Скрыть
Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, !

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я

Стоит ли терять надежду, что заговорит с людьми Господь, беседовавший в терновом кусте? Бог и кустом не возгнушался. О если бы и мое терние просветил Он! Быть может, будут и те, которые еще подивятся блеску и свету среди нашего терна, будут, в ком наше терние не опалится, будут, кого глас, услышанный из тернового куста, заставит снять обувь с ног, дабы вход ума не заграждали телесные преграды.

О девственницах

Августин Аврелий, блж. (†430)

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я

Господь воззвал к нему из куста. Господь под видом ангела? Или Господь - тот ангел, который был назван ангелом великого совета (Ис. 9:6) 1), и имеется в виду Христос? Ведь, кроме того, сказано: И явился ему Ангел Господень [в пламени огня из среды тернового куста].

Толкования на Семикнижие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-6 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

А поелику Он есть благ, то послал с неба, как нашего Спасителя и Искупителя, Сына Своего, Который соделался подобен нам, то есть явился человеком. И это опять гадательно предвозвещало нам Священное Писание. В нем сказано так: Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога (Исх. 3:1-6). Закон Бог дал в помощь, по слову пророка (так как он, по Божию смотрению, провозгласил Моисея «пестуном», Гал. 3:24) и, так сказать, установил сень в знамение совершеннейшего, до того, конечно, времени, когда имела воссиять истина. И целью пестунства было таинство Христово, которое очень ясно указано было в видении. Ибо купина есть кустарниковое растение, бесплодное и мало отличающееся от терновника. Великий же пламень объял ее. В образе огня явился святый Ангел. И пламень весьма высоко поднимался, но нисколько не вредил купине, в которой явился. Дело было поистине необыкновенно и выше всякого разума. Огонь объемлет терние и только согревает его тихим прикосновением своим, как бы забывая свою естественную силу и совершенно спокойно облегая то, что мог бы истребить. Посему-то божественный Моисей и поражен был видением. Какой же смысл этого видения? Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может все побороть; древам же и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Поэтому и говорит в одном случае: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29; сн.: Втор. 4:24); а в другом случае: дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет (Пс. 102:15). Но как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, как и премудрый Павел засвидетельствовал (Кол. 2:9). И Который обитает в неприступном свете (1Тим. 6:16), то есть Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества своего, чтобы доступным быть для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истребления; на это преобразовательно указывает огонь в купине, совершенно неповрежденным сохранивший древо. А что от Бога происшедшее Слово свой собственный храм оживотворило и соделало нетленным и высшим смерти, будучи по естеству Жизнь (Ин. 14:6), в этом как мог бы кто усомниться? Итак, огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого древа; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе. И в нас вселилось Слово Божие, не наказания требуя и не суд наводя, но озаряя нас благостными и весьма тихими приражениями. Так Оно и Само говорит: не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:17). Итак, купина не сгорала, хотя и объята была пламенем; потому что и на нас не налагается наказание за согрешения, как я только что сказал; напротив, нас также осиявает Христос чрез Святого Духа и пребывает в нас чрез Него, и в Нем мы можем вопиять: Авве Отче (Рим. 8:15). Изумленный же видением, блаженный Моисей прибавлял еще следующее, говоря: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает (Исх. 3:3). Но ему тотчас же препятствует в сем блаженный Ангел, говоря как бы от лица Бога: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (ст. 5). Пустыню безводную, произращающую только терние, среди которой была и купина, называет землею святою. Но и всякое место, на котором находится Христос, свято. Премудро и то, что это является в пустыне, представляющей собою образ Церкви из язычников, к которой относится и слово Священного Писания: Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс (Ис. 35:1). Обещает Бог также и в другом месте сотворить пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды (Ис. 41:18). Ибо обильно излилась на нас, призванных из язычников, благодать Спасителева, и как бы некая река, изливающая вышние струи, напаяет обильно. О сем говорит нам и божественный Давид: Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу, землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней (Пс. 106:33-34). Итак, купина — в пустыне, и земля, на которой она была, есть святая и посвященная Богу. И Моисей, приступая к ней, встречает препятствие и получает повеление снять обувь с ног. Это есть знамение мертвости и тления, так как всякая обувь есть остаток умершего и предавшегося тлению животного. Итак, Христос недоступен для тех, которые под законом и под детоводительным служением. Необходимо прежде омыть скверну и стереть нечистоту греховную. Но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр. 10:4); ибо законом никто не оправдывается (Гал. 3:11). А коль скоро грех еще не упразднен, то необходимо, чтобы тление имело силу, и смерть еще властвовала над оскверненными. Таким образом, желающие видеть таинство Христово должны наперед отложить служение в прообразах и тенях, не побеждающее ни тления, ни греха. Ибо тогда они уразумеют и вступят в святую землю, то есть в Церковь. А что не отказавшиеся от служения по закону подлежат власти тления, это уяснит Сам Христос, говорящий: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53). Это и было таинство, не у живших по закону, но у приявших веру, оправданных во Христе и получивших наставление, высшее законного, разумею евангельское. Итак, под властью тления и как бы в законе находятся те, которые еще не свергли с себя чрез веру бремя матери смерти, то есть греха: и таковые еще далеки от Христа. Когда же снимут обувь, то есть тление, не имеющее силы к оправданию, и приимут истинно животворящую благодать, тогда приблизятся к оправдывающему нечестивого то есть ко Христу, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Петр Хрисолог, свт. (†450)

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я

Вот почему Он зовет Моисея отеческим гласом, обращается к нему с отеческой любовью, побуждает его стать избавителем Своей непорочности. И что еще? Делает его богом: Я поставил тебя богом фараону (Исх. 7:1). Делает его богом, укрепляет знамениями, вооружает добродетелями, повелениями побеждает в войнах, чрез него, чистого воина, дает победы, в заповедях позволяет торжествовать и все венцы добродетелей употребляет к Своей дружбе, ставит его как причастника Царства Небесного и дарует ему [честь] самому быть законодателем, только требует, чтобы он любил Его всецело. Наконец, Моисей настолько был зажжен любовью к Богу, что сам любил пламенно и увещевал других, чтобы они любили так же: «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, и от всей добродетели твоей».

Собрание проповедей

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Вопрос 5. Иные говорят, что Моисею в купине явился ангел?  


Само чтение места сего показывает, Кто явился. Сказано: «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины» (Исх.3:2), и чрез несколько слов: «егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины» (Исх.3:4), и еще чрез несколько: «рече ему: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль» (Исх.3:6); и вслед за сим присовокуплено: «отврати же Моисей лице свое; благоговеяше бо воззрети пред Бога» (там же); и к сему присоединено: «видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте, и вопль их услышах» (Исх.3:7) и т.д., и еще: «Аз есмь Сый. Тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам» (Исх.3:14). Да и все место сие показывает, что явившийся есть Бог. Но Моисей назвал Его ангелом и сим дает нам знать, что явившийся есть не Бог Отец (ибо чьим ангелом будет Отец?), но Единородный Сын, Великого Совета Ангел, изрекший священным ученикам: «вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин.15:15). Но Моисей, как дал имя ангела, не означая тем чего-либо служебного, а указуя на лицо Единородного, так возвещает опять и естество, и власть Его, говоря, что Сам изрек: «Аз есмь Сый и Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль; сие Мое есть имя вечное и память родов родом» (Исх. 3:14-15). А сие изображает Божественную сущность и показывает вечность и нескончаемость.

Толкование на книгу Исход

Георгий Константинович Властов (†1899)

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я (Господи!)!
Ст. 4 «Иегова увидел, Элогим воззвал» мы здесь встречаем, два имени Божия в одном стихе и даже в одной фразе. Иегова (Исх. 3:14), объявляя свое имя, под которым ему угодно проявиться, объясняет человеку лишь часть свойств Бога-Творца Элогим, говоря, что Он есть тот, кто существует (безусловно времени и пространства). Вот почему и Моисей, записывая, впоследствии уже, таинственное явление, ставит рядом и заменяет одно другим имена Божии, дабы Израиль знал и помнил, что нет другого Элогим кроме Иеговы, хотя язычники и называли Элогим других ложных богов своих. Еще должны мы заметить, что опять глава эта, которую Бауер, Куенен и др. называют Иеговистической, служит лучшим доказательством ложности этой теории. В А.К.Б. сосчитано, что в этой именно главе Бог назван 16 раз Элогим и только 6 раз Иегова и как всегда в Священном Писании Элогим означает Божество, Бога Творца невидимого; Иегова есть Он же, но в проявлении, в откровении в близких отеческих отношениях к человеку.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

По абсолютной святости явившийся недоступен для смертного человека: «не подходи сюда». Последний должен испытывать в присутствии Его чувство глубочайшего смирения и почтения: «сними обувь с ног твоих» (ср. Нав. 5:15).

1) В Славянской Библии этот стих читается так: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его»

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею.

Егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть, Господи

Голос Самого Господа из купины двукратно произносит имя Моисея, с целью возбудить в нем особенное внимание к тому, что вслед за тем ему будет сказано. - Что есть, Господи? - спросил Моисей, т.е. глаголи, Господи, – я готов с подобающим благоговением выслушать и с точностью исполнить все, что ни приказал бы мне, ибо Ты мой Господь, а я покорный Твой раб.

Толкование на паремии из книги Исход.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible