей. И удивляется пророк, что никто из язычников не мог предвидеть это и знать решения Божии, а только народ Его, принявший закон и имевший пророков; ибо ведом во Иудеи Бог, во Исраили велие имя Его (Пс. 75:1). Или же сам Бог есть свидетель Своих слов, и совершитель, и отрок Его и раб, которого Он избрал. Без сомнения, Он указывает на Христа, которому и выше говорит: «для Тебя велико называться отроком Моим». И все это будет, чтобы истина была проповедана миру, и чтобы те, ум которых прежде был бессмыслен и бесчувствен, познали, и уверовали и уразумели, что кроме одного Бога нет иного Бога, не прежде, ни после. Ибо Создатель времен не имел когда либо начала, так как и это самое когда либо относится ко времени.

И как теперь Он сказал: Я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок, которого Я избрал, и тоже самое говорит Господь в Евангелии: двоих человеков свидетельство истинно есть. Аз есмь свидетельствуяй о Мне и пославый Мя Отец (Ин. 8:17-18); так нужно мыслить и о божестве Его, что нет никакого Бога, кроме самого говорящего это и Отрока Его, которого Он избрал.

И прекрасно, что кроме Бога Отца нет никакого другого Бога; ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), который говорит в Евангелии: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11). Ибо как единый Христос Господь не исключает того, чтобы и Отец был Господом, так и единый Бог Отец не исключает того, чтобы и Сын был Богом, который в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Сей бе искони у Бога (Ин. 1:1-2).

Дальнейшее же: и нет Спасителя кроме Меня показывает, что Сын во Отце спасает все. О Нем этот же самый пророк свидетельствует: «пошлет им Господь Спасителя, который избавит их» (Ис. 19). Ибо Бог мудрый и сильный не может быть без своей мудрости и силы. Таким образом, поелику Я изначала предрек это, как имеющее быть, то не будет никого, кто отверг бы Мою волю или сделал недействительным то, что Я совершу. Хотя это говорится к Иакову и Израилю, но относится к лику апостолов и ко всем, которые из народа иудейского восхотят уверовать во Христа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Будите Ми свидетелие, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и отрок Мой, егоже избрах, да увесте и веруете Ми и уразумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет

Сказав, что ничто не может свидетельствовать о знании будущего нечистыми демонами или изделиями человеческих рук, он ведет беседу с своими пророками и говорит: будите Ми свидетелие; ибо Я сообщал чрез вас знание о будущем и Мой Дух блистал в вас. Итак, Я представлю вас свидетелями Моей славы и божественного Моего превосходства. Но Я и Сам буду свидетельствовать о Себе и Отрок Мой, его же избрах. Подобно сему сказанное устами нашего Спасителя Иудеям: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое: яко вем, откуду приидох и камо иду (Ин. 8:14); и опять: Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самем, и свидетельствует о Мне пославый Мя Отец (Ин. 8:18).

И подлинно, глас Бога совершенно довлеет для удостоверения в том, что ни волил бы Он изречь о Своей славе и превосходстве; но со вторичным значением следует и голос Святых и сознание, усвояющее Ему все, что подобает естеству превысшему всех естеств. Посему, взяв во свидетели святых пророков, Он обращается к наивысшему и совершенно не ложному, говорю, к Себе самому и к собственному Сыну; ибо здравомыслящим, как я сказал, глас Божий довлеет для совершенного удостоверения. Вот сие-то, говорит, Я изглаголал к вам не всуе, но да увесте и веруете Ми и уразумеете, яко Аз есмь; ибо чрез знание – вера, а чрез веру – разумение: аще не уверите, ниже имате разумети, говорит (Ис. 7:9). Уверовать же должны вы тому, что прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет. Подлинно и прежде Него не было иного Бога, но Он есть начало всего и превыше всякого ума, – и после Него не будет; Он пребывает Тойже (1Кор.12:5,6; Евр. 13:8) и имеет неизменную природу и незыблемое превосходство над всем и непрестанное царство. Ибо Кто не имеет начала бытия, к какому может прийти концу?

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет

А Мои свидетели, говорит Господь, вы… Так как речь пророка обращена была непосредственно к народу израильскому, то его же, следовательно, должно считать и тем лицом, которое выставлено в качестве первого свидетеля. И действительно, вся история богоизбранного народа, со всеми данными ему богоявлениями, откровениями, законами и чудесами, является лучшим и наиболее убедительным доказательством Божественного всемогущества и Его зиждительной, миротворческой Премудрости и Силы. Но, кроме всего этого, еврейский народ был прямым свидетелем исполнения многих божественных пророчеств, касавшихся судьбы различных языческих народов, а также и на самом себе испытал оправдание многих пророческих угроз и обетований.

И раб Мой, которого Я избрал… Слова эти невольно напоминают начало 42 гл. «Вот Отрок Мой…. избранный, Мой, к которому благоволит душа Моя» (1 с). Очевидно, и относятся они к одному и тому же Лицу - Посреднику Ветхого и Нового Завета, Господу Иисусу Христу, Который не напрасно, в свидетельство своей истинности, ссылался на Свои дела и на волю пославшего Его Отца (Ин. 5:36-37). «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» - торжественно ответил Сам Господь на вопрос Пилата: «что есть истина» (Ин. 18:37). «Верным свидетелем» неоднократно называется Он и в Апокалипсисе (Откр. 1:5; 3:14). К Иисусу Христу относят это место и святоотеческие толковники (святой Кирилл Александрийский, блаженные Феодорит, Иероним).

См. также Толкование на Ис. 43:8

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 10–11. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. 

У народов и царей нет свидетеля, который бы знал и указал Спасителя народов; а Господь имеет свидетелей о Себе; это Его избранный народ и избраннейший из народа Его Отрок – слуга Его воли, совершитель самого дела спасения. Что было предсказано народу и что совершит Отрок Иеговы, из того самого всем будет совершенно понятно, что Спаситель народов есть ни какой-то иной Бог, а только Он единый и вечный Бог и Царь, сотворивший, устроивший и искупивший Израиля (ст. Ис.43:1, 3, 7-15).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible