Скрыть
и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Смотри, праведник еще не осмеливается посмотреть сам, но выслал ворона, чтобы чрез него узнать, можно ли ожидать какой-либо благоприятной перемены. «И изшед, – сказано, – (ворон) не возвратися, дондеже иссяче вода от земли». Божественное Писание прибавило здесь – «дондеже» не потому, чтобы ворон впоследствии возвратился в ковчег, но потому, что ему свойственно такое употребление этого выражения. Действительно, это употребление можем найти во многих местах (Писания), на которые мог бы я и указать вам теперь; но, чтобы вы не сделались беспечными, узнавая все от нас, предоставляем вам самим исследовать Писание и отыскать, где оно употребляет такие особенности. А теперь надобно нам показать причину, по которой эта птица не возвратилась в ковчег. Быть может, нечистая эта птица осталась (вне ковчега) потому, что, за сбытием воды, усмотрела трупы людей и животных, и в них нашла сродную себе пищу, – а это самое служило для праведника немаловажным основанием к надежде на благоприятную перемену. Если бы не так было, если бы ворон не нашел себе никакой пищи, то он возвратился бы в ковчег. А что это так, видно из того, что праведник, возымев после этого добрую надежду, выпускает голубя, птицу кроткую и любообщительную, которая выказывает особенное незлобие и не любит питаться ничем другим, как только семенами, потому что принадлежит к породе чистых птиц.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 26

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-7 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Вместо «двери» в еврейском тексте написано «отверстие». И о вороне иначе говорится: «Выпустил ворона, и он полетел, улетая и возвращаясь, пока не осушилась земля от воды».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 6-7 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Неизвестно, когда придет самый последний час, а ты говоришь: я исправляюсь. Когда ты исправишься, когда переменишься? Завтра, отвечаешь ты. И всякий раз говоришь: завтра, завтра. Ты превратился в ворона. А я говорю тебе: когда ты каркаешь по-вороньи, ждет тебя погибель. Ведь тот ворон, голосу которого ты подражаешь, вылетел из ковчега - и не вернулся. Ты же, брат, вернись в Церковь, которую означал тот ковчег.

Проповеди (на день Пасхи)

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4, 7 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских… и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Что чистейшее общество оправданных верою весьма многочисленно, а общество иудейское гораздо меньше, это без труда может всякий узнать из нижеследующего. Ной ввел в ковчег по семи из животных чистых, но по два — из нечистых, то есть убийц Господа иудеев: ибо спасен остаток, по слову пророка (Ис. 10:22; ср.: Рим. 9:27). Но предызображено было опять и то, что некоторые из племени Израилева по времени имели отступить и уклониться от веры; ибо выпустил, сказано, из ковчега врана видети, аще уступила вода: он же не возвратися. Утонул он, я думаю, в водах, не нашедши опоры и места для стояния. Посему отпадение и удаление от веры Христовой во всяком случае причиняет погибель. Так и блаженный Павел говорит тем, которые после принятия веры усовершаются или думают быть совершенными в законе: оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры (Гал. 5:4-5). Смотри же, как ворон из нечистых пернатых был отступником: ибо были некоторые из иудеев, которые после принятия оправдания во Христе возвращались назад к теням закона. И о них-то, я думаю, также мудрый Иоанн пишет: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши (1Ин. 2:19). И Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям (1Тим. 4:1). Усматривай из сего ясный образ в том, что совершилось чрез Ноя. Он послал первую и вторую голубицу с намерением увидеть, стал ли уменьшаться потоп. Они же возвратились в ковчег, как бы в клетку, причем одна имела в устах своих некоторую ветку, как написано (Быт. 8:11); а это была ветвь маслины. Посылаются и от Христа святые с тем, чтобы видеть мир и тех, которые в нем. Но они возвращаются, как бы возвещая мир: ибо на это, я думаю, косвенно указывается масличною веткою в устах голубицы, так как это растение всегда служит символом мира. Итак, боголюбивы очищенные верою и как бы в кротости евангельского жития избранны у Бога. Но что и из них некоторые отступят в последние времена, как я сказал недавно, на это также указано в прообразе. Именно третья и последняя голубица посылается и уже не заботится о возвращении, но остается. Когда же потоп окончился, остановился ковчег … на горах Араратских (Быт. 8:4), имя которых толкуется, как свидетельство схождения: ибо высоки и как бы на горах находятся по причине возвышенности евангельского жития сущие во Христе чрез веру, свыше и с небеси снисшедшего Бога Слово всюду проповедующие, к которым и Сам Бог взывал устами пророка: Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал (Ис. 43:10). Итак, похвалы тех, которые во Христе, выше мирских предметов.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 6-7 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Когда прекратился потоп, Ной захотел узнать, в каком состоянии находится лик земли, и выпустил из ковчега ворона; тот же не удостоил вернуться к ковчегу. Этот ворон означает тех, которые хотя и омылись водами крещения, однако не пожелали снять с себя чернейшие одежды ветхого человека и исправить свою жизнь, но, едва удостоившись обновления через помазание Святого Духа, тотчас отпали от внутреннего единства вселенского мира и покоя, обратившись к внешнему, то есть к желаниям века сего. [Потом выпустил Ной голубку, и она к вечеру возвратилась к нему, неся в клюве ветку оливы со свежими листьями.]

Гомилии на Евангелия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

И выпустил ворона. За сими словами в Библии Александрийской следует объяснение: чтобы узнать, стекла ли вода. Вероятно, что оно перенесено сюда из следующего стиха. И он, вылетев, отлетал и прилетал. В славянском тексте согласно с греческим семидесяти толковников: и изшед не возвратился. Толкователи разделяются между собою в избрании одного из сих различных чтений. Еврейскому чтению следовал в свое время Флавий (Ant. L. I, с. 4.) и также Амвросий (Offic. L. I, с. 25). С оным согласуется также текст самаритянский и Онкелос. Но затруднение разрешается правильным изъяснением текста еврейского. Для сего должно приметить, что ворон послан был Ноем только однажды; ибо к чему бы посылать его многократно, пока осушилась земля от воды, когда он не подавал желаемого знака и когда уже вместо его был употреблен голубь? Что возвращение ворона совсем отлично от возвращения голубя, о котором сказано: и возвратился к нему в ковчег, и потому он простер руку, и взял его, и принял к себе в ковчег. Из соображения сих обстоятельств открывается, что ворон, вылетев однажды из ковчега, продолжал отлетать и прилетать, пока осушилась земля от воды; то есть удалялся от него и приближался к нему, не подавая никаких примет о состоянии земли, скрывался и показывался; отлетал на трупы или дерева и прилетал на верх ковчега до того времени, как вода совершенно иссякла.

Толкование на Книгу Бытия


Святой Киприан в вороне, о котором говорит Моисей, видит поразительное изображение грешника, прельщенного пристрастием к миру. Его страсти - это кумиры, которым он всего себя приносит в жертву; его душа, сделавшаяся совершенно плотской, любит только тление и утешается тем, что ее оскверняет и убивает. Ценой своего вечного спасения, купив кратковременное и гибельное удовлетворение своих нечистых похотей, он успокаивает свою совесть одним исполнением некоторых внешних обрядов религии, сколько того требуют общественные приличия и его собственные выгоды.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Аврелий Пруденций (†413)

Ст. 6-7 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Оповещая о том, что потоп убывает, к ковчегу

в клюве голубка несет зеленую ветку оливы.

Ворон, на мерзкую кинувшись хищно падаль, сгинул, она же

Новые вести благие несет о ниспосланном мире.

Исторические образы

Георгий Константинович Властов (†1899)

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Отлетал на трупы и деревья и снова садился на верх ковчега, не входя в него и не подавая никакого указания о состоянии земли.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Выпуск из ковчега ворона и голубя

Весь этот раздел говорит о средствах, путем которых Ной удостоверялся в прекращении потопа. Так как ковчег Ноя, как мы видели выше (Быт. 6:16), не имел боковых окон, открывавших перспективу потопа, а освещался единственным отверстием сверху, то Ной, чтобы освидетельствовать состояние земли, прибег к выпуску птиц: сначала ворона, а потом голубя.

«выпустил ворона… который, вылетев, отлетал и прилетал…» Или, как еще выразительнее сказано в еврейском тексте, «вышел, отлетая и прилетая». Этим дается знать, что хищный ворон, живя вне ковчега, отлетал на трупы людей и животных и снова садился наверх ковчега, не давая, таким образом, никакого указания на состояние земли.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом.

Ст. 6-7 И бысть по четыредесятих днех отверзе Ное оконце ковчега, еже сотвори, и посла врана (видети, аще уступила вода от лица земли): иизшед не возвратися, дóндеже изсяче вода от земли

Спустя 40 дней после того, как показались верхи гор, Ной выпускает ворона, чтобы узнать, не освободились ли от вод равнины и долины, в надежде, не вернется ли ворон в ковчег с какими-нибудь вещами, какие можно найти только на равнинах и долинах. Сам Ной не мог лично разведать о состоянии земли потому, что вне ковчега все подернуто было туманом от испарений, поднимаемых с земли солнечным жаром, и потому трудно было составить понятие о состоянии земли, тем паче, что и неудобно было наблюдать из узкого отверстия в кровле судна. Ной, при­поминая, что наводнение покрыло равнины и подняло ков­чег чрез 40 дней дождевого ливня, заключил, что столько же времени потребуется для освобождения их от воды, и потому ждал 40 дней по открытии горных вершин, прежде чем решился сделать опыт с вороном. Опыт этот, впрочем, не удался. Ворон, выпущенный на волю, совсем не возвра­тился к Ною; в пище он не нуждался, потому что находил ее с избытком в плавающих трупах, которых еще не успели истребить рыбы; не нуждался также в пристанище внутри ковчега, – он садился на вершинах гор или прилетал на кровлю ковчега. Посему чрез ворона нельзя было узнать, открылись ли равнины, и насколько открылись. –«Донде­же изсяче вода от земли». Само собою разумеется, это не то значит, что ворон наконец возвратился в ковчег, когда уже иссякла вода; если у него не было охоты возвратиться в ковчег при продолжавшемся наводнении равнин, можно ли думать, чтобы она открылась в нем по совершенном прекращении наводнения, когда и голубь, животное руч­ное, уже не возвратился в ковчег. Бытописатель этим обо­ротом речи хотел сказать только, что ворон совсем не возвращался в ковчег, ни до иссякновения вод с земли, ни после. Если вершины гор обнажились от воды спустя два месяца (или 63 дня) после остановки ковчега, то ясно, что вершина, на которой он сел, и которая, следовательно, скорее, чем другие, близка была к обнажению, была самая высокая, по всей вероятности, большой Арарат; но и эта вершина, конечно, обнажилась не вдруг после того, как остановился на ней ковчег, сидевший на 15 лактей в глу­бину, а спустя несколько времени, ибо едва ли вода потоп­ная, медленно, в продолжении пяти месяцев поднимавшая­ся, на другой же день после пятимесячного возрастания могла вдруг убыть настолько, чтобы открылись хотя бы такие возвышенные пункты, как большой Арарат. – Пер­вый день десятого месяца, это по-нашему один из дней июля.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible