Nouveau Testament: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Le second mois, le vingt-septième jour du mois, la terre fut sèche.
Святые отцы
- Климент Римский, сщмч. (†99)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Максим Туринский, свт. (†Vв.)
- Иоанн Дамаскин, прп. (†749)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
Климент Римский, сщмч. (†99)
Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле
Поэтому покоримся величественной и славной воле Его и, оставив суетные дела, раздор и зависть, ведущую к смерти, припадем и обратимся к Его милосердию, умоляя Его милость и благость. Будем постоянно взирать на тех, которые совершенно послужили величественной Его славе. Возьмем Еноха, который по своему послушанию был найден праведным и преставился, и не видели его смерти. Ной был также найден верным и по своему служению проповедовал миру обновление, и через него спас Господь животных, согласно вошедших в ковчег.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле
В ковчег вводил Бог порознь, чтобы сохраняли чистоту, изводит же попарно, чтобы плодились и множились на земле. И животные хранили чистоту в ковчеге; это видно из слов: выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
Толкование на Книгу Бытия.
См. также Толкование на Быт. 8:3
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле
Теперь спросим: почему, когда Ной и остальные входили в ковчег, они делали это в таком порядке: сначала сам Ной и его сыновья, затем жена Ноя и жены его сыновей; изменился ли этот порядок, когда они выходили из ковчега? Ибо написано: выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих. Тем самым Писание указывает: при входе имело место воздержание от деторождения, при выходе - само деторождение. Ибо вначале первыми зашли отец с сыновьями и сыновья с отцом, а затем - жена отца и жены его сыновей, то есть не было смешения полов при входе; однако при выходе они смешались.
Итак, самим порядком входа в ковчег праведнику было ясно показано, что тогда было не время предаваться совокуплению и наслаждению, ибо всем грозила близкая гибель. Потому и в Евангелии Господь осуждает людей за то, что во времена Ноя они ели и пили, приводили жен и выдавали замуж дочерей: за их невоздержность и был наслан на них потоп. Ибо то было время скорби, а не радости, и праведник не наслаждался общением с женой, и дочери праведника не стремились к брачному сожительству: ведь когда живым грозила смерть, было бы непристойно рождать! Зато после, когда прекратился потоп, по праву пришло время брачного сожительства, чтобы дать рождение другим людям.
О Ное
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла
Не без причины божественное Писание показывает, такую обстоятельность, но для того, чтобы мы знали, что исполнился, даже до единого дня, тот год, в который обнаружилось терпение праведника и совершилось очищение всей земли. Потом, когда вся тварь как бы омылась от нечистоты, сбросив с себя всю скверну, которую произвело на ней злочестие людей, и светлым сделалось лице ее, тогда-то уже Бог повелевает праведнику выйти из ковчега и освобождает его из этой страшной темницы.
Максим Туринский, свт. (†Vв.)
Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле
Как Ноев ковчег вместе со всеми, кто был в нем, Бог сохранил невредимым, когда весь мир был залит водами потопа, так и Церковь Петрову вместе со всеми, кого она объемлет, Он сохранит невредимой, когда наступит конец мира. И как тогда, по прошествии потопа, голубь принес в Ноев ковчег знак мира, так и по свершении суда Христос принесет радость мира Церкви Петровой, ибо Он Сам и есть голубь, то есть мир, как сказано в обетовании: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше (Ин. 16:22).
Проповеди
Иоанн Дамаскин, прп. (†749)
Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле
Когда Ною повелевалось войти в ковчег и поручалось сохранить семя мира, ему было приказано так: войди в ковчег ты, говорит Бог, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих (Быт. 7:7). Он отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избегли пучины и того всемирного потопления. После же прекращения потопа Он говорит: выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих (Быт. 8:16). Вот опять дозволен брак для размножения рода человеческого.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла
Четвертая и последняя степень: земля осушилась. То есть после того, как ее поверхность обнажилась от воды, действием солнца извлечена из нее влага, без сомнения, глубоко ее проникнувшая, она получила обыкновенную степень сухости и твердости. Сие совершилось почти в два месяца.
Во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца земля осушилась. Следственно, потоп продолжался год и десять или одиннадцать дней. Но год лунный с сим прибавлением составляет круглый год солнечный.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла
«И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла…» Но полное осушение земли произошло только в конце второго месяца, ровно через год и десять дней после его начала (Быт. 7:11). Объединяя теперь все имеющееся в Библии, хронологические даты потопа, мы получим, что общая продолжительность его обнимала собой 364 дня (220 + 88 + 56), что составляет целый солнечный год. Бытописатель же дает ясно понять, что потоп продолжался год и десять дней; отсюда, с большой вероятностью можно заключать, что в эпоху потопа, древнейшую эпоху существовало еще солнечное счисление и что лишь позднее, со времени Авраама или даже Моисея, оно было переведено на лунное.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом.
В месяц же вторый, в двадесять седмый день месяца изсше земля
В промежуток времени между первым днем первого месяца и двадцать седьмым второго земная поверхность, освободившись от воды, продолжала осушаться от влаги, проникшей ее глубоко, и наконец осушилась и получила достаточную твердость для хождения людям и животным. Таким образом, время потопа обнимает собою ровно год. Что при сем бытописатель имеет в виду год солнечный, а не лунный, это открывается из того, что первые пять месяцев потопа, от 27-го дня второго месяца до 27-го дня седьмого месяца, определены у него в 150 дней, что подходит больше к солнечному месяцу, чем к лунному.