Скрыть
выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле

Поэтому покоримся величественной и славной воле Его и, оставив суетные дела, раздор и зависть, ведущую к смерти, припадем и обратимся к Его милосердию, умоляя Его милость и благость. Будем постоянно взирать на тех, которые совершенно послужили величественной Его славе. Возьмем Еноха, который по своему послушанию был найден праведным и преставился, и не видели его смерти. Ной был также найден верным и по своему служению проповедовал миру обновление, и через него спас Господь животных, согласно вошедших в ковчег.

1-е послание к Коринфянам

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле

В ковчег вводил Бог порознь, чтобы сохраняли чистоту, изводит же попарно, чтобы плодились и множились на земле. И животные хранили чистоту в ковчеге; это видно из слов: выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

Толкование на Книгу Бытия.

См. также Толкование на Быт. 8:3

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле

Теперь спросим: почему, когда Ной и остальные входили в ковчег, они делали это в таком порядке: сначала сам Ной и его сыновья, затем жена Ноя и жены его сыновей; изменился ли этот порядок, когда они выходили из ковчега? Ибо написано: выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих. Тем самым Писание указывает: при входе имело место воздержание от деторождения, при выходе - само деторождение. Ибо вначале первыми зашли отец с сыновьями и сыновья с отцом, а затем - жена отца и жены его сыновей, то есть не было смешения полов при входе; однако при выходе они смешались.

Итак, самим порядком входа в ковчег праведнику было ясно показано, что тогда было не время предаваться совокуплению и наслаждению, ибо всем грозила близкая гибель. Потому и в Евангелии Господь осуждает людей за то, что во времена Ноя они ели и пили, приводили жен и выдавали замуж дочерей: за их невоздержность и был наслан на них потоп. Ибо то было время скорби, а не радости, и праведник не наслаждался общением с женой, и дочери праведника не стремились к брачному сожительству: ведь когда живым грозила смерть, было бы непристойно рождать! Зато после, когда прекратился потоп, по праву пришло время брачного сожительства, чтобы дать рождение другим людям.

О Ное

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-17 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле

Смотри на благость Божию, как Он всячески утешает праведника. Так как Господь повелел выйти из ковчега Ною, и сыновьям, и жене, и женам сыновей его, и всем зверям, то, чтобы и это самое не навело опять на него великого уныния и не обеспокоило его мыслию о том, как он будет жить на такой обширной земле, как в пустыне, один, без других людей, (Бог), сказав: «изыди из ковчега и вся изведи с собою», присовокупил: «и раститеся и множитеся на земли». Смотри, как этот праведник снова получает то благословение, которое получил Адам до преступления. Как тот, тотчас по сотворении своем, услышал: «и благослови я, Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и господствуйте землею» (Быт.1:28), так и этот теперь: «раститеся и множитеся на земли», потому что как Адам был началом и корнем всех живших до потопа, так и этот праведник становится как бы закваскою, началом и корнем всех после потопа. Отсюда-то уже начинается устройство общества человеческого, и восприемлет свою красоту вся природа, – земля, которая возбуждается к плодоношению, и все прочие твари, которые созданы на службу человеку.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 26

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле

Как Ноев ковчег вместе со всеми, кто был в нем, Бог сохранил невредимым, когда весь мир был залит водами потопа, так и Церковь Петрову вместе со всеми, кого она объемлет, Он сохранит невредимой, когда наступит конец мира. И как тогда, по прошествии потопа, голубь принес в Ноев ковчег знак мира, так и по свершении суда Христос принесет радость мира Церкви Петровой, ибо Он Сам и есть голубь, то есть мир, как сказано в обетовании: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше (Ин. 16:22).

Проповеди

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле

Когда Ною повелевалось войти в ковчег и поручалось сохранить семя мира, ему было приказано так: войди в ковчег ты, говорит Бог, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих (Быт. 7:7). Он отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избегли пучины и того всемирного потопления. После же прекращения потопа Он говорит: выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих (Быт. 8:16). Вот опять дозволен брак для размножения рода человеческого.

Изложение веры

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 15-16 И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою

И сказал Бог Ною: выйди… Несмотря на то, что по открытии ковчега около двух месяцев Ной видел состояние иссякающей и иссыхающей земли, он не осмелился из оного выйти до повеления от Бога. Не спешил он искать на земле своего удовольствия, но терпеливо ждал, пока дело, начатое Богом, Богом и конец свой восприяло.

…Замечают, что Сам Бог в откровении Ною пред вступлением в ковчег жен от мужей разделяет (Быт. 6:18), а при исшествии из ковчега соединяет.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою

Замечают, говорит м. Филарет, что сам Бог в откровении Ною перед вступлением в ковчег жён от мужей разделяет (сравн. Быт.6:18), а при исшествии из ковчега соединяет. В следующем 17 стихе Бог говорит: раститеся и множитеся; на этом основании полагают, что в ковчеге ни люди, ни животные не множились, ожидая судьбы своей и нового благословения для нового мира (Запис. на Кн. Бытия, стр. 213-214). Впрочем, благословение множится для человека произнесено особо в начале следующей главы.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою

Как некогда входил в ковчег Ной по особому божественному повелению, так и выходит из него не прежде, как получает об этом специальное божественное откровение. Воспоминание о потопе составляет одну из самых распространенных традиций древнего мира, причем самые детали этих сказаний нередко поразительно близко совпадают с библейской историей потопа. В особенности это должно сказать о знаменитой халдейской поэме об Издубаре или Гилгамете, открытой в древнейших клинообразных текстах, входящих в состав так называемого «халдейского генезиса». Параллельное сопоставление этой халдейской поэмы с библейским сказанием не оставляет никакого сомнения в их тесной родственной связи, а глубокая древность и документальность клинообразных текстов дает сильное оружие библейской апологетике в борьбе с рационалистической критикой. Более подробно см. об этом у С. С. Глаголева, «Сверхъестественное откровение и естественное богопознание» и о «Происхождении человеческого рода».

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом.

Ст. 15-17 И рече Господь Бог Ноеви, глаголя: изыди из ковчега ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих с тобою. И вся звери, елицы суть с тобою, и всяку плоть от птиц даже до скотов, и всяк гад движущийся по земли изведя с собою: и раститеся и множитеся на земли

Хотя Ной сам мог понять, что наступило время выби­раться из ковчега, но он не решался сделать это самопро­извольно, а по смирению и покорности пред Богом ожидал от Него повеления. Повелевая Ною выходить из ковчега, Бог поспешает возобновить данное человеку и животным при сотворении их (Быт. 1:22-28) благословение плодиться и размножаться. Отсюда заключают, что во время потопа ни люди, ни другие животные, бывшие в ковчеге, не пло­дились и не размножались, как бы ожидая нового благо­словения на сие от Бога. Размножение в ковчеге не допу­щено было для того, чтобы не стеснилось помещение на­личных обитателей ковчега, и не истощились кормовые для них запасы.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible