Скрыть
Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную;

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную

В Писании показаны два пришествия Господа и Спасителя нашего. Одно - первое, которое было по плоти, бесчестным по причине уничижения Его, как провозглашал еще Исаия в словах: Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис. 53:2-3). А другое Его явление было показано славным, когда Он придет с небес с силою ангелов и славою Отчею, как говорит один пророк: Увидите Царя в красоте, а также другой: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7:13-14).

Об антихристе

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную

Очи Его узрят землю издалеча. Пророк говорит это о полчищах, пришедших в Иудею из земель отдаленных. Узрит только, как говорит, и подивится, что они истреблены и попраны, как земля.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную

не глазами, но верою.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-19 Слушайте, дальние, что сделал Я, и вы, ближние, познайте силу Мою. Устрашились грешники в Сионе, трепет овладел лицемерами. Кто из вас будет в состоянии жить с огнем пожирающим? Кто из вас будетъ жить с вечным пламенем? Тот, кто ходит в правдах и говорит истины, кто презирает корысть от притеснения и отрясает руки свои от всякаго дара, кто затыкает уши свои, чтобы не слышать о крови, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. Он будет обитать на высотах; укрепленныя скалы,—высота его; хлеб дан ему, воды его — надежныя. Глаза его увидят Царя в красоте Его: узрят землю отдаленную. Сердце твое будет поучаться страху. Где книжник. Где взвешивающий, слова, закона? Где учитель детей. Не увидишь народа неразумнаго [или безстыднаго], народа с высокой речью, так что ты не мог бы понять красноречия языка его, в котором нет мудрости

Так как дороги опустели, не стало ходящего по путям, нарушен договор с народом иудейским, разрушил Бог города их, не причислил их к людям: то вы, отдаленные, послушайте о том, что Я сделал, и приблизьтесь, чтобы познать силу Мою.Устрашились или отпали бывшие в Сионе грешники или нечестивые и трепет овладел [или овладеет] лицемерами, которым Господь говорил в Евангелии: горе вам, книжницы и фарисее лицемери (Мф. 23:14). Кто из вас будет в состоянии жить с тем, Кто есть огнь поедающий? Кτο будет жить с пламенем вечным? Или по Семидесяти: кто возвестит [или возвестил] вам, что горит огонь вечный, уготованный Богом диаволу и ангелам его? Кто таким образом будет в состоянии жить с Богом или возвестить о грядущих наказаниях? Всякий, кто подобен описанному в пророческой речи,— кто ходит во многих правдах и не раз, но всегда любит правду, и не в одном случае, но постоянно говорит истину, кто презирает корыстолюбие, которое есть мать притеснения. Ибо деньги никем не скопляются без вреда и зла для другого.

И отрясает руки свои от всякаго дара: потому что дары ослепляют глаза даже мудрых. Ктo затыкает уши свои, чтобы не слышать суда крови. Всякое беззаконие, и притеснение и неправда есть суд крови, и хотя не убивает мечом, но погубляет волею.

И закрываетъ глаза свои, чтобы не видеть зла. Счастлива совесть, не слышащая и не видящая зла. Итак, кто таков, тот сам будет жить на высотах, то есть в царстве небесном, или в высокой пещере весьма крепкой скалы, во Христе Иисусе: эта скала Израилева следовала за народом, чтобы он пил из нея и защищался ея силою. Ему дается хлеб и воды его надежныя: баснословия языческия понимают под ними амброзию и нектар; мы же будем объяснять хлебы и воды весьма надежныя в смысле закона Божия. Итак, кто таков, тот увидит Царя Христа во славе Его, о котором выше говорится: вот царь праведный будет царствовать и князья его будутъ управлять по закону. И глаза его узрят землю отдаленную, которую долго ждали, землю кротких и милостивых, о которой в Евангелии написано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5) или, находясь на небе, будут презирать землю.

Сердце твое будет поучаться страху, чтобы исполнив все, сказать с апостолом: ибо несмь достоин нарещися апостол, зане гнах церковь Божию (1Кор. 15:9). Ибо начало премудрости страх Господень (Притч. 9:10).

Где книжник! Где взвешивающий слова закона? Где учитель детей? Где, говорит, книжники и фарисеи, которые, взвешивая слова закона, обольщали несчастный народ, которого теперь Писание называет детьми, детьми по уму, детьми по разумению. Когда же глаза верующего увидят Царя в Его величии и сердце его будет поучаться страху; тогда он не увидит народа неразумнаго [или безстыднаго], народа иудеев или философов и ораторов мирских, рукоплещущих себе за ученость или за мирское красноречие, о которых теперь он говорит: народа с высокою речью, так что ты не мог бы понять красноречия языка его, все украшение которых заключается в словах, имеющих только листья и тень речей, но не обладающих плодом истины.

Наконец следует: в котором нет мудрости: о них и в другом месте говорится: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну (1Кор. 1:19). Почему? Потому что Бог сделал глупою мудрость века сего.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-19 Ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды и руце оттрясаяй от даров: отягчаваяй ушы, да не услышит суда крове: смежаяй очи, да не узрит неправды, сей вселится в высоце пещере камене крепкаго: хлеб ему дастся, и вода его верна. Царя со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалеча, душа ваша поучится страху Господню: где суть книгочии? где суть совещавающии? где есть исчитаяй питаемыя малы и велики люди? имже не совещаше, ниже ведяше глубокий глас имущаго, яко не слышати людем уничтоженым, и несть слышащему смысла

Весьма ясно показал пророк, что некоторые одержимые нечестием против Христа сойдут во ад для наказания и подвергнутся неугасимому пламени. Теперь же благополезно присоединяет и ставит на вид: кто суть те, которые должны получить жизнь вечную и в свое время будут изобиловать от Него дарованиями, очевидно Божественными и духовными? Ходяй, говорит, в правде, то есть, чтущий дела справедливости и подвизающийся в жизни изрядной; глаголяй правый путь, то есть, на устах имеющий все то, что ведет к правоте; ненавидяй неправды и всякий кто стоит выше любостяжания, враг взимания подарков; отклоняющий слух свой от суда крови, отвращающий также и очи от того, чтобы не увидеть что либо неправедное: сей вселится в высоце пещере камене крепкаго, так как в безопасности, говорит, будет и имея жилище как бы на скале, найдет непоколебимое пребывание во всем вожделенном.

Вероятно также, что в этих словах скалою именуется и Господь наш Иисус Христос, в Котором как бы некая пещера умопредставляется Церковь, имеющая безопасное и непоколебимое пребывание в благосостоянии. Ибо ты еси Петр, говорит спаситель, и на сем камне созижду (осную) Церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). Обитающему, говорит, в таковой скале дастся хлеб и вода верна дарована будет, так как живущим в Церкви подается от Бога и Отца хлеб жизни Христос (Ин. 6:35), а равно и вода верна, очевидно святого крещения, являющая верными и твердыми тех, которые удостоены его; (ибо благодать святого крещения подается очищенным чрез святое крещение). Приявшие же Царя со славою узрите, говорит, то есть Христа. Увидите также и землю издалеча, как еще не видевшие земли, о которой говорит спаситель: блажени кротцыи: яко тии наследят землю (Мф. 5:5). Очами ума мы уже созерцаем ее как бы находящеюся вдали и этим навыкаем поучаться страху Божию, дабы нам быть в ней и, исполненным дарований чрез Христа, вместе с прочими святыми славословить Его.

Изложив ясно награды для тех, которые решились жить благочестиво, опять переходит к возвещению печального, справедливо порицая учителей Иудейских за то, что они, по своему неразумию, лишились возможности благоденствовать посредством благодати свыше и, прияв веру, иметь боголюбивое упражнение в добродетели. Но они, несчастные, этого не делали, а напротив, многообразно уличаемы были как впавшие в состояние наипостыднейшее. Ибо, хотя они имели обыкновение постоянно говорить о законе и тщательно занимались изречениями святых пророков, чтобы таким образом познать явившегося к ним в человеческом образе Бога Слово, воссиявшего живущим на земле, однако не познали Его, или быть может и уразумев таинство, они, жестокие, восстали на Него. Узнав Сына, посланного от Бога и Отца после слуг, они говорили: сей есть наследник: приидите убием его, и удержим себе достояние его (Мф. 21:38). И подлинно, что касается цели их нападений на Христа, они убили Его (хотя Он и не был удержан вратами ада), возбудив против Него находившийся под властью их народ, который вопил против Него, говоря Пилату: возми возми, распни Его (Ин. 19:15).

И по сей причине, как повинные в самом крайнем нечестии и обремененные преступлением убийства Господа, они соделались чужды надежды на Христа, лишились близости к Богу и впали в неотвратимые бедствия. Посему говорит к ним: где суть книгочии? вместо: в каких оказались они бедствиях? Книгочиями же называет книжников. Где суть совещавающии? А эти кто? Это – назначенные для священнодействия, о которых закон Моисеев говорит: понеже устне иереовы сохранят суд, и закона взыщут от уст его (Мал.2:7). Ибо наставлениями священников руководствуется находящийся под их властью народ. Итак где суть совещавающии? где есть исчитаяй питаемыя (собираемые) малы и велики люди? Здесь у меня опять усматривай указание на книжников и священников или фарисеев, которые собрали против Христа находившийся под их властью народ. Они сделали сбор людей малых и великих, которые, окружив Пилатово жилище, требовали отпустить им убийцу Варавву и распять совершенно ни в чем предосудительном не изобличенного, разумею Христа, ибо Он греха не сотвори (1Пет.2:22).

О сем упоминают Матфей и Марк, блаженные Евангелисты. Когда Пилат говорил, что на праздник им скорее подобает отпустить Иисуса, ни в чем не согрешившего, то архиерее и старцы, как говорит Матфей, наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят (Мф. 27:20). Это же самое и Марк, как я сказал, весьма ясно говорит (Мк. 15:11). Итак где исчитаяй питаемые (собираемые) малы и велики люди, имже не совещаше, ниже ведяше глубокий глас имущаго, яко не слышати людем уничтоженным, и несть слышащему смысла? Весьма трудно сочетание слов в этом изречении и неудобосозердаем заключающийся в них смысл. Скажу, сколько возможно. Где, говорит, исчитаяй собираемые малы и велики люди, каковым людям не совещали? Большая часть народа, как видно, не знала, что Христос, против Которого они вопили, есть Сын Божий, а делала сие скорее потому, что знавшие, то есть вожди, не советовали им принимать веру в Него. Народ, сказано, не ведяше глубокий глас имущего, то есть Христа.

Имеющим глубокий глас именует Его потому, что словеса Его сокровенны и как бы в загадках и притчах. Так и чрез лиру Псалмопевца Он вводится говорящим следующее: отверзу в притчах уста моя, отрыгну сокровенная от сложения мира (Пс. 77:2; Мф. 13:35). И с Иудеями Он говорил в притчах. Итак не советовали народу, говорит, но ниже ведяше глубокий глас имущего. Не советовали же, яко не слышати людем уничтоженным; потому что если бы и советовали, то не услышал бы народ уничиженный. Напротив, блаженны те, кои познали Искупителя. Но не было, говорит, слышащему смысла; ибо, будучи несмысленны, Иудеи не испытывали слова вождей своих и не разбирали, советуют ли они полезное, или делают противоположное.

Толкование на пророка Исаию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную

Будем надеяться, что чрез таинства Его человечества, каковыми мы напоены, сможем достигнуть созерцания славы Его Божества, а это созерцание Он Сам обещал Своим верным рабам, пребывающим в верном благочестии, говоря: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Явлюсь ему Сам, - говорит Он, то есть не Таким, Каким Меня могут созерцать все, каким даже неверующие могут видеть и распять, но каким Меня могут видеть в Моей красе только чистые очи святых, Таковым Я явлюсь для должного воздаяния любви тем, кто Меня любят.

Следовательно, как мы уже сказали, будем надеяться, что чрез таинства Его человечества мы сможем взойти к видению образа Его божества, однако если мы эти таинства принимаем с честью, достойной праведности и святости, и истины, и сохраняем их в неприкосновенности, если мы последуем примерам Его человеческого обращения, а также изречениям Его учения, каковое Он смиренно преподал нам чрез человека.

Конечно, ученики увидели Его идущим в Свое Царство, ибо они увидели Его блистающим на горе в его сиянии, в котором после свершения Суда Его увидят все святые во Царствии Его. Но то, что смертные и тленные очи учеников тогда не могли выдержать, то чрез Воскресение вся Церковь святых сможет узреть, ибо тогда они стануть нетленными, о чем и написано: Глаза твои увидят Царя в красоте Его.

Гомилии на Евангелия

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную

Тому, кто возлюбил кротость, Земля жизни будет в наследство. Пожелавший стать миротворцем Будет одним из сынов Божиих. Тот, кто ведает волю Господа, Пусть творит ее, да не будет бит много. Кто очищает сердце свое от лукавства, Узрит глазами своими Царя в великолепии Его. Тот, кто приобщается к Духу Христову, Украсит внутреннего человека своего. Названный храмом Божиим Пусть очистится от всякой скверны.

Тахвиты

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

17-19. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший [дань?] где осматривающий башни?» Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным. 

Надеясь на Бога, верный Израиль дождется обетованного ему славного и могущественного царя: он увидит землю, оставленною предками при рассеянии по отдаленным землям врагов. И душа его не испытает страха от врагов, но лишь проникнется страхом Божиим, видя полное поражение тех. Тогда он спросит с радостью, где книгочии, переписывающие пленных подданных? где совещавающии или определяющие и распределяющие пленных по областям своего царства? где высчитывающие средства пропитания малых и взрослых людей, с целью определить точнее подати и налоги? – И узнает, что их нет. Им – врагам народа – не суждено от Бога достигнуть своего злодейского намерения; Господь не знает никого, имеющего глубокий глас – не терпит никакого заговорщика, передающего свой замысел другому тихо, потаенно, чтобы не слышали того люди уничтоженные – униженные, ставшие жертвой заговора, обреченные на погибель, или если бы и услышали они, то чтобы не поняли слышанного. Господь открывает тайное злое намерение и разрушает злодейство в самом его начале – ради избавления невинных и простодушных.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible