Sakriti
Ali golubica ne nađe uporišta nogama te se vrati k njemu u korablju, jer voda još pokrivaše svu površinu; on pruži ruku, uhvati golubicu te je unese k sebi u korablju.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 8-11 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли

Синагога не имеет этого масла, потому что не имеет масличного дерева и не разумеет, что это за голубь, принесший масличную ветвь после потопа. А голубь этот потом сошел на Христа во время крещения и пребыл на Нем, о чем в Евангелии свидетельствует Иоанн: Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1:32).

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег

Здесь представляется вопрос, почему святое Писание, выше сказав, что «явишася верси гор» (Быт.8:5), теперь говорит, что голубица, не найдя покоя, возвратилась к Ною в ковчег, «яко вода бяше по всему лицу земли». Прочтем внимательно эти слова – и узнаем причину. Писание не сказало только: не «обретши покоя», но прибавило: «ногама своима», дабы показать нам, что, хотя вода и убыла отчасти и показались вершины гор, однако ж и эти самые вершины, от наводнения, были еще покрыты грязью, или наполнены жидким илом. Вот почему голубица не могла ни сесть где-либо, ни найти сродной себе пищи, и возвратилась в ковчег, давая этим понять праведнику, что воды еще много на земле. «И простер руку, прият ю, и внесе ю к себе в ковчег». Видишь, как признательна эта птица, как она своим возвращением в ковчег и присутствием там внушала праведнику потерпеть еще несколько?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 26

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 8-11 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли

Нетрудно понять, почему вечный мир обозначается масличной ветвью, которую принес голубь, возвращаясь в ковчег. Ведь мы знаем, что смазанная маслом поверхность не портится от соприкосновения с другой жидкостью, да и само дерево вечно зеленеет.

Об учении христианском

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

Ст. 8-11 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли

Голубь означает самого Господа, ибо Он крылат, кроток и прост. Он голубь потому, что святым Своим заповедал быть, как голуби: Будьте просты, как голуби (Мф. 10:16).

То, что голубь - это Христос, говорит пророк, описывая от Его лица возращение на небо после страданий [на земле]: Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы (Пс. 54:7). И когда Господь Христос устанавливал для Церкви таинства, с неба слетел голубь.

Понимаю тайну и признаю таинство. Голубь, который ныне опустился на Церковь Христову в крещении, - тот же, что тогда, во время потопа, вылетел из Ноева ковчега. Тогда он сообщил Ною о спасении, принеся ему ветку оливы; теперь же явился как знамение вечного Божества. Тогда он принес весть о мире в клюве, теперь же принес сам мир Христов, сойдя на Его тело.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 8-11 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли

После того [ворона] выпустил Ной голубку, и она под вечер вернулась, неся в клюве ветку оливы со свежими листьями. Думаю, вы заметили, братья, и догадались прежде, чем я скажу, что ветка оливы со свежими листьями - это благодать Святого Духа, изобилующая словами жизни, о полноте которой, почившей на Христе, говорится в Псалме: Помазал тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44:8). О даре Его, дарованном соучастникам Христа, говорит Иоанн: Вы имеете помазание от Святого и знаете все. И в прекраснейшем сравнении образ согласуется с истиной. Телесная голубка принесла в ковчег ветку оливы, омытую водами потопа, - Святой Дух в образе голубки сошел на Господа, омытого крещальной водою Иордана.

Не только люди, которые были в ковчеге с Ноем, но и животные, помещенные в ковчег, и сами бревна, из которых он был сделан, суть образ нас - членов Христа и Его Церкви, принявших омовение водою второго рождения. Помазанием святого елея мы запечатлены благодатью Святого Духа, и да удостоит нас сохранить ее нетронутой Тот, Кто дал ее нам, - Иисус Христос, Господь и Бог наш, Который в единстве одного и того же Святого Духа живет и царствует с Богом Отцом всемогущим во веки веков. Аминь.

Гомилии на Евангелия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег

Голубь, по изъяснению Святых Отцов, изображает души святые, чистые, которые среди внешних занятий, требуемых порядком общежития, не находят во всем мире места, где бы сердце их обрело истинный покой. Страшась заразы века сего, они горят желанием возвратиться в ковчег, к истинному Ною - Иисусу Христу, Божественному Утешителю в скорбях, неразлучных с бедствиями сей жизни, которые, как потоп, отовсюду обуревают Христианина.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег

«но голубь не нашел места покоя для ног своих… и он простер руку свою и взял его, и принял… в ковчег…» Картинное изображение факта, из которого Ной убеждался, что земля еще непригодна для жительства на ней не только людей, но даже и птиц.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом.

Ст. 8-9 И посла голубицу по нем видети, аще уступила вода от лица земли: и не обретши голубица покоя ногама своима, возвратися к нему в ковчег, яко вода бяше по всему лицу всея земли: и простер руку свою приять ю и внесе ю к себе в ковчег

После неудачного опыта с вороном, Ной выпускает голубя, чтобы узнать, не обнажились ли где от воды рав­нины и долины. Выбор пал на голубя потому, что эта птица любит места сухие и плодоносные и питается раститель­ными семенами, которые она скорее могла бы найти на низменном месте, чем на горе, и потому что можно было надеяться, что голубь, как животное домашнее, скорее возвратится в ковчег и даст знать о состоянии земли, чем птица хищная, как ворон, любящая свободу. Голубь на сей раз не мог долго быть вне ковчега и скоро возвратился к Ною. Голубь не нашел вне ковчега ни места, где бы мог сесть, потому что низменные места были еще под водою, а высокие еще недостаточно осушились, – ни корма, по­тому что растения еще не показались из-под воды. Таким образом, голубь самым возвращением своим скорым дал знать Ною о состоянии земли.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible