Скрыть
И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-6 И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней

После этого пошел Авраам к Филистимлянам, и из опасения говорил о Сарре, что она сестра ему; посла же Авимелех царь Герарский и взя Сарру. Но как Сарра подвергалась уже искушению у фараона и, сверх того, имела во чреве Исаака, и молитва Авраамова была неотступна, то едва взошел на ложе Авимелех, внезапно, как и на Адама, напал на него сон, и сказал ему Бог во сне: се, ты умираеши жены ради сея, юже взял еси: сия же есть сожителствующая мужу. Авимелех ответствовал: язык… праведен погубишь ли? чистым сердцем и в правде рук сотворих сие. Тогда Бог сказал: сего ради не попустих ти коснутися ея… да не согрешиши ко Мне.

И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру

Если бы Сарра по зачатии Исаака не возвратила себе юности, то, конечно, Авимелех не испытал бы вожделения к той, которой было уже девяносто лет.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-4 И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ

Посмотри, как Бог человеколюбив. Зная, что праведник по страху смерти великодушно перенес похищение Сарры и что царь взял ее, как сестру праведника, Бог являет Свое промышление, одновременно и праведника еще более прославляя, и Сарру избавляя от бесчестия, и царя удерживая от преступления. «И прииде Бог ко Авимелеху нощию во сне». Бог, говорит Писание, желая предохранить царя от преступления, во время сна сообщил душе его ведение и открыл ему сокровенное, и вместе навел на него великий страх угрозою смерти. «Се ты умираеши, – говорит, – жены ради сея, юже поял еси: сия же есть сожительствующая мужу. Авимелех же не прикоснуся ей». А это все сделано для того, чтобы обетование Божие, данное праотцу, пришло в исполнение. Так как незадолго пред тем обещано ему было, что родится от него сын, Исаак, и это время уже приближалось, то чтобы обетование Божие не подверглось какому-либо осквернению, Бог наводит на Авимелеха такой страх, что он, пораженный, не осмелился коснуться Сарры. По этой-то причине божественное Писание и присовокупило, что «Авимелех не прикоснуся ей». Но царь еще оправдывается в своем дерзновении и говорит: «Господи, язык праведен и неведущий погубиши ли»? Разве я, говорит, сделал это, зная, что она жена? Разве я хотел обидеть странника? Разве взял ее, как жену его? Я хотел взять ее, как сестру его, думая тем оказать честь и ей и ему. Итак «язык неведущий и праведен погубиши ли»? Неужели, говорит, погубишь меня, сделавшего это с сознанием правильности?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 45

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа

Бог пришел к Авимелеху. Столь неотступен Промысл от уповающих на Бога. Тогда как в естественном течении вещей Авимелеху не оставалось никакой преграды от греха и Аврааму никакой ограды от бедствия, Бог Сам приходит предстательствовать за безопасность одного и удержать от грехопадения другого.

Вот, ты умрешь. С первого взгляда сии слова представляют в себе решительное определение осуждения и казни. Но вскоре после сего Бог говорит, что Он удержал Авимелеха от греха, и предлагает ему жизнь и смерть соответственно тому, как он поступит с Саррою. Сие ослабление строгого вначале угрожения не должно казаться противоречием и превратностью, недостойною глаголющего Бога: оно есть действие правосудия, соединенного с милосердием. Всякое угрожение слова Божия имеет двоякий разум и намерение — осуждение грешника и призвание к обращению. Посему одно и то же прошение человеку на пути греха слышится как строгий глас осуждения, а на пути начинающегося обращения — как кроткий глас призывания.

Ибо она имеет мужа. Авимелех осуждается не за супругу Авраама, но вообще за жену, имеющую мужа. Таким образом, смерть возвещается здесь за всякое прелюбодеяние.

Толкование на Книгу Бытия

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Авимелех (царь, или отец царя)
 

Авимелех (Быт.20:2,26:1) – царь герарский. Введенный в обман Авраамом, он послал и взял Сарру, жену Авраама, с тем чтобы жениться на ней; однако Господь ночью во сне открыл ему отношения Сарры к Аврааму, и он удержался от совершения греха (Быт.20:2-6). Авимелех, упрекнув Авраама за обман, так как тот выдавал Сарру за свою сестру, возвратил ему ее обратно с многими дарами и предложил Аврааму жить в своей земле, где ему угодно (Быт.20:15).

После того, по молитве Авраама, исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать: ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову (Быт.20:17-18). Впоследствии Авимелех (титул царей филистимских), или его преемник того же самого имени, подобным же образом был введен в обман Исааком относительно его жены Ревекки, во время жительства их в Гераре, по случаю голода в земле Ханаанской (Быт.26:6-10);
 

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 2-3 И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру.
И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа.


Авва-Мелех, «отец царя», или «царь-отец», был обыкновенный титул филистимлянских царей, как Фараон был титул царей египетских. Англик. Библия при объяснении весьма трудного места о Сарре, взятой в старости в дом герарского царя, указывает между прочим на мнение Курца, по которому она, после посещения Ангелов восприяв способность рождать, могла и почувствовать обновление всего тела, причём возвращалась и свежесть женщины, не вышедшей ещё из периода деторождения. Из Быт.25:1-7 мы видим, что Авраам более 140 лет от роду берёт себе жён, потому что восстановленные силы его плоти для рождения Исаака не были восстановлены лишь временно, а он почувствовал обновление тела своего.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа

Бог является Авимелеху во сне.

И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне… Охраняя чистоту будущей матери обетованного сына, Бог является Авимелеху и вразумляет его. В еврейском тексте здесь он назван «Элогим» – «Творец вселенной», т. е. тем самым именем, под каким Он смутно был известен и у языческих семитов, хотя и с примесью различных заблуждений. Явление Творца ночью и во сне было обычной формой откровения Его язычникам, напр., фараону (Быт. 41:1) или Навуходоносору (Дан. 4:5).

вот, ты умрешь… Основываясь на последующем контексте (Быт. 20:17), можно думать, что Авимелех в это время был сильно болен, и потому такая угроза была особенно действительна.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible