Скрыть
И сказал Господь : Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-9 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне

Ст. 11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?

Ст. 16-18 Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему

Ст. 20-21 и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками

И рече ему Господь: видя видех рабство людей Моих во Египте восемьдесят лет; и снидох изъяти их рукою твоею, и ввести в землю ханаанскую, которую обещал отцам их. И рече Моисей: кто есмь аз, яко да пойду к Фараону? Когда было на мне и царственное имя, не стал я угоден Фараону. Теперь же, когда унижен я до пастырства, кто дозволит мне войти к Фараону? А если и войду, что найдет он во мне великого, чтобы поверить словам моим? И рече к нему Господь: собери старцы, которых вопль прииде ко Мне, и рцы к ним: вспомнил Я о них, и изведу их в землю хананейску. И если опасаешься, что не послушают они тебя; то сказываю тебе, что послушают гласа твоего. Войди со старейшинами к Фараону, и скажи: пойдем путем трех дней, да пожрем Господу. Поелику же Фараон не согласится на сие: то и он, и войско его пойдут в трехдневный путь, и соделаются добычею зверей и птиц, которые возгнездятся на телах их, изверженных волнами на берег морской. Как сказал Я тебе о сынах народа твоего, что послушают тебя; так говорю о Фараоне, что не послушает тебя, но не по надежде на крепость руки своей и на защиту идолов своих, но по гордости, за которую поражу Египтяны всеми чудесы, яже сотворю в них: и по сих отпустят вы. А в большее удостоверение, что выйдете из Египта, дам благодать людям сим, и оберут они Египтян, и чрез сие исполнится обетование, данное Мною Аврааму. Евреям же после того, как похитят и унесут все египетские сокровища, невозможно будет и смотреть на Египтян.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Вопрос 5. Иные говорят, что Моисею в купине явился ангел?  


Само чтение места сего показывает, Кто явился. Сказано: «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины» (Исх.3:2), и чрез несколько слов: «егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины» (Исх.3:4), и еще чрез несколько: «рече ему: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль» (Исх.3:6); и вслед за сим присовокуплено: «отврати же Моисей лице свое; благоговеяше бо воззрети пред Бога» (там же); и к сему присоединено: «видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте, и вопль их услышах» (Исх.3:7) и т.д., и еще: «Аз есмь Сый. Тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам» (Исх.3:14). Да и все место сие показывает, что явившийся есть Бог. Но Моисей назвал Его ангелом и сим дает нам знать, что явившийся есть не Бог Отец (ибо чьим ангелом будет Отец?), но Единородный Сын, Великого Совета Ангел, изрекший священным ученикам: «вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин.15:15). Но Моисей, как дал имя ангела, не означая тем чего-либо служебного, а указуя на лицо Единородного, так возвещает опять и естество, и власть Его, говоря, что Сам изрек: «Аз есмь Сый и Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль; сие Мое есть имя вечное и память родов родом» (Исх. 3:14-15). А сие изображает Божественную сущность и показывает вечность и нескончаемость.

Толкование на книгу Исход

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сказал Господь (Моисею): я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его.
Ст. 7 Кук замечает, что здесь употреблено не то слово приставники, саре массим, которое употреблено в Исх. 1:11.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-9 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне

Внутреннюю сторону явления составляет определение Божие о наступлении времени освобождения евреев и введения их в землю обетованную. Основанием для него является, с одной стороны, непреложность данных Аврааму, Исааку и Иакову («Я Бог отца твоего», (Исх. 3:6), единственное «отца» вместо множественного «отцов», ср. (Исх. 15:2: 18:4)) обетований о наследовании их потомками земли Ханаанской: они, как живые (Мф. 22:32: Лк. 20:37; Мк. 12:26), ждут их исполнения, а с другой, молитвы о помощи самих евреев. «Бог увидел их страдание, услышал вопль, знает скорби», — все это усвоено Его чувствами и мыслью. Они заслуживают божественного снисхождения, а их злобные угнетатели должны подвергнуться суду (Быт. 15:14). Поэтому Бог идет избавить народ Свой, — принимает непосредственное участие в его освобождении.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею.

Рече Господь к Моисею: видя видех озлобление людей Моих, иже во Египте, и вопль их услышах от дел приставников (от приставников над работами), уведех бо болезнь их

Слова Господа, заключающиеся в сем стихе, могут быть изложены так: «пусть не думают, что Я забыл народ, который Я же избрал в особое достояние Себе, что Я не обращаю внимания на его страдания, на его озлобление от Египтян, нет, Я видел, видел эти страдания, внимательно смотрел, как изнуряют Египтяне Мой народ непомерными работами. Правда, Я не спешил являть ему Мою помощь, Я молчал, но это потому, что ожидал от него молитвенного обращения ко Мне за помощью. Наконец Я дождался этого. Муки, какие терпит народ Мой от приставников над работами, исторгли из груди людей Моих вопль ко Мне о заступлении. Я слышу этот вопль и готов исполнить то, о чем Меня умоляют, – ибо и Сам вижу, как велика болезнь, огорчение людей Моих». Заметим, что незадолго пред сим умер тот фараон, при котором Моисей убежал из Египта вследствие неудачной попытки возбудить в Евреях желание избавления от Египетской неволи. Евреи терпели эту неволю по надежде, что с воцарением нового государя участь их облегчится. Но надежда не исполнилась. При новом царе продолжались прежние притеснения народа Божия, – и это, наконец, было причиною его вопля ко Господу (Исх. 2:23).

Толкование на паремии из книги Исход.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible