Скрыть
Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это

«Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас», т.е. явно «предрек». Где те боги, которым вы закалали и приносили жертвоприношения? Чтобы вы не говорили: идолы ничего не предвозвестили по своей воле и намеренно, «предрек», говорит Бог, и, тем не менее они не могли возвестить вам ничего. Я же, говорит, хотя и укорял Меня ассириянин, внезапно проявил Свое могущество.

«И вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?» Видишь ли силу над всеми силами? Видишь ли власть, господствующую над всеми господствами?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-13 И теперь так говорит Господь, творящий тебя, Иаков, и устрояющий тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, и назвал тебя именем твоим; ты Мой. Когда будешь переходить чрез воду (вульг. чрез воды), Я буду с тобою, и реки не покроют тебя. Когда пойдешь в огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя: ибо Я Господь Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой, в умилостивление за тебя Я отдал Египет, Эфиопию и Саву. Посему ты стал дорог в очах Моих и славен: Я возлюбил тебя, и отдам [других] людей за тебя и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу семя твое, и от запада соберу тебя. Скажу северу: дай и югу: не удерживай: приведи сыновей Моих издалека, и дочерей Моих от конца земли. И всякого, кто призывает имя Мое, Я сотворил того для славы Моей, и образовал его и создал его. Выведи народ слепой, [хотя] и имеющий глаза, глухой, [хотя] и есть у него уши. Все народы собрались вместе и совокупились племена. Кто из вас предвозвестит это, и даст нам слышать о бывшем от начала? Пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, и пусть выслушают и скажут: по истине вы свидетели Мои, говорит Господь, и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и уразумели, что это Я. Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предвозвестил и спас: Я поведал и не было иного у вас. Вы — свидетели Мои, говорит Господь, и Я Бог и от начала Я тот же, и нет иного, кто избавил бы от руки Моей. Я сделаю, и кто отвратит это

Евреи объясняют это относительно второго пришествия Спасителя, так как после полноты язычников спасется весь Израиль. Мы же думаем, что отнюдь не тем дается обетование, которым выше было сказано: кто слеп, если не отроки Мои, и кто глухие, если не господствующие над ними? И затем: народ раззорен и разграблен, и наконец прибавляет: излил на него гнев ярости своей и лютую войну, и сожигал его кругом, но он не познал, и опалял его, но он не уразумел.

Следовательно, что мы выше сказали, что есть два Иакова и два Израиля, один телесный и другой духовный, [состоящий] из тех, кои не захотели веровать в Спасителя, и из тех, кои приняли Сына Божия, это же и теперь нужно разуметь, то есть что призывается лик апостолов и первая Церковь Христова, собранная из народа иудейского, чтобы уразумел своего Творца и устроителя, который был Создателем души и тела его. И пусть не боится преследователей, ибо он искуплен кровию Христа, который назвал его своим именем, и вследствие любви называет в особенности народом своим; но пусть неукоснительно проповедует и не страшится никаких опасностей. А присовокупляя: воды и реки и огонь и пламя, он описывает нападение и ярость гонителей, враждебно относящихся к спасению язычников и не хотящих, чтобы проповедовалось слово евангельское, хотя иудеи под водами хотят разуметь египтян, под реками— вавилонян, под огнем — македонян, под пламенем — римлян. Не бояться же заповедует им потому, что Господь Бог спаситель их и Святый Израилев с ними, создавший их, чтобы они проповедывали в Египте, в Ефиопии и в Сиене и на крайних пределах мира. Вместо Сиени остальные переводчики поставили Saba, откуда была царица южная, приходившая послушать мудрости Соломона (3Цар. 10). Поэтому лик апостолов сделался дорогим пред Богом и возлюбленным для Него, и спасением для всех людей и народов, которые были призваны ими к Евангелию и вменены в спасение душ их. Поэтому он присоединяет и говорит: не бойся, ибо Я с тобою, говорящий вам в Евангелии: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Ибо от востока и запада приведу сыновей твоих, которые будут покоиться на лоне Авраамовом и из всех частей мира соберется народ, состоящий из сыновей Моих и дочерей, которые или будут призывать имя Мое или назовутся именем Моим, чтобы именоваться христианами во славу своего Создателя.

Следующее же затем: выведи народ слепой, [хотя] и имеющий глаза, глухой, [хотя] и есть у него уши, по мнению многих, говорится о народах языческих, которые вследствие учения апостолов начали слышать и видеть. Но мы и это можем относить к рассеянному Израилю, который был призван чрез апостолов и первый уверовал, которым и Павел говорит: вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян. 13:46), и сам Господь в Евангелии: идите ко овцам погибшим дому Исраилева (Мф. 10:6).

Наконец следует: все народы собрались вместе и совокупились племена, то есть с народом, уверовавшим из иудеев, чтобы было двоякое призвание, обрезания и необрезания. А когда говорится выведи, то речь обращена к Сыну. Или же, по Семидесяти, Отец говорит о Сыне, что Он вывел слепой и глухой народ Его и соединил с язычниками, и сделал из них многих предстоятелями церквей. И удивляется пророк, что никто из язычников не мог предвидеть это и знать решения Божии, а только народ Его, принявший закон и имевший пророков; ибо ведом во Иудеи Бог, во Исраили велие имя Его (Пс. 75:1). Или же сам Бог есть свидетель Своих слов, и совершитель, и отрок Его и раб, которого Он избрал. Без сомнения, Он указывает на Христа, которому и выше говорит: «для Тебя велико называться отроком Моим». И все это будет, чтобы истина была проповедана миру, и чтобы те, ум которых прежде был бессмыслен и бесчувствен, познали, и уверовали и уразумели, что кроме одного Бога нет иного Бога, не прежде, ни после. Ибо Создатель времен не имел когда либо начала, так как и это самое когда либо относится ко времени.

И как теперь Он сказал: Я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок, которого Я избрал, и тоже самое говорит Господь в Евангелии: двоих человеков свидетельство истинно есть. Аз есмь свидетельствуяй о Мне и пославый Мя Отец (Ин. 8:17-18); так нужно мыслить и о божестве Его, что нет никакого Бога, кроме самого говорящего это и Отрока Его, которого Он избрал.

И прекрасно, что кроме Бога Отца нет никакого другого Бога; ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), который говорит в Евангелии: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11). Ибо как единый Христос Господь не исключает того, чтобы и Отец был Господом, так и единый Бог Отец не исключает того, чтобы и Сын был Богом, который в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Сей бе искони у Бога (Ин. 1:1-2).

Дальнейшее же: и нет Спасителя кроме Меня показывает, что Сын во Отце спасает все. О Нем этот же самый пророк свидетельствует: «пошлет им Господь Спасителя, который избавит их» (Ис. 19). Ибо Бог мудрый и сильный не может быть без своей мудрости и силы. Таким образом, поелику Я изначала предрек это, как имеющее быть, то не будет никого, кто отверг бы Мою волю или сделал недействительным то, что Я совершу. Хотя это говорится к Иакову и Израилю, но относится к лику апостолов и ко всем, которые из народа иудейского восхотят уверовать во Христа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11–13 Аз Бог, и несть разве Мене спасаяй. Аз возвестих и спасох, укорих, и не бе в вас чуждий: вы Мне свидетелие, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, еще от начала, и несть изымаяй от руку Моею: сотворю, и кто отвратит е

Будьте, говорит, свидетелями, что Я один – Бог всяческих, – так как никого прежде Меня не было и после Меня не будет; Спасающий – только Я один; и об этом Я предвозвестил вам издревле и сказанное привел в исполнение, ибо Я спас во Христе. Укорих, и не бе в вас чуждий. Израильтяне по временам забывали священные законы, данные, говорю, чрез премудрого Моисея, и наслаждения любили более чем Бога; потом, отвечая за свое легкомыслие, они подвергались опасностям, когда враги нападали на них; но во время скорби они принимались звать на помощь себе Того, Кто всегда спасает. И за это Он укорял их устами Иеремии, говоря: и во время озлобления своего рекут: востани и избави нас. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? да востанут и избавят тя во время озлобления твоего (Иер. 2:27, 28). Итак Я многократно укорял вас, потомков Израиля, и вы из собственного опыта узнали, что среди вас не было бога, то есть, чуждого, ибо ни кто из них не спас вас. Следовательно Спасающий – Я один.

Посему будьте свидетелями, но и Я буду свидетелем Себе, глаголет Господь Бог, или говоря словами Христа: всяк убо иже исповесть мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех (Мф. 10:32). Засвидетельствуйте же, что Я есмь еще от начала, то есть, от начала доселе предвозвещающий будущее и могущий невозбранно спасать тех, кои жаждут общения со Мною; – спасая так, что совершенно никто не может из Моих рук исхитить однажды предызбранного: ибо несть, говорит, из руку Моею изъимаяй: сотворю и кто отвратит е? Он совершил, говорит, призвание народов, или спас заблуждающихся, и кто изменит это? или устроит, чтобы это было не так? А что из руки Бога никто не похитят спасенных Им, в этом уверит сам Спаситель, говорящий: овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и по мне грядут . И аз живот вечный дам им : и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки моея. Отец мой, иже даде мне, болий всех есть: и никтоже может восхитити их от руки Отца моего (Ин. 10:27-29) Очевидно, это тоже, что написано: нет из руку Моею изъимаяй.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог

Я предрек, и спас, и возвестил… В этих словах, кроме общей мысли об исполнении божественных пророчеств, находят и более частный намек на освобождение Иерусалима от нашествия Сеннахирима, возвещенное через пророка Исаию (Ис. 37:33-36; ср. 4Цар 19:20-35); событие, им заранее предсказанное, а впоследствии им же и воспетое.

См. также Толкование на Ис. 43:8

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 12–13. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? 

Что только Господь Бог Израиля есть истинный Спаситель, это подтверждается тем, что Господь как возвестил о спасении Своем наперед, так и действительно спас: Он как бы с укоризненным вопросом обращался к другим народам, царям и их богам, и – никто чуждый не явился свидетелем против Него. Народ Израильский свидетель и Сам Бог свидетель, что именно Он знает будущее, что только Он совершает предвозвещаемое Им и, что никто не спасет от руки Его, – Он совершит какое-либо дело, и никто не отвратит е – не отменит или не переделает того по своему желанно.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible