Скрыть
Грешници у Сиону уплашиће се, дрхат ће спопасти лицемере, и рећи ће: Ко ће од нас остати код огња који прождире? Ко ће од нас остати код вечне жеге?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени

Устрашены… в Сионе, беззаконницы, то есть Ассирияне устрашены гневом Божиим и поразившим их мечом Господним, а также и те Израильтяне, которые отчаялись в спасении, из-за чего и напал на них страх и великий ужас. Приимет трепет нечестивыя, то есть идолопоклонников и уклоняющихся от истинной веры, которые во время этой войны хулили Бога Иудеев. Кто из нас будет обитать с огнем поядающим? кто из нас будет обитать с огнем попаляющим веки? Кто будет обитать с Богом, Который в Писании называется огнем поедающим? (Ис. 30:27) Кто приблизится к этому огню?

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени

«Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми»: так как удаляется причина, по которой они (иудеи) были преданы неприятелям, мучившим их, то не будет ничего такого, что бы затрудняло их. «Кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» Говорят, что пророк сказал это о возвращении (из плена); но мне кажется, что здесь указывается и на будущее. «Кто из нас может жить при вечном пламени?» Огонь этот есть тот, который Христос называл вечным местом, потому что нет для него конца.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-19 Слушайте, дальние, что сделал Я, и вы, ближние, познайте силу Мою. Устрашились грешники в Сионе, трепет овладел лицемерами. Кто из вас будет в состоянии жить с огнем пожирающим? Кто из вас будетъ жить с вечным пламенем? Тот, кто ходит в правдах и говорит истины, кто презирает корысть от притеснения и отрясает руки свои от всякаго дара, кто затыкает уши свои, чтобы не слышать о крови, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. Он будет обитать на высотах; укрепленныя скалы,—высота его; хлеб дан ему, воды его — надежныя. Глаза его увидят Царя в красоте Его: узрят землю отдаленную. Сердце твое будет поучаться страху. Где книжник. Где взвешивающий, слова, закона? Где учитель детей. Не увидишь народа неразумнаго [или безстыднаго], народа с высокой речью, так что ты не мог бы понять красноречия языка его, в котором нет мудрости

Так как дороги опустели, не стало ходящего по путям, нарушен договор с народом иудейским, разрушил Бог города их, не причислил их к людям: то вы, отдаленные, послушайте о том, что Я сделал, и приблизьтесь, чтобы познать силу Мою.Устрашились или отпали бывшие в Сионе грешники или нечестивые и трепет овладел [или овладеет] лицемерами, которым Господь говорил в Евангелии: горе вам, книжницы и фарисее лицемери (Мф. 23:14). Кто из вас будет в состоянии жить с тем, Кто есть огнь поедающий? Кτο будет жить с пламенем вечным? Или по Семидесяти: кто возвестит [или возвестил] вам, что горит огонь вечный, уготованный Богом диаволу и ангелам его? Кто таким образом будет в состоянии жить с Богом или возвестить о грядущих наказаниях? Всякий, кто подобен описанному в пророческой речи,— кто ходит во многих правдах и не раз, но всегда любит правду, и не в одном случае, но постоянно говорит истину, кто презирает корыстолюбие, которое есть мать притеснения. Ибо деньги никем не скопляются без вреда и зла для другого.

И отрясает руки свои от всякаго дара: потому что дары ослепляют глаза даже мудрых. Ктo затыкает уши свои, чтобы не слышать суда крови. Всякое беззаконие, и притеснение и неправда есть суд крови, и хотя не убивает мечом, но погубляет волею.

И закрываетъ глаза свои, чтобы не видеть зла. Счастлива совесть, не слышащая и не видящая зла. Итак, кто таков, тот сам будет жить на высотах, то есть в царстве небесном, или в высокой пещере весьма крепкой скалы, во Христе Иисусе: эта скала Израилева следовала за народом, чтобы он пил из нея и защищался ея силою. Ему дается хлеб и воды его надежныя: баснословия языческия понимают под ними амброзию и нектар; мы же будем объяснять хлебы и воды весьма надежныя в смысле закона Божия. Итак, кто таков, тот увидит Царя Христа во славе Его, о котором выше говорится: вот царь праведный будет царствовать и князья его будутъ управлять по закону. И глаза его узрят землю отдаленную, которую долго ждали, землю кротких и милостивых, о которой в Евангелии написано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5) или, находясь на небе, будут презирать землю.

Сердце твое будет поучаться страху, чтобы исполнив все, сказать с апостолом: ибо несмь достоин нарещися апостол, зане гнах церковь Божию (1Кор. 15:9). Ибо начало премудрости страх Господень (Притч. 9:10).

Где книжник! Где взвешивающий слова закона? Где учитель детей? Где, говорит, книжники и фарисеи, которые, взвешивая слова закона, обольщали несчастный народ, которого теперь Писание называет детьми, детьми по уму, детьми по разумению. Когда же глаза верующего увидят Царя в Его величии и сердце его будет поучаться страху; тогда он не увидит народа неразумнаго [или безстыднаго], народа иудеев или философов и ораторов мирских, рукоплещущих себе за ученость или за мирское красноречие, о которых теперь он говорит: народа с высокою речью, так что ты не мог бы понять красноречия языка его, все украшение которых заключается в словах, имеющих только листья и тень речей, но не обладающих плодом истины.

Наконец следует: в котором нет мудрости: о них и в другом месте говорится: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну (1Кор. 1:19). Почему? Потому что Бог сделал глупою мудрость века сего.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-14 Услышат дальнии, яже сотворих, (глаголет Господь,) уведят приближающиися крепость Мою. Отступиша, иже в Сионе, беззаконницы, приимет трепет нечестивыя: кто возвестит вам, яко огнь горит? кто возвестит вам место вечное

Послан был от Бога и Отца Господь наш Иисус Христос к погибшим овцам дому Израилева (Мф. 15:24), ибо их были обетования, законоположение, и завет и отцы (Рим. 9:4, 5). И Он постоянно являл Себя обитателям всей Иудеи, то пользуясь превосходящими закон учениями, то поражая превышающими разум Божественными знамениями. Но это оказалось совершенно бесполезным для Иудеев, по причине великой косности их ума. Ибо Господь поучал, а книжники и Фарисеи, упрекая внимавших Ему, говорили: беса имать и неистов есть: что Его послушаете? (Ин. 10:20). Он запрещал злым и нечистым духам и это – со властью как Бог; а они, клевеща на столь чрезвычайную и поистине неизреченную силу, дерзали говорить: сей не изгонит бесы, токмо о Вельзевуле князе бесовстем (Мф. 12:24). Посему были отвержены и вполне справедливо соделались непричастными упования на Него.

Язычники же удостоились тайноводства и приняли спасительную и евангельскую проповедь. Этому, думаю, научает, говоря: услышат дальнии, яже сотворих. Ибо, что касалось до воспитания посредством закона, то Израиль был близок (к Богу); язычники же далеко стояли от сродства Богу, очевидно духовного, служа твари вместо Творца (Рим. 1:25). Но сии, говорит, услышат, яже сотворих, тогда как Израиль не восхотел услышать. Уведят приближающиися крепость Мою; потому что Израиль не совсем погиб; но весьма многие и из них уверовали и, как бы близки будучи к Богу (поелику уже получили наставление в законе), познали крепость Христа, то есть уверовали, что Он творил чудеса как Бог. Но между тем как сии уведят, говорит, отступиша же и оказались всецело вне упования святых иже в Сионе беззаконницы. Но приимет трепет и их, хотя они и очень нечестивы, ибо опыта посланных на них бедствий будут достаточно для того, чтобы обуздать наконец их наглость.

В этих словах показывает, что нечествующие на Христа подвергнутся жестокому и неизбежному наказанию, имея быть пищей огня во время суда. Сказал инде и Сам Он: аминь глаголю вам: веруяй в Сына, имать, живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божии пребывает на нем (Ин. 3:36; сн. Ин. 15:16 и Ин. 6:40). И таким, как жестокосердым и не покорившимся, возвестит место вечное; огонь уготован для них и возгорается, и это навсегда. как и сам пророк в другом месте говорит об умерших во грехах своих: червь их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти (Ис. 66:24).

Толкование на пророка Исаию

Верекунд, еп. (†533)

Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени

Воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались (Авв. 3:6). Вид Господа размягчил косное и превратил вязкое в текучее, да прояснится сказанное Исаией о том, что Бог есть живой огонь, не для того подступающий, чтобы поглотить смертью, но избирающий к очищению: Кто из вас может жить при огне пожирающем? кто из вас будет жить при вечном пламени? Поэтому, на кого бы ни взглянул Он, кого бы ни коснулся Своим жаром, того размягчает мгновенно. Поэтому в последующие времена благодаря тому, что Господь воззрел на народы милостиво и счел их совершенно достойными искупления Христова, люди, наконец, оставили свое жестокосердие.

Комментарии на церковные песнопения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» - Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

Грешники, каких было немало в Иерусалиме (Ис. 1:28), находят для себя стеснительным представление о Боге как грозном Судии, строго карающем за беззакония. Им не хочется расстаться со своими порочными привычками, а между тем - говорит царь-псалмопевец словами 14-го псалма (1-2 ст.) - это необходимо: только чистые и справедливые люди могут безопасно жить на Сионе, вблизи Бога-Судии.

Не видеть зла, т. е. хороший человек не хочет и смотреть на зло, на преступление, а уже участвовать в нем, конечно, не станет!

См. также Толкование на Ис. 33:13

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» 

Люди беззаконные – жители Сиона отступили от Господа, перешли на сторону Его врагов, ища себе у них защиты; но овладеет ими их трепет, – они всецело будут жертвой гибели при совершении казни над всеми врагами Божиими. И никто не возвестит им об огне пожирающем, дабы они могли предохранить себя от него, Господь пошлет этот истребляющий огонь – свой гнев, внезапно, и тем ужаснее; никто не укажет им твердой, на веки несокрушимой крепости, где бы они могли спастись – так, как это несомненно устроит Господь на Сионе (Ис.20-21). Нет, они погибнут внезапно и будут истреблены беспощадно, как терн на поле.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible