Скрыть
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-10 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере

А если по непредвиденности впадет человек в какое-либо прегрешение, то те, кои благодаря духовным делам своим далеки от прегрешения, пусть они наставляют таковаго в духе кротости, но пусть и остерегаются, чтобы при этом не возобладал ими, едва побежденный ими, порок гордыни, - чтобы и сами они, будучи свободны от прегрешения, в которое впали их ближние, не подвергались искушению тщеславием. Когда один другаго тягости носит, тогда (таким образом) исполнится закон. А не тогда, когда кто мнит (себя) быть чем-то (ср.: Гал. 2:6). Но да испытываем себя и дела свои, от Бога ли они, и тогда (таким образом) в себе самих только похвалу будем иметь, а не в другом, то есть не в делах другого. Каждый (собственное) бремя свое будет носить, и да не похваляется бременем других, которое не суть. Неопытный пусть согласуется с опытным во всем добром, то есть: ученик да подражает во всем добром своему учителю, который его учит. Не думайте же, что нет суда, и не решайтесь на грех, Бог не допускает поругания чьего-либо: поелику сеющий в плоти своей дела плоти, тот тление пожинает, и именно корысть его есть тление, - а в духе дела духа сеющий, от самых дел своих жизнь вечнаго воскресения пожинает. А добро творя да не унываем и да не ослабеваем в постоянстве, ибо придет время, далекое от косности, - и мы вечно пожинать будем без всякого остатка. Да совершаем добро друг другу, преимущественно же своим по вере, то есть святым, кои были в Иерусалиме, и товарищам тех, кои были у язычников и радостно переносили расхищение своих имуществ.

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную

Кто наполняет плоть удовольствиями, пьянством, необузданными пожеланиями, тот и пожнет то, что из этого обыкновенно произрастает. Что же это такое? Наказание, отмщение, посрамление, поругание, истление. Ведь роскошные обеды и пиршества не имеют никакого другого последствия, кроме истления, так как и сами они тлеют, и вместе с собой тлят и тело. Напротив, дела духовные не таковы, но совершенно противоположны. Смотри, в самом деле: ты посеял милостыню - тебя ожидают небесные сокровища и вечная слава; посеял целомудрие - тебя ожидают честь и награда, приветствия ангелов и венцы от Подвигоположника.

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную

Все, что мы говорим, мыслим, делаем, сеется на двух полях: в плоти и в духе. Если то, что исходит от руки, уст и сердца, хорошо, то оно посеяно в духе и принесет обильный плод вечной жизни. А если дурно, то взято с поля плоти и заразит нашу жатву тлением…

Нужно обратить внимание и на то, что о сеющем в плоти добавлено: в плоти своей. А о сеющем в духе не говорится: в духе своем, а просто - в духе. В самом деле, кто сеет доброе, тот сеет не в своем именно духе, а в Духе Божием, от Которого и пожнет жизнь вечную.

Комментарий на Послание к Галатам

Августин Аврелий, блж. (†430)

сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную

Сеять в духе значит служить праведности из веры и не уступать греховным желаниям, даже если они исходят от смертной плоти… Под благодатью мы сеем в слезах, когда желания исходят из нашего животного тела, которому мы сопротивляемся несогласием (ср.: Гал. 5:17), чтобы пожать радость, когда тело наше обновится и уже никакая тягость или опасность искушения не будут исходить из физического источника.

Изложение Послания к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную

Так как часто некоторые обвиняли учителей в дурной жизни, презирали их и не питали их в бедности, то он, хотя это и после говорит: делая добро, да не унываем, но и теперь показывает, что и к таким учителям должно быть щедрыми, так как эта трата происходит на дело духовное. Итак, сравнивая издержки на дела плотские с тратой на духовное, он говорит; если ты будешь тратиться на плоть, приготовляя обеды и разные приправы, сея пьянство, роскошь и обжорство, то пожнешь тление. Ибо и само это гибнет, и тело с собой губит. А если будешь сеять духовно, то есть духовные дела, обнаруживая ко всем сострадание и храня воздержание, то пожнешь жизнь вечную. Ибо Бог осмеян и обманут не бывает, но воздаст тогда каждому свое. Итак, лучше тратить на дела духовные, к которым относятся и издержки на учителей, чем на плотские наслаждения, которые тленны и растлевают тело. Потому что от наслаждений и излишеств происходят болезни.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный

Предыдущее приточное уподобление получает здесь разъяснение и определенность, которые представляют и побуждение к духовной жизни с отвержением плотской. Два поля открыты нам в нас самих для сеятвы: поле плоти и поле Духа (см.: блаженный Иероним). А сеятель - всякий человек сам с своим сознанием и свободою. Если он своим сознанием и свободным произволением - в плоти и плотском, он сеет в плоть и плотское; если он своим сознанием и свободным произволением - в духе, он сеет в дух и духовное. То или другое всё не вне себя сеет, а в себя, и сеемое составляет его самого.

Что плоть? И что сеятва в плоть? Плоть - самолюбие и самоугодие со страстьми и похотьми, кои осели наипаче в плоти и в ней проявляются и поддержку себе находят. Сеятва в плоть есть размножение самоугодливых и страстных дел, которые выше перечислил уже Апостол (см.: 5:19-21).

Что дух? и что сеяние в дух? Дух - богоподобная сила, которая когда в силе, то, поставив человека сознанием в сердце пред Бога, держит его в благоговейном страхе пред Ним и располагает неуклонно ходить во святой воле Его, в чаянии вечного в Нем блаженства. Сеяние в дух есть размножение тех добродетелей, которые перечислил Апостол выше, в 22-м и 23-м стихах 5-й главы.

Какой плод того и другого сеяния? Сеяния в плоть - нетление, а сеяния в дух - живот вечный. Плоть точно истлеет; потому и все то, чем ее питают, даром пропадает. Но если б этим только ограничилось пагубное следствие сеяния в плоть, то это не представляло бы ничего страшного и, следовательно, остепеняющего плотоугодников: нет, тут нетление разумеется вечное, в соответствие животу вечному. Душа облечется в нетленное тело и вместе с ним будет вечно пожинать нетление, как с ним и самоугодничала. Нетление будет постоянное разложение тела огнем, червями, холодом, будет разложение раздирающее, но не уничтожающее; это нетление неистленное. В душе - свое разложение, свои терзания, тоже мучительные столько, что уничтожить бы сильны были и тело и душу, но ни то, ни другое не уничтожатся, чувствовать только будут, что жизнь их от нестерпимости страданий будто на волоске, а все целы будут: так целую вечность. Заметить следует, что Апостол не сказал: пожнет нетление плоть, а - сам человек будет пожинать сие нетление за то, что творил плоти-угодие в похоти. От плоти,- то есть за плоть, за жизнь плотскую. Сеятва в плоть прорастит ему нетление: и он будет жать его всю вечность.

Плод сеяния в дух - живот вечный. Дух, обессиленный падением, восставляется в силе благодатию Святаго Духа. Благодать Святаго Духа держит дух человека в показанном выше настроении и чрез него производит означенные Апостолом плоды Духа. Каждый из сих плодов появляется вследствие изгнания из сердца соответствующего ему страстного расположения; изгнания, произведенного трудом и потом самого человека, под действием благодати Святаго Духа. Если каждую страсть назовем раною души или болезнию, что и значит греческое их наименование: παθος, - то изгнание страсти и внедрение вместо нее доброго расположения, - плода Духа, будет залечение раны, исцеление болезни. Когда плодами Духа изгнаны будут все страсти, тогда все раны и болезни души и тела будут уврачеваны, и естество человеческое восприимет первоначальную здравость и целость, и даже высшую той. Как нетление привзошло вследствие восприятия самости и страстей, то по изгнании их надлежит царствовать в естестве нашем неистлению, здравию, целости, в коих радость жизни. Так прямое следствие сеяния в дух есть живот вечный и блаженный. «Кто стремится к духовной цели и следует законам Духа, тот приобретет жизнь вечную» (блаженный Феодорит).

Святой Златоуст говорит: «как в семенах - кто сеет горох, тот не может пожать пшеницы; ибо жатва бывает однородна с семенем: то же бывает и в делах. Кто наполняет плоть свою удовольствиями, пьянством, необузданными пожеланиями, тот и пожнет то, что обыкновенно от сего вырастает. Что же это? Наказание, отмщение, посрамление, поругание, истление. Ибо многоценные и роскошные трапезы и пиршества оканчиваются одним истлением. И сами они тлеют, и вместе с собою тлят и тело. Напротив, дела духа не таковы, но совершенно противоположны плотским. Смотри, ты посеял милостыню, и тебя ожидают небесные сокровища и вечная слава; посеял целомудрие, тебя ждут честь и награда, приветствия Ангелов и венцы от Подвигоположника».

Блаженный Августин пишет: «сеяй в плоть, от плоти пожнет истление. Это говорит Апостол о любящих больше самоугодливые удовольствия, нежели Бога. Ибо в плоть свою сеет тот, кто все, что ни делает, хотя то и добрым кажется, делает для того, чтоб ему телесно было хорошо. А сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный. Сеяние в дух есть работать правде из веры с любовию, не слушаясь похотей греховных, хотя они и есть в смертной плоти. Пожатие же сего сеяния есть живот вечный, когда последний враг испразднится смерть (ср.: 1Кор. 15:26), пожерто будет мертвенное животом и тленное сие облечется в нетление. В этой жизни, состоя под благодатию, сеем слезами, потому что из душевного тела выходят противные пожелания, с которыми надлежит бороться. И боремся до утомления, чтобы пожать радостию, но, по обновлении тела, ни из какой уже части человека не будет исходить тревожное возбуждение, и никакая не будет угрожать опасность искушения».

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную

Отсюда очевидна необходимость ходить духом и не совершать похоти плотской. Какие же признаки хождения духом? Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (ст. 22–23).

Дневник. Том II. 1857–1858

Марий Викторин (†IVв.)

сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную

Галаты, которые полагали, что им следует принять правила иудеев, соблюдать субботу, совершать обрезание и все прочее в таком роде, действовали, руководствуясь разумением плоти, уповали на плоть и пеклись о плоти. Всякий, уповающий на плоть и сеющий в плоть свою, пожнет от плоти, т.е. [получит] плод плоти. Что это за плод? Тление, говорит Павел. Ведь плоть подвержена тлению, и таков ее конец, что она истлевает, ветшает, умирает и гибнет. Стало быть, лучше уповать на дух, чтобы иметь надежду на то, что от духа и что есть плод духа; в этом смысл сеяния в дух, т.е. в жизнь вечную. Ведь эта [земная] жизнь есть жизнь, но не жизнь вечная. Живущий в духе и действующий по духу ничего не делает по плоти, но сеет для себя жизнь вечную. И такова будет его жатва, что, покинув (сей мир), он воспримет жизнь вечную.

Комментарий на Послание Галатам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную

Теперь Ап. говорит не о том, что сеется, а о почве, в которую бросаются семена. От различия почвы зависит и различие получаемой жатвы. Кто бросает семена в плоть, т. е. заботится о плоти, тот от этой почвы получит только тление. Напротив, кто сеет в дух, на почве духа, тот получит от духа вечную жизнь, так что общее правило, приведенное в конце 7-го стиха, здесь оказывается также приложимым. Ап. хочет этим сказать, что кто употребляет свое имение только для улучшения собственного благосостояния (Рим. 13:14), кто равнодушно проходит мимо нуждающихся братьев, тот не получит ничего, кроме того что может дать та почва, на которую он употребляет свое достояние, т. е. ничего кроме тления (ср.: Кол. 2:22; 2Пет. 1:4, 2:12, 19). Тот же, кто, напротив, свое земное стяжание употребляет на благо общества, и именно на благо духовное, тот, - конечно, не от денег, а от Духа, на служение которому он отдал себя, - получит вечную жизнь (ср.: Мф. 6:19-24; 19:21).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 6:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

8. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере
 

Возбуждая Христиан к жизни доброй, духовной, Апостол говорит, что какова будет жизнь, такова будет и награда за нее от Судии всех – Бога, подобно тому, как по посеву бывает и жатва, причем указывает, что все, делаемое человеком для угождения плоти, кончится тлением, а дела духовные будут иметь вечное значение, почему всемерно должно не ослабевать в делании добра, как для себя, так и для других, в особенности же для единоверных. Св. Иоанн Златоуст говорит: «как в семенах, кто сеет горох, тот не может пожать пшеницы, ибо жатва бывает однородна с семенем: то же бывает и в делах. Кто наполняет плоть свою удовольствиями, пьянством, необузданными пожеланиями, тот и пожнет то, что обыкновенно от сего вырастает. Ибо многоценные и роскошные трапезы оканчиваются одним истлением. Напротив, дела духа не таковы. Смотри: ты посеял милостыню – и тебя ожидают небесныя сокровища и вечная слава; посеял целомудрие – тебя ждет честь и награда – приветствия Ангелов и венцы от Подвигоположника. Апостол отверзает дверь щедрости для всех, хотя впрочем больше печется о своих. Всем заповедует подавать, однако же в надлежащем порядке».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

8. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

     Два поля открыты нам в нас самих для сеяния – поле плоти и поле духа. Сеятель всякий человек со своими сознанием и свободой. Если он со своими сознанием и свободой во плоти и плотских, то и сеет он в плоть и плотское. Напротив, если сознание и свобода его в духе, он сеет в дух и духовное. То и другое не вне себя сеет, а в себя, и посев составляет его самого.
     Что же такое плоть и посеянное в плоть?
Под плотью святой Павел, как выше видели, разумеет самолюбие и самоугодие со страстями и похотями, сеяние их есть размножение дел плоти, перечисленных в 5-й главе. Под духом разумеется богоподобная сила, вдунутая Богом в человека для господства над ним. Дух вводит человека в общение с Богом, держит его в благоговейном страхе Божием, располагает исполнять волю Божию в надежде вечного в Нем блаженства. Сеяние в духе есть размножение добродетелей, перечисленных в 5-й главе. Какой плод того и другого сеяния? Сеяние в плоть тление, а сеяние в дух жизнь вечная. Плоть как материальная, истлеет, уничтожится, но можно ли сказать, что, следовательно, уничтожится и все посеянное в нее? Нет, плоды от посева в это материальное тело обнаружатся тогда, когда душа облечется в тело нетленное. Последнее, а вместе с ним и душа, страстная и похотливая, будет подвержено истлению, постоянному разложению его огнем, червями, холодом, но не уничтожению. Это будет истление неистленное. В душе будет происходить свое разложение, свои страдания и настолько мучительные, что в каждое мгновение ока будет чувствоваться, что сейчас конец жизни, и в то же время, что мучениям и конца не будет никогда, потому что истлевание это будет вечное, как и от плодов духа жизнь вечная. Плод же сеяния в духе жизнь вечная. Страсть есть болезнь страдание души. Дух наш при помощи благодати Святого Духа, воюя со страстями побеждает их, и таким образом излечивает страдания души, возвращает ей жизнь, а с ней радость и нетление. Так, прямое следствие сеяния в духе, есть жизнь вечная и блаженная.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible