Скрыть
Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-12 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища

Многия у нас речи должны быть сказаны вам о лице и свойствах этого самого Мелхиседека, - не потому, что это трудно для раскрытия и непонятно, но по немощи слуха вашего, - и потому, что хотя вы должны быть (бы уже) учителями по давности времени, однако во время совершенства вашего оказалась необходимость, чтобы мы как детей снова вас учили тому, какое (есть) начало слова Божия, и вы сделались младенцами, нуждающимися уже в молоке, а не в твердой пище.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями

Обличение соединяет с похвалой говоря, что вы должны быть учителями и для других. Здесь он показывает, что они уверовали уже давно и слышали о таинствах. То и другое достойно похвалы, если бы только они не нерадели. Время, говорит, делает более сильными, вы же, будучи избавлены, напрасно потратили его.

Но вас снова нужно учить первым началам слова Божия

Началами называет учение о человечестве Христовом. Ибо как во внешних науках прежде всего должно изучить письмена, так и здесь в слове Божием прежде должно узнать учение о человечестве Христовом, и освоиться с учением об уничиженном состоянии Его; а потом должно приступить к учению о Божественности, требующем более совершенного разума. Вот, ты совершенно ясно понял от самого Павла, по какой причине он занимается беседами об уничиженном, а о чем-нибудь возвышенном говорит редко: и этим он делает снисхождение к немощи слушателей. Вот, и это послание переполнено мыслями об уничиженном. Если же есть в нем возвышенное учение, то оно кратко.

И для вас нужно молоко, а не твердая пища

Не сказал, что имеете нужду (т.е. молоко необходимо вам, по естественным причинам, - Прим.Ред.), но «бысте» («стали такими»), то есть вы сами довели себя до такого состояния (т.е. молоко снова вам необходимо, потому что вы не смогли (разучились) принимать твердую пищу, - Прим.Ред), добровольно сделавшись такими. Молоком он называет упрощенное учение и здесь, и в Послании к Коринфянам (1Кор. 3:2), под твердой же пищей разумеет более совершенное и возвышенное учение. Посему, говорит, теперь не должно вносить того, что было под законом, и не должно делать сравнения с теми священниками не сравнимого Христа, или: как в том отношении, что Он - Первосвященник, так и в том, что Он принес жертву, и в том, что Он молился с воплем и коленопреклонением, однако, так как вы питаетесь этим, то я предлагаю и это. Заметь, что то, что для нас теперь неудобоприемлемо, тех тогда питало, и что слово Божие есть истинная пища. Ибо пошлю на землю, говорит, жажду слышания слов Господних (Ам. 8:11).

Евфимий Зигабен (†1118)

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища

Ибо должни суще быти учители лет ради, паки требуете учитися, кая письмена начала словес Божиих

«Лет ради», как давно уже уверовавшие и наученные. «Письмена же начала словес Божиих», это – слова об уничижении Христовом – учение о Нем, как о человеке: ибо это учение есть как бы начальныя «письмена», так как оно прежде всего другаго служит предметом оглашения; оно же есть «начало», как ближе всего приспособленное к пониманию вводимых в веру: ибо то, что относится до вочеловечения Христа, есть введение и начало таинственнейшаго учения о Божестве Его. «Паки требуете учитися» от меня тому, чему вы уже научены, говорит Апостол.

И бысте требующе млека, а не крепкия пищи

Это есть развитие и пояснение выше сказаннаго: млеком Апостол называет учение простейшее, слово об уничиженном состоянии (Христа), питающее детский ум, пищею же крепкою высшие догматы учения, удобоприменимые к людям зрелым по мысли и достаточно совершенным по духовному состоянию своему.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Апостол затрудняется слишком глубоко касаться затронутого им важного вопроса, ссылаясь на недостаточную подготовленность слушателей, требующих «молока, а не твердой пищи», т.е. более начального учения (ср. 1Кор. 3:2; 1Пет. 2:2). Впрочем, далее (VI:9 ст.) он оговаривается, что не все его читатели таковы, и потому увещевает их стремиться быть совершенными, в особенности же не отступать от уже достигнутого совершенства. И те, которых он сейчас называет неспособными слушать (11 ст.), сделались таковыми вопреки более естественному ожиданию видеть их более совершенными (12 ст.). Все же апостол начинает далее вести их к этому совершенству познания учения Христова (VI гл.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

С 11 стиха 5 гл. и по 20 стих 6 главы Апостол говорит об отношении своего увещания к слушателям, причём, прежде всего, заявляет, что он на этот раз затрудняется дальнейшим раскрытием столь важного предмета, как первосвященство Христово, так как они с одной стороны недостаточно внимательны к его (глубокомысленному) слову, а с другой – и недостаточно сведущи в учении, почему им отчасти необходимо начальное учение, как детям нужно молоко, а не твёрдая пища. Впрочем, далее Апостол оговаривается, что не все его читатели таковы, и потому он увещевает их стремиться быть совершенными, в особенности не отступать от достигнутого совершенства.
Слова 11 стиха νωϑροί ταῖς ἀκοαῖς (глухи) употреблены Апостолом (быть может в противоположность τοῖς ὑπακούουσιν) в смысле переносном о душевной немощи восприятия, и ταῖς ἀκοαῖς заменяет собою винител. отношения, так что всё выражение будет значить: так как вы сделались невосприимчивыми слухом, как бы глухими. Такое духовное состояние читателей Апостол представляет не первоначальным, а наступившим позднее, на что указывает употребление глагола γεγόνατε, а не ἐστὲ. Указывая в 12 стихе на прежнее лучшее духовное состояние читателей, Апостол как бы сглаживает резкость замечания о них, а вместе и возбуждает их к наибольшему вниманию к предложенному им учению, которое он называет в 12 стихе «словом Бога»296, а в 13 – «словом правды», которое читатели послания оставили без внимания, в самых основных и начальных его формах, между тем как, судя по живости восприятия и протекшему времени, они должны быть знакомы и с глубиной его.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. 

Вследствие, говорит, вашей немощности, неспособности понимать глубокие истины христианства, трудно вам выяснить учение о том, как Христос есть Первосвященник по чину Мелхиседекову. Вы уже уверовали во Христа, давно и слышали о таинствах, и потому сами бы должны быть учителями других. Но еще сами нуждаетесь в обучении вас, и притом в обучении азбуке христианской, первым началам слова Божия о человечестве Христовом, об уничиженном состоянии Его, а не о Божестве Его, для понимания которого требуется совершенный разум. Вы имеете разум младенческий, неспособный понимать учение о глубоких и возвышенных истинах, поэтому вас нужно питать молоком, а не твердою пищею, учить тому, что наглядно может понять ваш младенческий разум. Потому что всякий, питаемый молоком, то есть начальными истинами христианскими об Иисусе Христе, как человеке, не сведущ в слове правды, не имеет высшего любомудрия об Иисусе Христе, как Боге, ибо он еще имеет младенческий разум, неспособный понимать это. Твердая же пища - возвышенные догматы о Божестве Иисуса Христа, свойственна уму совершенному, достигшему такого совершенства путем навыка, или упражнения чувств души в Божественных Писаниях, к различению, с одной стороны, возвышенных и низких учений, с другой, здравых и развращенных, или коротко, к различению добра и зла (Феофилакт).
Приняв учение Христово ранее других, палестинские христиане не только не усовершенствовались в познании Его, но снова обнаруживают склонность возвратиться в иудейство.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible