Скрыть
как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-6 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека

Так и Христос не Сам совершил избрание Себя, но Давид уже наперед предсказал о сем в словах: Сын мой (еси) Ты, Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7), - и еще говорит: Ты (еси) священник во век по подобию Мелхиседека (Пс. 109:4).

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

«Ты священник во век»

(Пс. 109:4). Это «во век» [означает], что и сейчас является священником Господь наш Христос; и совершает священнодействие для нашего искупления. Это происходит постоянно. [И будет происходить] до тех пор, пока он не возвысит всех нас к Себе. В то время уже не нужно будет священнодействовать ради нас посредством жертвы примирения по причине совершенства, которое через Него получит всякая природа. Но Он изольет на нас дары Отца в большом количестве. Жертвы же и молитвы [есть] там, где [имеются] грех и склонность ко злу.

Священство Христа заключается в том, чтобы за все разумные природы приносить молитвы Божественной природе, которая обитает в Нем. Если же, живя на земле, Он ревностно это совершал, как это явствует из многих мест Евангелия, то теперь тем более Он это делает. Апостол свидетельствует: «Он вошел, чтобы предстать за нас пред лицом Божиим» (Евр. 9:24). Это «за нас» понимай [следующим образом]: Он поднялся ради всех нас и воссел одесную Бога и просит за нас. Он стал не только ради людей, но и ради святых ангелов. Ибо посредством Его души святые ангелы имеют связь с Ним. Мы же имеем в Нем на одну часть больше, поскольку мы общаемся с Ним посредством двух [частей]: посредством души и тела. Не напрасно Бог взял первородное от нас и вознес Его на небо прежде времен и посадил Его одесную Себя. Ибо через Него Он готов даровать нам блага, которые больше телесных чувств и душевных движений, [использующихся] теперь для познания тех [благ]. Тому, кто этого хочет, Бог открывает [это] духовным образом. Пояснение: ибо не посредством слова приносит молитвы, но вместо молитвы легко совершает все делом. Из Евагрия: «Среди священников Он есть Тот, Кто молится Богу за все разумные природы, Своим положением отделяя их от зла и неведения» (Главы гностические 5:46).

Первое слово о знании

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7); как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4).

Что Христос всюду говорил: Я послан от Бога и не пришел Сам от Себя (Ин. 8:42), то же и Павел указывает теперь, именно, что Он послан от Бога, и не Сам прославил Себя, но Тот, Кто сказал Ему, то есть Тот прославил Его. Это прими к сведению вообще. Посему, так как Аарон имел много чувственных признаков того, что он послан от Бога, как сказано выше, а Христос не имел ничего чувственного, напротив, даже более: противники Его и убийцы в то время пользовались большим уважением, они все делали и всем правили, - то показывает доказываемое на основании пророчеств, именно, что Он послан от Бога. Казалось бы, пророчество из второго псалма не согласно с тем, что предполагается. Предполагается, без сомнения, на основании какого-либо места Писания показать, что Христос - посланный от Бога Первосвященник; между тем это свидетельство показывает то, что Он рожден от Отца. И действительно, то, что Он рожден от Бога, есть предуготовление к рукоположению от Бога. Затем прими в соображение и то, что сказал потом в сто девятом псалме: из чрева прежде денницы рождение Твое. Потом немного спустя прибавил: Ты священник вовек, по чину Мелхиседека. Павел соединил здесь сказанное в обоих псалмах о рождении, как бы говоря следующее: чтобы ты не подумал, что говорится о ком-нибудь другом: Ты священник вовек, но именно о Рожденном прежде денницы, и это никто иной, как Тот, о Котором во втором псалме говорится, что он рожден ныне: выражение прежде денницы означает вечное; а также и ныне означает «от начала», то есть, от Отца. Второй же псалом, очевидно, относит все ко Христу. Посему о Христе сказано и Ты священник вовек. Пусть скажут иудеи: кто другой был иереем по чину Мелхиседекову, кроме Христа? Не все ли были под законом? Не все ли субботствовали и приносили жертвы? Итак, совершенно очевидно, что это сказано о Христе, ибо только Он один освятил жертву хлебом и вином, как и Мелхиседек. В каком же смысле сказал вовек? - в том, что и теперь, с телом, которое принес за нас пред Богом и Отцом, то есть самые страдания за нас представляет как великое побуждение, без слов говоря Отцу: за человеческое естество Твой Сын подвергся этому: помилуй же тех, за кого Я снисшел пострадать. Или: что приношение, каждый день совершаемое и имеющее совершаться чрез служителей Божиих, имеет Первосвященником и Священником и Жертвой Самого Господа, Себя за нас освящающего, закалаемого и раздаваемого. И всякий раз, как совершается это, смерть Господня возвещается.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко же и инде глаголет: Ты eси священник по чину Мелхиседекову (Пс.109:4)

Он Священник, как давший вкусить от хлеба и вина Апостолам на Тайной Вечери, подобно тому, как и Мелхиседек – тем которые были с Авраамом, возвращавшимся с войны (Быт. 14:18). Вечным назван, как не имеющий ни начала дней Своих, ни конца жизни – по Божеству Своему, как Мелхиседек, по бытописанию (Евр. 5:3). Впрочем Мелхиседек не имеет этого только потому, что бытописание умалчивает об этом, Христос же – на самом деле. В дальнейшей речи (Апостола) найдем и другия черты подобия (у Христа с Мелхиседеком).

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека

«Священник во век по чину Мелхиседека…» Выражение заимствовано из 109 Пс. (4 ст.), несомненно признаваемого мессианским. Псалмопение пророчествует о царе, который именуется Господом (моим, т.е. Давидовым, ср. Мф 22:43; Мк 12:36 и др.), седящим одесную Бога, причем все враги будут под ногами Его. Таким царем - одноименным Господу, равночестным Ему и равносильным, конечно, мог быть только Сын Божий - Мессия - Христос. Этот духовный царь из семени Давидова будет вместе и Иереем по чину Мелхиседека, т.е. соединит в себе оба звания - и царство, и священство - в одно неразрывное и таинственно-значительное целое, как соединял их Мелхиседек. Сопоставление с Мелхиседеком и выяснение особого духовного сродства с ним Сына Божия, как Царя - Первосвященника, в дальнейшем еще несколько раз останавливает на себе внимание апостола.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Слова 6 стиха взяты из Пс.109:4, который считается несомненно мессианским. Приведённые Апостолом слова сказаны были Давидом о будущем царе, которого он в 1 стихе называет Господом и в пророческом созерцании видит Его сидящим одесную Бога, доколе Бог не покорит под ноги Его всех врагов Его. Почти все непредубеждённые экзегеты относят всё это к Мессии, как духовному царю из семени Давидова, царство которого будет существовать вечно, хотя, конечно, не все в одинаковом смысле. Христос, будучи всегда жив, один может спасать приходящих через Него к Богу. Вместе с этим Он есть один, Который может быть признан и Иереем по чину Мелхиседека. Царь Мелхиседек, будучи вместе с тем и священником, несомненно, был посредствующим лицом перед Богом в ходатайстве за людей. И Христос, принесши Себя в жертву за грехи всего человечества, несомненно, показал Себя Священником и притом не для народа теократии только, для которого существовало священство Аарона, но и для всего мира. Таким священником отчасти был и Мелхиседек, священствовавший в среде языческой, но в то же время имевший священство не чуждое и для такого боговдохновенного мужа, каким был Авраам. Поэтому св. ап. Павел совершенно справедливо указывает на священство Мелхиседека, как прообразовавшее собой священство царя правды Христа, Которого он предызображал и своим именем.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Не Свою волю пришел Он исполнить в мире, но волю Отца Своего, Который и послал Его в мир (см. Ин. 8:42). Но святой Павел не ограничивается этим, а доказывает ветхозаветным пророчеством, что Иисус Христос Самим Богом поставлен именно Первосвященником. Ибо Бог, назвавший Иисуса Христа воплотившегося Сыном Своим (см. Пс. 2:7, ср. Мф. 3:17), в другом псалме назвав рождение Его превечным - прежде денницы, называет Его и Первосвященником, но не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека (Пс. 109:4). Следовательно, Иисус Христос имеет Свое первосвященство от Бога. Потом Он, как и ветхозаветные первосвященники, был избран как человек, ведущий немощи людей, и ходатайствующий за них перед Богом.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible