Скрыть
И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме

Говорит Господь, Которого свет на Сноне и пещь в Иерусалиме, то есть свет спасения в Сионе и пещь отмщения в Иерусалиме.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме

«И от страха пробежит мимо крепости своей», чтобы сделать явным, что не мог избежать тяжкого гнева Божия. «И князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме». Акила и Феодотион говорят: «блажен имеющий свет в Сионе», а Симмах: «имеющий огонь в Сионе и печь в Иерусалиме»; огнем он здесь называет бедствия, имеющие постигнуть ассириян во время Езекии. «Огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме»: так называется блаженное время спасения. Некоторые принимали эти слова о Небесном Иерусалиме, и я охотно с этим соглашаюсь; в этом мире иной может избегнуть наказания и казней, но можете ли вы поэтому верить, что он избегнет наказания в другой жизни? Хотя они суть сыны и семя Божие, однако каждому должно обнаруживать свои добродетели. Хотя они называются сынами, тем не менее, если не будут обнаруживать почтенных нравов, имя сынов им не принесет никакой пользы, подобно тому, как и отцы суть таковы не потому, что рождают, но потому, что обучают своих сынов правилу справедливости. По Павлу, кажется, чадородие не доставляет нам никакой пользы, так как он говорит: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-9 Обратитесь, так как вы глубоко отпали, сыны Израиля. Ибо в день тот отбросит человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых сделали вам руки ваши на грех. И падет Ассур не от человеческого меча и не человеческий меч потребит его: и не от меча он побежит и юноши его сделаются данниками. И сила его от страха прейдет, и затрепещут убегая князья его, сказал Господь, которого огонь на Сионе и горнило которого в Иерусалиме

Так как Господь вступает в брань на горе Сионе против врагов Своих и защищает его подобно птицам; то обратитесь, сыны Израиля, или, как перевел Симмах: принесите покаяние вследствие глубокаго замысла и греха отступившие от Бога. Ибо если вы сделаете это, бросив золотых и серебряных идолов, которые служили вам для греха и по причине которых взят ваш город: то падет Ассур, из страха пред которым вы теперь бежите, не от меча человеческого, не от силы войска, но от силы Божией. Разумеет же ангела, которым в одну ночь истреблены сто восемьдесят пять тысяч ассириян. Также и сам царь ассирийский побежит не от меча человеческого, а от гнева Божия, так что юноши его и сильные сделаются денниками мидян, о которых выше против Вавилона говорится: вот я подниму на вас мидян. И сила ассириян вследствие страха Господня прейдет и исчезнет, и все князья его устрашатся. Ибо сказал и обещал это Господь, котораго слово есть дело, и который имеет огонь в Сионе и горнило в Иерусалиме, чтобы врагов Его, как солому и дрова, истребило пламя, выходящее из Иерусалима.

Некто слова: в день тот отбросит человек своих серебряных идолов и прочее объясняет в смысле свидетельства о том, что после возвращения из плена вавилонского до пришествия Христова сыны Израиля не покланялись идолам; в настоящем месте указывается также, что ассириянин должен быть побежден не ангелом, а мидянами, царство которых весьма древнее и некогда сильное, после оскорбления Бога, будет истреблено и порабощено победителями. Назареи так понимают это место: о сыны Израиля, отвергшие сына Божия вследствие злого умысла! Обратитесь к Нему и к Его апостолам. Ибо если вы сделаете это, то отбросите всех идолов, которые прежде служили вам для греха, и падет у вас диавол, не чрез ваши силы, а по милосердию Божию: и юноши его, некогда ведшие брань за него, будут данниками церкви и вся сила и скала его прейдет; равным образом философы и всякое превратное учение обратятся в бегство. Ибо Господь определил, чтобы это было, огонь или свет которого в Сионе и печь в Иерусалиме. Огонь и свет по-еврейски пишется одними и теми же буквами: алеф, вав и реш, что если читать ur, то это означает огонь, а если or, то — свет. Это сказано потому, что вместо огня, как один только Симмах перевел, Акила и Феодотион перевели свет.

А почему у Семидесяти читается: скалою будут окружены, как окопом, и будут побеждены, а кто убежит, того пленят, этого я не могу знать. Разве только το мы можем сказать, что юноши царя ассирийского, которые должны быть побеждены и взяты в плен, так будут окружены скалою, то есть силою Господа, как окружается город окопом. В объяснение же дальнейшего: блажен, кто имеет семя в Сионе и членов семьи в Иерусалиме, мы можем сказать, что согласно со смыслом настоящего места божественная речь увещевает бегущих в Египет возвратиться в Иерусалим и рождать детей. Ему обещается такое блаженство, что он будет защищаться и охраняться помощью Господа. И в другом месте написано о нем: «будет слава сего последнего дома больше, нежели первого» (Агг. 2). Это можно отнести и к церкви,— видению мира и сторожевой башне, о которой написано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86:3). И в другом месте: речная устремления веселят град Божий (Пс. 45:5). Ибо в ней есть огонь и горнило, пожирающее грешников и истребляющее дрова, сено и солому, или свет и печь, означающие славу праведных и наказание грешных.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-9 Яко в той день отвергут человецы рукотворенная своя сребряная и рукотворенная златая, яже сотвориша руки их. И падет Ассур не мечем человеческим, ни меч мужеский пояст его, и побегнет не от лица меча: юноты же будут в побеждение. Камением бо обымутся яко острогом и побеждени будут, а бежай пленен будет. Сия глаголет Господь: (блажен), иже имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме

Теперь пророческое слово возвращается к предположенной в его начале цели. Ибо защитит, сказано, Господь Иерусалим, то есть, будет поборать за Свою Церковь, которая есть град Его; и избавит верующих в Него, и Себе снабдит (приобретет) их и сопричтет их к своему жребию (уделу), а кроме того и спасет. Каким же образом? Они удалят себя от нечистого и скверного идолослужения, и уже не станут служить делам рук своих, будут ли они золотые и серебряные, или иным каким либо образом многоценно сделанные. Ибо прежде пришествия Спасителя род человеческий был объят страхом к этим предметам, и одни служили твари, другие стихиям мира воздавали славу, приличествующую Богу, как и пророк говорит: от сребра своего, и от злата своего сотвориша себе кумиры (Ос.8:4).

Когда же воссиял Христос, вся земля стала свободна от столь постыдных и гнусных преступлений. Разрушены капища и жертвенники и рукотворенные (идолы), отринуто сатанинское заблуждение, древле осквернявшее всю землю. Итак, по уничтожении рукотворенных, говорит, вместе с заблуждением погибнет и изобретатель его, то есть сатана, мысленный Ассур, или Ассириянин. Ибо он падет, не мечем мужа поражаемый, и будет в страхе, так как пойдет во ад вместе с другими злыми силами. На это-то и указует нам пророк, говоря: юноты же будут в побеждение, то есть, крепкие и насильственно властвующие над живущими на земле, побеждены будут и падут. Как или каким образом? Камением бо обымутся яко острогом. Камнем в сих словам именует пред нами непоколебимую и несокрушимую силу Спасителя.

Итак, будучи объяты Божественною силою, как бы каким камнем и как бы острогом или укреплением и оградою, они (демоны) уступят победу, и никто из них не убежит, ибо кто захочет это сделать, взят будет в плен. Это, думаю, и означает изречение: а бежай пленен будет. Посему кто же из них наконец спасется, если они окружены будут камением, как острогом, а бегству у них совсем не дано будет никакого места? Совершила же сие сила Спасителя, упразднившая Ассура, то есть, сатану, истребившая вместе с сим последним и соединенные с ним злые силы, как бы острогом окружив их, соделав их бездейственными и заключив их в затворы адовы для будущего наказания.

В сих словах блаженный пророк явно возвещает тайну домостроительства воплощения Единородного. Блаженны будут, говорит, населяющие в то время Сион, очевидно мысленный, который есть Церковь Бога живого. Поистине блаженны, как в этом удостоверит нас Сам Спаситель, говоря уверовавшим в Него: аминь, аминь глаголю вам: яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша. Ваша же блаженна очеса, яко видят: и уши ваши, яко слышат (Мф.13:17,16). Итак, имеющие, говорит, сродство чрез Духа с Господом нашим Иисусом Христом, плодопринесшие в мысленном Сионе и имеющие сродников (южики) в Иерусалиме (сей же есть не иное что, как Сион) треблаженны и обладают всеми благами. Имеем же и мы сродников по духу, то есть, святых тайноводителей.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме

Об этой любви, которая здесь начинается, чтобы благодаря видению Господа быть достигнутой в вечном отечестве, правильно говорит Исаия, говоря: Жив Господь, которого огонь на Сионе, и горнило в Иерусалиме. Бывает, что печь больше, чем огонь, потому что огонь может быть и маленьким, в печи же возжигается большее пламя. Сионом действительно называется умозрение, а Иерусалимом - видение мира. Действительно, здесь мы разузнаем о мире нашем, чтобы там потом мы его увидели полно. Следовательно, из любви Господа огонь на Сионе, горнило в Иерусалиме, потому что здесь, где от Него кое-что созерцаем, мы горим пламенем Его любви в какой-то мере. Но там будем гореть в полную силу, где полно увидим Того, Кого любим.

Беседы на пророка Иезекииля

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме

Если хлеба, которые пекутся в глубине, обозначают внутреннее благоговение ума верующих, каковое утверждается огнем благодати, то таковые по закону повелевается приносить в жертву Господу, ибо через печи, в которых пекутся эти хлебы, приличествующе изображаются самые сердца тех, у которых пламя сокровенной любви всегда имеет обыкновение гореть и порождать дела или слова добродетелей. О них прекрасно сказал пророк: Говорит Господь, Которого огонь на Сионе и печь в Иерусалиме. И Сам Он о себе: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание (Лк. 24:32)?

Комментарии на книги Ездры и Неемии

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Камением бо объимут­ся яко острогом и побеждени будут, а бежай пленен будет. Сия глаголет Господь: [блажен,] иже имеет племя в Сион и южики во Иерусалиме

У Пророка Исаии, сия глаголет Господь: блажен, иже имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме. Если сие изречение имеет силу значения в отношении к Иерусалиму земному и народу Иудейскому, то несравненно большую в отношении к духовному Израилю и небесному Иерусалиму. Иудей, если не может прийти в земном Иерусалиме в дом сродника, может найти там для себя гостиницу и за деньги получить то, чего не может иметь по родственной приязни. Но в небесном Иерусалиме нет наемных жилищ, ни денег, ни купли, ни продажи. Или приди туда, как единоплеменник и сродник, или не будешь там принят. Но разве можем мы сделаться сродниками небесным гражданам, которых большею частью даже и не знаем? Можем сделаться сродниками не только гражданам небесным, но и самому Царю их. Читайте в Евангелии давно готовую грамоту Его для всех нас на сие высокое родство. Мати Моя и братия Моя сии суть, слышащии слово Божие, и творящии е (Лк. 8:21).

Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. 1846 год

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Камением бо объимут­ся яко острогом и побеждени будут, а бежай пленен будет. Сия глаголет Господь: [блажен,] иже имеет племя в Сион и южики во Иерусалиме

В Священном Писании сказано, что блажен, иже имать семя в Сионе, то есть блажен тот, кто будет иметь в вечной торжествующей Церкви Христовой хоть единое чадо духовное.

Письма

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме

В тот день - выражение очень неопределенное. Пророк здесь вообще не различает отдельных моментов будущего времени и потому у него поражение ассирийцев и отречение иудеев от идолослужения представляются событиями современными, тогда как, на самом деле, и после избавления от ассириян иудеи увлекались идолопоклонством.

Отбросит. Евреи увидят, что надежда их на этих идолов была совершенно напрасна (ср. 2:8, 20).

На грех. Идолопоклонство вело иудеев ко всякого рода грехам и преступлениям (Ос. 8:11).

Он избежит меча - возможно правильнее с евр. : он побежит от меча (Божия).

Юноши - по-евр. bachurim. Так назывались у евреев иногда воины, как люди особенно крепкие силами (2Цар. 6:1).

Податью - точнее: «рабами».

И от страха пробежит мимо крепости своей - возможно правильнее с евр. : «и крепость его или скала (т. е. царь Ассура) исчезнет в страхе пред Господом».

Знамени. Естественнее всего здесь разуметь знамя иудейское, от которого будут в ужасе бежать ассирияне и их князья или предводители.

Огонь - собственно светлое и светящее пламя, которое будет сожигать врагов.

Горнило - это огненная печь, в которой будут также сожжены враги иудеев. Некоторые толкователи, впрочем, видят здесь обозначение простой печи, в которой пекли хлебы и понимают это место как указание на особую близость Господа к Иерусалиму, в котором Он будет пребывать, как человек в своем доме.

Поэма, заключающаяся в 31-й гл., разделяется на следующие строфы:

1 строфа_1-3 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа_4-6 ст. _(3, 2, 2)

3 строфа_7-9 ст. _(2, 2, 2)

См. также Толкование на Ис. 31:4

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме.

Если сам Бог будет защищать Иерусалим от нападения Ассирийцев (ст.5), то войско ассирийского царя падет избитым на смерть не от меча враждебных ему союзников – иудеев и египтян, а от меча самого же Бога; и этот меч истребит его совершенно, как бы поест его (гл.30:27–28,30–31). Войска ассирийские обратятся в бегство, но не от страха перед многочисленным войском союзников – иудеев и египтян, а в страхе перед силой Всевышнего: Его непреодолимое могущество сокрушит и «юношей», – ту часть войска, которая состояла из молодых людей, обыкновенно крепких телом, постоянно упражняющихся в борьбе и как бы забавляющихся ею, а потому ловких и подвижных, обыкновенно также ревниво стремящихся к славе, а потому пылких и отважных (2Цар.2:12–16). Ассирийское войско займет удобное место при осаде Иерусалима и, на случай обороны, укрепится – выстроит каменную стену наподобие острога, т.е. высокую, зубчатую и обыкновенно круглую. Однако же и при всем этом, оно будет побеждено и разбежится; но и бегством не спасется, и бегущих перехватают преследующие и возьмут в плен, где они и погибнут.

Погибель врагов последует непременно, потому что таково об этом определение Господа, и Он изрекает его с особой ревностью, потому что Он имеет свое племя и своих родных в Сионе. И как родной отец, с полным самоотвержением защищает своих детей, при нападении на свой дом неприятелей, так и Господь с отеческой любовью защитит преданных Ему детей Его – святых обитателей Сиона (ст.5; ср.гл.30:18–19). 54

Во исполнение сего пророчества, поражение Ассирийского войска под стенами Иерусалима совершилось действительно не мечем человеческим, а мечем Божиим, когда Ангел Господень в одну ночь истребил сто восемьдесят пять тысяч воинов, а остальное войско отступило в беспорядочном бегстве.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible