Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека
А назван Он Первосвященником не от людей, но от Бога, - и не по подобию Аарона назван, но по подобию Мелхиседека.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Пс. 109:4)
Так как, говорит, Он пострадал, принесши Себя Самого в жертву, то за это и наречен Первосвященником. Сверх того, хотя Он принес в жертву и кровь, однако не по чину иудейских первосвященников, но по чину Мелхиседека. Ибо как тот не был помазан человеком, так и Христос, - но Богом, чрез Единосущного Ему Духа. Как тот не приносил требуемых законом жертв, так и Этот, тот царь, так и Этот, - и в бесчисленном другом.
Евфимий Зигабен (†1118)
Яко же и инде глаголет: Ты eси священник по чину Мелхиседекову (Пс.109:4)
Он Священник, как давший вкусить от хлеба и вина Апостолам на Тайной Вечери, подобно тому, как и Мелхиседек – тем которые были с Авраамом, возвращавшимся с войны (Быт. 14:18). Вечным назван, как не имеющий ни начала дней Своих, ни конца жизни – по Божеству Своему, как Мелхиседек, по бытописанию (Евр. 5:3). Впрочем Мелхиседек не имеет этого только потому, что бытописание умалчивает об этом, Христос же – на самом деле. В дальнейшей речи (Апостола) найдем и другия черты подобия (у Христа с Мелхиседеком).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 7-10 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека
Апостол дает напоминание о том пути страданий и скорбей, которым Христос достиг того, что был наречен от Бога Первосвященником нашим, виновником спасения вечного. Моления, которые Он приносил Отцу Своему с воплем и слезами, показывают, с одной стороны, что Он не был самовольным присвоителем себе царско-первосвященнического служения. Напротив, он был послушным орудием в руках Отца Небесного, избравшего для Него такой тяжелый путь к этому служению, на котором Он должен был познать тяжким опытом, что такое человеческая немощь, чтобы быть способным сострадать немощам нашим и быть образцом и для нас спасительного послушания. - «Во дни плоти Своей…» - во время земной жизни (ср. II:14; 1Пет. 4:2). - «С сильным воплем и со слезами…» Здесь, очевидно, разумеются молитвы Господа в саду Гефсиманском. Как была услышана эта молитва, разъясняет св. Ев. Лука, сообщая, что тогда был послан ко Христу Ангел, который и укрепил Его (XXII:43) на предстоящие страдания. - «Быв наречен от Бога Первосвященником…» Это «наречение», или прославление Богом Христа как Первосвященника должно было последовать одновременно с совершением нашего спасения в момент Крестной смерти Спасителя («совершишася!»).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В 9 стихе Апостол говорит о достижении совершенства Христом в том же смысле, как и в Евр.2:10, т. е. в смысле полного приготовления Его к тому, чтобы совершить в полноте первосвященническое служение, почему вслед за этим (в 10 ст.) говорится и о наречении Его Богом в Первосвященники, потому что после того, как Он принёс Себя в жертву, Он соделался для верующих в Него виновником спасения их, а вознесшись, явлен и всем как вечный Первосвященник.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
И совершившись, сделавшись тем, чем Он должен был сделаться через страдание при послушании, Он принес Себя в жертву за грехи людей, и с кровью ее восшел во Святое Святых - на небеса к престолу Божию, чтобы даровать вечное спасение тем, которые будут послушны Ему - Его заповедям и учению. За эту жертву и ходатайство, Он и был наречен от Бога вечным Первосвященником, о чем пророчески говорится в 109-м псалме, но не по чину Аарона, ибо ветхозаветные первосвященники не могли всего этого совершить, а по чину Мелхиседека.