Скрыть
Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-5 Ныне же соберутся корысти вашя… наполнися Сион суда и правды. Соберется все, что похитили у них Ассирияне. Иудеи не только возвратят свое, но даже возьмут и собственность Ассириян. Если явлюсь им, горько возрыдают, то есть у Ассириян потекут слезы, когда ощутят силу Мою. Вестницы… мира… горце восплачутся (Ис. 33:7). Мирные вестники, посланные Езекией к царю Ассирийскому, восплачутся, потому что не дал им мирных посланий, которых они желали; восплачутся, видя падение, угрожающее их братьям.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою

Почему говорится: «в вышних»? Не только там, но и в возвышенных душах, потому что «уста праведного пасут многих» (Притч.10:21), и поклоняющимся Ему «в духе и истине» (Ин.4:24). Высок тот, кто далек от земли и земных вещей: недостаточно, чтобы он находился от земных вещей на малом расстоянии, но – на таком, на каком мертвые – от живых. Если ты отступишь мало, то это тоже, как будто ты находишься вблизи, и ты бываешь тотчас уловляем. «Держи дальше, – говорится, – от нее путь твой» (Притч.5:8). Поистине велико расстояние между пользой и вредом: хотя ты и грешишь, ты не тотчас падешь в яму, напротив, восстанешь более сильным и потом всегда будешь осторожным. «Он наполнит Сион судом и правдою», потому что решение совершится по праведному суду Божию.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2-6 Господи! помилуй нас: ибо на Тебя мы уповаем; будь мышцею их [или нашею каждое] утро и спасением нашим во время скорби. От гласа ангела бежали народы, от величия Твоего разсеялись племена. И будут собирать добычу вашу, как собирают саранчу, когда рвы бывают наполнены ею. Возвеличился Господь, ибо Он живет в вышних: Он наполнил Сион судом и правдою. И будет вера во времена твои: богатством спасения мудрость и знание; страх Господень будет сокровищем его

Евреи думают, что предшествующий отдел, в котором читается: горе грабителю: не будешь ли и сам ты ограблен? (Ис. 33:1) и остальное до конца сказано против Сеннахирима, царя ассирийского, что после разорении городов десяти колен, называвшихся Израилем, и взятия также городов иудейских, за исключением Иерусалима, он сам будет побежден и войско его, вследствие поражения ангелом, будет истреблено. Поэтому они утверждают, что теперь от лица народа, приносящего благодарение Богу и говорящего: Господи! помилуй нас; на Тебя мы уповаем, сказано содержащееся в настоящем [или в следующем] отделе, что сам Он был мышцею и силою народа, окруженного осадою во время утреннее и спасением во время нужды и тесноты. Ибо от гласа ангела, которого Симмах перевел так, как написано в еврейском, amun, (amun или hamon собственно значит толпа), — евреи полагают что это был Гавриил, и что он имеет происхождение общее с словом народ, — бежал ассириянин от величия Божия разсеялись повсюду племена, бывшие с ним. Когда они бежали, то иудеями собиралась добыча подобно тому, как обыкновенно собирают множество гусеницы и саранчи, когда кучами сгребают их во рвы. В победе над ними возвеличился Господь; и Сион наполнился судом и правдою, и была доказана вера осажденного народа, и все богатство они имели в мудрости, познаний Бога и страхе пред Господом, который един был их сокровищем. Это они говорят применительно к истории, всячески стараясь разрушить таинства Христа и Его апостолов.

Мы же утверждаем, что после ублажения апостолов, о которых выше сказано: блаженны сеющие на всякой воде, где вол и осел попирают, и плача и рыдания со стороны тех, которые преследовали их, о которых далее говорится: горе делающим вас несчатными, вас же никто не делает несчастными: и как моль в одежде, так и они будут сокрушены это сказано от лица апостолов и всех верующих. А смысл следующий: Господи, мы надеялись на Твою помощь, и на Тебя уповали: семя неверных погибло на веки, и спасение наше явилось во время скорби. Ибо когда Ты оказал помощь, то все множество племен разсеялось и они сделались предметом добычи и поругания со стороны победителей. И это совершилось потому, что святый Господь Обитает в вышних, и наполнился судом и правдою Сион, котором выше написано: будет покоиться в пустыне суд и правда. Таким образом это тот самый Сион, который прежде был назван пустынею, и всякому, обитающему в нем, будет преподан закон Евангелия, в сокровищнице которого наше спасение, и мудрость верующих, и познание, и благочестие или вера, которая свойственна собственно христианам, и страх Господень, в котором заключаются сокровища мудрости.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 Свят Бог живый в вышних, наполнися Сион суда и правды. В законе предадятся, в сокровищих спасение наше, тамо премудрость и хитрость и благочестие к Господеви: сия суть сокровища правды

Опять возглашают святые и подобающими славословиями поспешают почтить Спасителя всех Бога, живущего в вышних, очевидно или на небесах, или в разумных созданиях, высота которых состоит в духовном величии многовидной добродетели, итак славословят Бога, с изумлением созерцая Сион, то есть, взирая на церковь Христову, исполненную суда и правды. Земной Иерусалим лишен столь светлой славы, так как не принял явившейся от Бога и Отца правды, то есть, Христа. Церковь же из язычников, мысленный и истиннейший Сион соделался полным суда и правды. Суд здесь означает правосудие во всяком деле, потому что святым свойственно жить разумно и законно и услаждаться евангельским откровением.

За тем они дивятся тому, что Израильтяне, хотя имели закон, данный от Бога в помощь им, однако погибли чрез него. Ибо они, как пишет блаженный Павел, отвергая Божию правду, и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася. Кончина бо закона Христос, в правду всякому верующему (Рим.10:3,4). Закон положен был в тенях до времене исправления (Евр. 9:10); когда же воссияла новая проповедь и введена истина, тогда подобало, без сомнения, упраздниться прообразам и теням сделаться недейственными. Но упорный Израиль, хотя и желал быть согласным с законом, оставаясь при заповедях Моисеевых, и думая чрез это быт благочестивым, однако предан врагам, так как не подобало столь продолжительною непокорностью бесчестить истину.

Таким образом, они в законе предадятся. Для нас же, уверовавших из язычников, и закон, древле изглаголанный чрез Ангелов, при посредничестве Моисея, оказался сокровищем спасения. Ибо тамо, то есть, в нем премудрость и хитрость и благочестие к Господеви. Закон Моисеев громко провозгласил таинство Христово, и тщательно углубляясь в Писание умом своим, мы найдем там как бы в тенях указание на евангельское устроение жизни. Так и Спаситель говорил народу Иудейскому: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне, о Мне бо той писа (Ин. 5:46), итак закон есть сокровищница правды для тех, которые не внемлют сени, но созерцают чрез нее и стараются исследовать красоту самой истины.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-6 Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена, и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим

Указав на условие освобождения из-под власти Ассура - веру в Господа, пророк изображает самое падение Ассура, в ограблении которого примет деятельное участие и Израиль. Вслед за этим временным спасением для Израиля наступит новое, лучшее будущее - откроется царство Мессии с его величайшими благами. На Сионе тогда будет царить справедливость; жители Иерусалима будут обладать мудростью и знанием.

Господи! помилуй нас. Пророк воссылает Господу молитву о поддержке от лица всех, оставшихся верными Всевышнему.

Будь нашею мышцею, т. е. нашим заступником, - поборись за нас.

Добычу вашу. Здесь пророк обращается к ассирийцам, при удалении которых от Иерусалима евреи поспешат, конечно, завладеть огромной, забранной ассирийцами, добычей, которую те в панике бросят. Евреи так быстро заберут эту добычу, как быстро опустошает всю растительность известной полосы саранча (ср. Иоил. 2:9).

Высок Господь, т. е. Господь превозносим будет всеми за свое великое дело, какое Он совершит с гордым Ассуром.

Судом и Правдою - см. гл. 32, ст. 1, 16.

В 6 и 7 стихе толкователи насчитывают семь блаженств мессианского времени:

а) суд; б) правда; в) безопасность; г) спасение; д) мудрость; е) ведение; ж) страх Господень.

Несомненно, что здесь мы имеем параллельное место к 11-й главе, где Самому Мессии приписывается семь даров Святого Духа (Ис. 11:2-3).

См. также Толкование на Ис. 33:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. 

Такое поражение врагов и спасение верных Господь сотворит ради святости своего высокого имени и ради того, чтобы Сион был исполнен правды, руководствующей преданных Богу людей.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible