Скрыть
каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

12:35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.

3:22 каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.

Вопрос 23. Иные находят предосудительным, что Бог повелел евреям испросить у египтян золотые и серебряные сосуды и одежды и обрать египтян (Исх.3:22, 12:35-36). 


Израильский народ долгое время жил в Египте, делая плинфы, возводя стены, строя города. Посему Владыка Бог благоволил, чтобы взяли они плату за труды, почему и повелел так поступить. И никто да не почтет несправедливым, что обижал израильтян фараон, а вознаграждение взыскано с египтян. Ибо и они участвовали в обиде, подражая в жестокости царю.

Толкование на книгу Исход

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян

Египтяне удерживали должную плату евреев, поэтому справедливо Бог повелевает обобрать египтян. Почему Бог повелевает украсить сынов и дщерей еврейских? – Ради торжества избавления от рабства египетского, в котором они были горькими невольниками, в грубых рубищах и не имели ни вида, ни доброты.

Дневник. Том I. 1856

Георгий Константинович Властов (†1899)

И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками.
Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.

Ст. 21–22 После третьей казни Господь отделяет землю Гессем, где жили Израильтяне от Египта. В Исх. 9:20 видно, что те из Египтян, которые убоялися слова Господня, спасли стада свои от града; из Исх. 3:22, мы видим, что многие Египтяне жили в одних домах с Евреями, по-видимому в дружеских отношениях, а из Исх. 3:23 видно, что дома, косяки коих окроплены были кровию, были спасены от Ангела истребителя. Совокупляя все эти указания с выражением о всех казнях, что они простирались на «землю Египетскую» и со стихом Исх. 3:21 «И дам народу сему милость в глазах Египтян», мы, кажется, в праве предположить, что земля Гессем, где жили Израильтяне, после третьей казни была совершенно освобождена от общих бедствий, обрушившихся на дельту Египта. (Мы напоминаем, что земля Гессем лежала по правому берегу крайнего Пелузийского рукава и граничила с пустыней). Вероятно указанное в Исх. 9:20 спасение скота относится исключительно до земли Гессем, где жители послушались дружеских советов Евреев, и быть может вовсе не разделяли политической вражды к Евреям Фараона, а потому, живя в одних домах с Евреями, и не подверглись и последней страшной казни-потере первенцев. Видя спасение свое посреди общего бедствия, они из благодарности и страха, зная наверное, что Израильтяне уходят навсегда, давали им что только могли, чтобы они скорее вышли, и, в пустыне моляся Богу Израилеву, не послали на них новых бедствий (Исх. 12:33-36). Это была жертва Египтян для избавления, а с точки зрения справедливости – плата народу Израильскому за работу.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-22 Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян

Несмотря на упорство фараона (ст. 19), Моисей и старейшины не должны сомневаться в исполнении божественного определения об изведении евреев из Египта. За его непреложность ручается совпадение обстоятельств предстоящего исхода с тем, что было предсказано о нем Аврааму. Если ему было возвещено, что «над народом, у которого его потомки будут в порабощении, Господь произведет суд, после чего они выйдут с великим имуществом» (Быт. 15:14), то так и случится. Пред выходом из Египта Бог «прострет руку Свою» (Исх. 6:6; 7:5; 9:15), поразит его чудесами, знамениями, «казнями», «судами великими» (Исх. 7:3, 4; 11:9; Втор. 6:22; Неем. 9:10; Пс. 104:27; 134:9; Иер. 32:20; Деян. 7:36), после чего фараон отпустит вас, и вы пойдете не с пустыми руками (ст. 20–21), — «оберете египтян» (ст. 22). Выражение «оберете египтян» представляет перевод третьей формы от еврейского глагола «нацал» (nazal), означающего буквально «брать что-либо силою, властью, в качестве добычи». Евреи будут брать у египтян вещи, как победители у побежденных. Мысль о возможности в данном случае насилия со стороны израильтян устраняется тем, что при описании того же самого события в Исх. 12:36 стоит выражение: «дали египтяне» в буквальном переводе с еврейского «подарили» (5-я форма от «шаал»).

Глагол «шаал», употребленный еще раз в 1Цар. 1:28, — в рассказе о том, что Анна, мать Самуила, отдала его на служение Богу, — содержит указание на добровольный дар, но не вынужденный. Тот же самый вывод подтверждается выражением ст. 21: «и дам народу сему милость в глазах египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками», а равно и 36 ст. 12 гл.: «Господь же дал милость народу в глазах египтян, и они давали ему». Сам Бог Своей силой расположил египтян к щедрости. Замечание: «и вы нарядите ими, т. е. взятыми вещами, cыновей ваших и дочерей ваших» (ст. 22) указывает на то, что вещи относятся к предметам украшения (см. Быт. 24:53; Исх. 35:22; Чис. 31:50).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible