Скрыть
Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели Ты погубишь и невинный народ?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-6 И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней

После этого пошел Авраам к Филистимлянам, и из опасения говорил о Сарре, что она сестра ему; посла же Авимелех царь Герарский и взя Сарру. Но как Сарра подвергалась уже искушению у фараона и, сверх того, имела во чреве Исаака, и молитва Авраамова была неотступна, то едва взошел на ложе Авимелех, внезапно, как и на Адама, напал на него сон, и сказал ему Бог во сне: се, ты умираеши жены ради сея, юже взял еси: сия же есть сожителствующая мужу. Авимелех ответствовал: язык… праведен погубишь ли? чистым сердцем и в правде рук сотворих сие. Тогда Бог сказал: сего ради не попустих ти коснутися ея… да не согрешиши ко Мне.

И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру

Если бы Сарра по зачатии Исаака не возвратила себе юности, то, конечно, Авимелех не испытал бы вожделения к той, которой было уже девяносто лет.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-4 И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ

Посмотри, как Бог человеколюбив. Зная, что праведник по страху смерти великодушно перенес похищение Сарры и что царь взял ее, как сестру праведника, Бог являет Свое промышление, одновременно и праведника еще более прославляя, и Сарру избавляя от бесчестия, и царя удерживая от преступления. «И прииде Бог ко Авимелеху нощию во сне». Бог, говорит Писание, желая предохранить царя от преступления, во время сна сообщил душе его ведение и открыл ему сокровенное, и вместе навел на него великий страх угрозою смерти. «Се ты умираеши, – говорит, – жены ради сея, юже поял еси: сия же есть сожительствующая мужу. Авимелех же не прикоснуся ей». А это все сделано для того, чтобы обетование Божие, данное праотцу, пришло в исполнение. Так как незадолго пред тем обещано ему было, что родится от него сын, Исаак, и это время уже приближалось, то чтобы обетование Божие не подверглось какому-либо осквернению, Бог наводит на Авимелеха такой страх, что он, пораженный, не осмелился коснуться Сарры. По этой-то причине божественное Писание и присовокупило, что «Авимелех не прикоснуся ей». Но царь еще оправдывается в своем дерзновении и говорит: «Господи, язык праведен и неведущий погубиши ли»? Разве я, говорит, сделал это, зная, что она жена? Разве я хотел обидеть странника? Разве взял ее, как жену его? Я хотел взять ее, как сестру его, думая тем оказать честь и ей и ему. Итак «язык неведущий и праведен погубиши ли»? Неужели, говорит, погубишь меня, сделавшего это с сознанием правильности?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 45

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4 Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели Ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ? 

Почему Писание здесь умолчало, что Сарра сохранилась непорочной, а в повествовании об Авимелехе выразило это ясно?


Тогда Сарре надлежало родить Исаака. По этому, чтобы о семени Авраамовом не было подозрения, Божественное Писание сказало там ясно, что Авимелех «не прикоснуся ея». Но из того и другого места можно видеть, как природа научила самых варваров, что прелюбодеяние есть худое и достойное наказания дело. Это выразил и Фараон, укорив Авраама, и Авимелех, сказал Богу всяческих: «Господи, язык неведущий и праведен yбиеши ли? Не сам ли ми рече: сестра ми есть? И сия ми рече: брат ми есть? чистым сердцем и в правде рук сотворих сие» (Быт.20:4-5). Писатель приводит и Божий ответ. Ибо говорит: «рече же Авимелеху Бог во сне: и Аз познах, яко чистым сердцем сотворил ecи сие, и пощадех тя, прикоснуться ей, да не согрешшиши ко Мне: сего ради не пoпуcтих ти коснутися ея. Ныне же отдаждь жену мужу, яко пророк есть, и помолится о тебе, и спасешься ты и весь дом твой: аще же не отдаси, веждь, яко умреши ты» (Быт.20:6-7). Научает же сим нас божественное слово, что Бог любителям правды не попускает согрешить по неведению. Поэтому явно, что воспрепятствовал согрешить и Фараону, как по закону брака взявшему себе Авраамову сестру. Поскольку же Авимелех, как вероятно, был лучше Фараона; то Фараона удержал Бог от беззакония вразумлением, а Авимелеху не дал Сам прощения за обиду и преступление, но ожидал, когда попросит ему оное обиженный, и сподобил его Своего кроткого явления, и в снисходительных словах показал, на какое он отваживался беззаконие. «Рече же Авимелех Аврааму: что умыслив сотворил еси сие? Рече же Авраам: рекох бо: негли несть благочестия на месте сем, и убиют мя жены ради моея. Ибо истинно сестра ми есть по отцу, а не по матери» (Быт.20:10-12). Она действительно мне сестра; потому что дочь отца моего, впрочем, не дочь матери моей.

Толкование на книгу Бытия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ

Господи! Неужели ты погубишь и неповинный народ? Некоторые догадываются, что Авимелех сими словами сравнивает себя и народ свой с Содомлянами. В самом деле, отношения, в которых находится теперь Авимелех с Авраамом, по наружности своей имеют сходство с теми, в каких Содомляне находились с Лотом и Ангелами, странноприятыми от него; и Бог так же угрожает Авимелеху погибелью. Когда Авимелех говорит об опасности целого народа, он предполагает, что грех царя вместе с казнию может пасть и на народ, что видно также из последующих слов его к Аврааму (Быт. 20:9). Истина сего предположения подтверждается словами прещения Божия: умрешь ты и все твои. Яснейший пример такового суда Божия представляет Давид, за сделанное им народосчисление наказанный смертоносною язвою, три дня продолжавшеюся во всем народе Израильском (2Цар. 24:15-17). Основания подобных сему судеб Божьих глубоко сокрыты в бездне премудрости Божией, так что человеческие взоры не всегда могут открывать оные. Впрочем, можно примечать, что человек, с силою духа владычествующий в обществе, как внешнею своею властью, так примером и как бы прелиянием своего духа, возбуждает в окружающих его те качества, которые в нем возбуждены; и, располагая их к общим с собою добродетелям или порокам, полагает, таким образом, естественное основание к одинаковой участи. Духи, поставленные водителями других, по Божественному порядку, должны быть первыми преемниками вышних сил и даров для себя и других; отверзая или заграждая путь благодати к себе самим, они в то же время открывают или закрывают оный и для других. Без сомнения, правда Божия умеет соблюдать в общественных наказаниях и то, чтобы если случай, открывающий оные, не есть преступление всех и каждого, тяжесть бедствия, раздробляясь, упадала на каждого в такой мере, которая бы соответствовала его внутреннему состоянию в особенности.

Толкование на Книгу Бытия

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Авимелех (царь, или отец царя)
 

Авимелех (Быт.20:2,26:1) – царь герарский. Введенный в обман Авраамом, он послал и взял Сарру, жену Авраама, с тем чтобы жениться на ней; однако Господь ночью во сне открыл ему отношения Сарры к Аврааму, и он удержался от совершения греха (Быт.20:2-6). Авимелех, упрекнув Авраама за обман, так как тот выдавал Сарру за свою сестру, возвратил ему ее обратно с многими дарами и предложил Аврааму жить в своей земле, где ему угодно (Быт.20:15).

После того, по молитве Авраама, исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать: ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову (Быт.20:17-18). Впоследствии Авимелех (титул царей филистимских), или его преемник того же самого имени, подобным же образом был введен в обман Исааком относительно его жены Ревекки, во время жительства их в Гераре, по случаю голода в земле Ханаанской (Быт.26:6-10);
 

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 4-7 Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели Ты погубишь и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.

- Пророк. «Это слово, - говорит митрополит Филарет, - может быть произведено или от слова «износить плод» (в переносном – произносить слова), или от арабского «возвещать» – в этом смысле оно означает вестника или истолкователя»  В 1Цар.9:9. есть следующая фраза: «тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем». На основании этого указания главу эту считали внесённою впоследствии, но и Английская комм. Библия, и митрополит Филарет указывают, что слово «пророк» было древнейшее слово, что во времена Судей оно могло быть заменено более общеупотребительным «видящий», которое, впрочем, было известно и в Пятикнижии, например, в Чис.24:3-4, когда Валаам называется слышащим «слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его». Но что слово «пророк» употреблялось везде в Пятикнижии, это видно из следующих мест: Исх.7:1 об Аароне; Исх.15 о Мариам; Чис.11:29, Чис.12 о пророках вообще. При первых царях, когда внимательно изучали Пятикнижие Моисеево и когда оно ещё не было затеряно вследствие идолопоклонства последующих царей, весьма вероятно, слово пророк, вышедшее было из употребления, опять было принято в устную речь, и к этому могли относиться слова 1Цар.9:9.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ

Владыка! неужели Ты погубишь… и невинный народ?… В очередной раз мы встречаем здесь обращение к Господу, как Промыслительному и Милосердному Судие – в еврейском тексте это слово – Адонай (от корня дан – судья). И опять это обращение связано с контекстом призвания Божиего милосердия и правосудия. Таким образом, имеется очередное подтверждение совершенной абсурдности точки зрения, что Адонай (а также и Иегова, Элогим) являются именами Бога. Названия эти Господа, соответствующие русским определениям – Милосердный Судия, Сущий, Творец Вселенной используются в еврейском тексте строго в соответствии с сопутствующим контекстом.

В данном случае, как самое это обращение к Богу, так и исповедание Его Правосудия, напоминающее подобные же речи Авраама (Быт. 18:23–25), дает ясные доказательства того, что следы истинного богопознания еще не вовсе исчезли из памяти лучших представителей ханаанских племен, одним из числа которых является в данном случае и Авимелех герарский.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible