Скрыть
что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-20 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем

Посему и вы помните, что некогда вы также язычники были по плоти, поелику дела плоти совершали, и называемы были вы необрезанием от обрезанных Евреев. И были вы в то время без Христа, хотя и сохранялись для призвания Христова, и отчуждены были от общества и учреждений Израиля, то есть от соблюдения постановлений закона. Чужие же вы не обетованию, но завету обетования, — и другой надежды не имели, поелику не знали обетования, - и без Бога в мире жили, ибо не ведали Бога истины. Ныне же, так как вы сделались Христовыми чрез веру вашу, — вы, кои далеко были от Него, соделались близкими Ему в крови Его, которую принимаете; ибо Он есть мир наш, то есть Он создал мир между Евреями и язычниками, поелику соделал обоих одним заветом и разрушил плотью Своею средостение вражды, то есть безумие идолослужения, лежавшее на всех и скрывавшее истину, и дозволил разуму человеческому переноситься на небеса. И закон земных заповедей духовными повелениями Своими упразднил, дабы двух, очевидно язычников и Евреев, создать в Себе Самом в одного новаго человека, творя мир — и сдружить обоих в одном теле (одним телом), которое умерщвлено за обоих, — и чрез крест Свой убил вражду, то есть уничтожил и истребил вражду между нами и Богом. И пришедши благовестил мир вам, язычникам, дальним и Евреям близким: потому что чрез Него мы возъимели доступ. Прежде мы соединялись и разделялись друг с другом благодаря своим законам, ныне же явился для нас доступ в одном Духе к Отцу всяческих, то есть чрез Духа Коего восприяли мы от самого крещения, так что между получившими Его уже нет более ни Иудея ни язычника, ибо все во всем Христос есть. Итак уже вы не (есте) чужие обетованиям завета и не пришельцы в отношении наследства, уготованного и соблюдаемого для вас, — но вы есте (со)граждане святых и свои Богу. И построены вы на основании, очевидно проповеди, Пророков и Апостолов, тогда как Сам Иисус Христос стал главою угла, то есть Увенчателем и Запечатлителем сего духовного учения. И в нем все домостроение Церкви утверждается, стройно соединяется и растет в здание храма святого; разумей по подобию храма святого в жилище божества: поелику в Нем и вы вместе с самою Церковью соустрояетесь, чтобы быть вам жилищем божества чрез Духа Святого.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире

Много есть доказательств человеколюбия Божьего к нам: во-первых, Он сам Собою спас нас, и спас столь дивным образом; во-вторых, Он спас нас, когда мы были в таком состоянии (уже мертвы и чада гнева по естеству); в-третьих, Он возвел нас (на необыкновенную высоту). Все это заключает в себе величайшее доказательство человеколюбия Божьего, и все это Павел изображает в настоящем послании. Выше он сказал, что нас, «мертвых по преступлениям и чад гнева», (Бог) спас; теперь показывает, кому равными Он сделал нас. «Итак», – говорит, – «помните». Когда от великой бедности мы переходим в противоположное состояние, или сподобляемся какой-нибудь еще большей чести, то, наслаждаясь славой своего нового положения, о прежнем обыкновенно все мы и не вспоминаем. Имея это в виду, (апостол) и говорит: «Итак, помните». Что же должно помнить? Что мы созданы на дела благая. Этого достаточно для того, чтобы побудить нас заботиться о добродетели. «Помните», – потому что такое памятование может сделать нас благодарными к Благодетелю. «Что вы, некогда язычники». Заметь, как (апостол) низлагает те преимущества, которыми гордились иудеи, и удивляется недостаткам язычников, – которые однако не были недостатками (делающими для них невозможным спасение во Христе), – и для тех и других извлекает увещания из образа их поведения и жизни. «Которых называли необрезанными». Честь была только на словах и преимущество (от обрезания) относилось только к плоти, потому что ни необрезание, ни обрезание ничего не значат. «Так называемые», – продолжает (апостол), – «обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». Вас так – необрезанием – называют только иудеи. Но почему же, намереваясь показать, что в приобщении язычников к иудеям первым оказано благодеяние, (апостол) не унижает достоинства последних, а напротив возвышает его? Те качества (иудеев), которые остались необходимы (для них и для христиан из язычников), возвышает, а те, которых (язычники, обратившиеся в христианство) могли не иметь, унижает. Потому-то он далее говорит: «сограждане святым и свои Богу» (2:19). Смотри, как не унижает. Это, говорит, безразлично. Не думайте, говорит, что есть какая-нибудь разница в том, что вы не получили обрезания и находитесь в необрезании; страшно (не это, а) вот что: быть без Христа, быть отчужденными от жития Израилева, – а первое к житию не относится, – быть вне завета обетования, не иметь надежды на будущее и быть в этом мире безбожными, каковы именно и были язычники. (Прежде апостол) говорил о вещах небесных; (теперь) говорит о земных, так как иудеи очень высоко ценили их. Так и Христос, утешая учеников, после того как сказал: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10), присоединяет меньшее (утешение) и говорит: «Так гнали и пророков, бывших прежде вас» (ст. 12). Последнее ободрение в сущности менее велико; но в отношении приведения (к спасению), в отношении веры оно и достаточно, и велико, и заключает в себе большую силу, так как взято из жизни и опыта. Не сказал (апостол): отлученные (κεχωρισμένοι), но: отчужденные (άπηλλοτριωνοι) жития; не сказал также: не держащиеся обетований (ου προέχοντες), но: не имеющие (ουδέ μετέχοντες) и чуждые (ξένοι). Великое различие в значении этих слов, указывающее и на великое расстояние (язычников от иудеев). И израильтяне не вели жизни истинно доброй, но не потому, что были отчуждены (т. е. неспособны), а потому, что были беспечны; и от обетований они ниспали, но не как чуждые им. Какие же были заветы обетования? «Тебе», – сказано, – «и потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12:7), а также и нечто другое было им обещано. «Не имели надежды», – говорит (апостол), – «и были безбожники». Хотя язычники и поклонялись богам, но были, однако же, безбожники, потому что идолы ничего не значат.

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире

Слова его не имея надежды и без Бога в мире означают не то, что у ефесян, прежде чем они уверовали во Христа, не было многих богов, которых они почитали, а то, что, если кто существует без истинного Бога, тот не имеет никакого бога. И многозначительно прибавлено: без Бога в мире, потому что, несомненно, они уже имели Бога в ожидании. И пред лицом Предвидящего они не были без Бога; но в мире они были без Бога.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире

Апостол хочет показать, что Владыка Христос сделался для них проводником всех благ. Ибо до того, как вы уверовали, говорит Павел, вы были лишены боговедения и не получали благ, обетованных Израилю.

Толкование на послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-12 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа

Сказав, что Он спас их, мертвых, теперь намеревается показать, кому сделал их равными и сонаследниками, и именно израильтянам, — велико ведь было их достоинство, — и говорит: итак помните. Итак (посему). Почему же? Потому что вы созданы на добрые дела, ибо одного этого достаточно, чтобы побудить нас заботиться о добродетели. Помните же сказал потому, что те, которые поднимаются из совершенного ничтожества на высоту, обыкновенно забывают прежнее. Что же помните? Что в прежнее время вы были удалены от Христа, а теперь стали близ Него, как и Израиль. Такова именно цель этих слов. Но заметь, как искусно он ниспровергает обрезание, показывая, что оно отличается от необрезания только словом, а не на делах. Вы, он говорит, язычники по плоти, а не по духу, и которых называли, а не сущие на самом деле, подобно тому, как если бы он сказал, что по плоти вы меньше, а не по духу. И опять словами плотским обрезанием указывает на преимущество, состоящее только в словах и плоти. Таким образом необрезание не было чем-нибудь тяжким и гнусным, хотя и говорили так те, которые хвалились обрезанием; быть же вне Христа — это действительно ужасно и несносно. Почему же, намереваясь показать, что они участники славы израильтян, уничтожает достоинство последних? Но смотри, в чем уничтожает: не в необходимом. Ибо не необходимо обрезание, а безразлично. В необходимом же даже очень возвышает, называя израильтян святыми и присными Богу.

отчуждены от общества Израильского

Не сказал: отлучены (κεχωρισμένοι), но отчуждены, по­тому что и израильтяне были вне законной и по Богу жизни, но не как чуждые, а как нерадивые.

чужды заветов обетования

Вот в чем состояло великое разделение. Ибо не сказал: не держащиеся — προσέχοντες — завета, но совершенно чуждые — ξένοι — ему. А израильтяне, хоть и лишились обетований, но не как чуждые им. Какие же заветы и обетования? Потомству твоему даю Я землю сию (Быт. 15:18), и многое другое обетовал, понимаемое совершенно духовно.

не имели надежды

Надежды без сомнения относительно будущего: воскресения и воздаяния.

и были безбожники в мире

Хотя и поклонялись богам, но это не были боги. Прибавил же в мире, чтобы показать, что они были ниже Израиля не только в небесном, но и в том, что есть на земле славного. Ибо израильтяне и в отношении богопочтения были и славны и знамениты.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

яко бесте во время оно без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще, и безбожии в мире

Яко бесте во время оно без Христа. Во время оно − до пришествия Христова, а ближе − до принятия веры Христовой. Ибо те, кои не веруют во Христа, и теперь терпят те же лишения духовные. Эти лишения и перечисляет здесь святой Павел, чтобы очевиднее представить, каких благ они теперь сподобились. Внешно смотря, не велико то, что они не имели обрезания, не общились с народом Божиим и не знали порядков его жизни, но страшно то, что с этим было соединено. «Не думайте, говорит он, что есть какая-нибудь разница (важность) в том, что вы не получили обрезания и находитесь в необрезании; страшно не это, а вот что: быть без Христа, быть отчужденным от жития Израилева (а первое к жизни не относится), быть вне завета обетования, не иметь упования и быть в мире безбожными, каковы именно и были язычники, − это страшно. Прежде Апостол говорил о вещах небесных (как, быв мертвы, сооживлены Христом); теперь говорит о земных, так как иудеи высоко ценили их» (святой Златоуст).

Но ведь и иудеи прежде были без Христа? − Без Христа, потому только, что Он еще не пришел; но Он так несомненно им обетован, и они так несомненно чаяли Его, что будто самым делом уже имели Его. Все устройство подзаконной веры было проникнуто Христом. Он был тело, а закон − тень (Кол. 2, 17). Иудеи потому имели Христа сокровенного. Эта сокровенность все более и более прояснялась пророками, так что вера в грядущего Христа Господа составляла дух благочестия иудейского народа. Христос был для них все: от Него только ожидали они всего лучшего. Этого преимущества язычники не имели. Сознавали только, что у них все дурно; но как и кто поправил бы то, этого не знали, хоть иные по какому-то прозрению и гадали о том. Посему Христос и явился среди иудеев, из них была первая Церковь и ими проповедано Евангелие. В сем сила, преимущество и значение иудеев для всего человечества.

Отчуждени жития Израилева. Житие − πολιτεια − порядки жизни, Самим Богом учрежденные. Израилю даны были заповеди, указывавшие, как угождать Богу и как очищать себя в случае нарушения заповедей и прогневания Бога. Все было запечатлено очевидною волею Божиею, так что жившие так не могли не быть уверены, что они Божии и состоят под Его покровом и благоволением. Тем и значительны были порядки жития Израилева, что они показывали, что Израиль есть царство Божие, в коем Бог − царь. И Он осязательно царил в них, являл дивные знамения и хранил народ сей для великой цели спасения рода человеческого во Христе Иисусе. Язычники были отчужденыαπηλλοτριωμενοι — от сего жития. В сем выражении лежит намек на то, что первоначально и они предназначены были принадлежать к нему. И язычники принадлежали к тому же древу человечества, − как оно организовано Богом, по падении и по потопе, − приняли и обетования первоначальные, но потом отломились. Они, как неразумный сын, бежали из отчего дома с захваченным наследием небольшим, − и Бог оставил их ходить в самоизвольных путях. Отчуждены − сами отчуждились. Кто виноват? Дает Апостол доразуметь: теперь Бог прощает вам ваше самоволие и возвращает к Себе.

Чужди от завет обетования. − Божия Матерь в песни своей величает Бога, что помянул наконец милости, якоже глагола ко отцем − Аврааму и семени его (Лк. 1, 54-55). − Эти милости и были обетования, закрепленные особыми заветами. Были заветы с Авраамом, Исааком и Иаковом, со всем народом на Синае, с пророком Давидом. Все они суть заветы обетовании. Бог требовал верности от народа, а Сам обетовал всегдашнее им покровительство, защиту и сохранение. Но существо обетований составляло обетование о пришествии Мессии, или явление Его среди их. Ради Его давалось и обетование защиты и охраны, и самым делом являемы были, потому что иначе и Мессии не явиться бы среди них. Что это точно так, видно из того, что как только пришел Господь и положилось начало образования нового Израиля, древний рассеян: охранение его прекращено, как уже ненужное, и он перестал быть народом особым, а блуждает по миру, во свидетельство истины самым противлением истине. От жития отчуждались язычники, унесши с собою первые обетования и заповеди Ноевы, − а от обетований чужди были. Тут уже никакой части они не имели, ибо они давались помимо их, хотя в конце и об них намекалось, что и они придут к горе Божией и дому Божию на верх гор и будут умолять, чтоб и их научили закону Бога живого. Но до них не доходил слух о том; это говорилось для духовного оживления все того же Израиля, которому было даровано и главное обетование.

Упования не имуще. Поелику не участвовали в обетованиях, то само собою не могли питать и упования, какое возбуждаемо было обетованиями. Не об этом следует и речь. Не то упование разумеет Апостол, которое имели израильтяне вследствие обетования Мессии, грядущего во имя Господне, а упование общее, которым кто обезопашенным себя чувствует по смыслу своего отношения к Богу, от Коего все. Слово сие и по-гречески стоит без члена, в показание, что здесь разумеется не особое какое-либо упование, а всякое.

Жизнь без упования − безотрадная жизнь. Язычники находились в безвыходном положении. Чувство давало это им знать тугою сердца, томившею весь языческий мир. В некоторых эта неопределенная туга доходила до определенности. Брался, например, иной добиться до познания истины, но побьется-побьется и опустит руки, ибо она не показывала лица своего, и под ногами не видно было никакой к ней дороги. Иной брался исправлять нрав, но побьется-побьется и бросает, ибо все валится из рук, и успеха нет и не предвидится. Так и во всем прочем. Такие определенно могли знать, что они в каком-то безвыходном положении, а другие носили то в неопределенном чувстве, выражавшемся всеобщею тугою.

Бога определенно не ведали, законов промышления Его не знали, не знали и того, как угодить Ему и очиститься пред Ним от грехов. А тут смерть − грозное событие для тех, кои смутно представляли, будут ли жить по смерти и, если будут, как им быть там. Всюду неопределенность и безвестность: язычники похожи на погрязшего в трясину, готовую поглотить его.

Но ведь без упования жить нельзя. Кто теряет всякое упование, тот обычно лишает себя жизни. Как же живыми оставались язычники? − Сами себе устрояли надежды, хотя призрачные и обманчивые. И не то ли разумеет Апостол, − что язычники не имели истинного упования, чающего получить истинное и прочное благо? − Это вероятно, потому что и безбожными их называет за то, что не знали истинного Бога, а служили не по естеству сущим богам.

И безбожни в мире. «Хотя язычники и поклонялись богам, но были, однако ж, безбожны, потому что идолы, которым они кланялись, ничего не значат» (святой Златоуст). − Без Бога быть человеку нельзя. Потеряв познание истинного Бога, язычники выдумали своих и, почитая их, успокоивались. Но, в существе дела, они служили мечте, а не Богу. Не знали они истинного живого Бога и были вне общения с Ним. Других же богов сколько ни изобрети − все это пустое. Этим только изменяема была слава нетленного Бога, не безвинно и не безответно. − Безбожни − не осуждены на безбожие, а сами себя поставили в такое состояние.

Безнадежие тесно соединено у Апостола с безбожием. В последнем − источник первого. В мире злом настоятельно необходимо крепкое, − крепко стоящее, на непоколебимых основах утвержденное, − упование на Бога живого, любящего и сильного. Вне общения с таковым, истинным Богом − упование где найдет опору? − Чуждые Бога истинного, потому, естественно, погружаются в безнадежие.

Прибавкою слова в мире не имел ли в мысли Апостол сказать: в мире, который велегласно проповедует о Боге истинном? Невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20). − Тут будет, следовательно, слово укора, которое не неуместно и в наше время, для тех, которые в мире живут, мир видят и даже исследуют, а Бога истинного знать не хотят.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире

Поистине, мы обратились к Израилю, если мыслим духовно, живем по духу и Христом обрезаемся от плотских похотей.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире

Язычники по плоти — т. е. язычники имели даже внешний признак особый, именно они не были обрезываемы. — Так называемые. Ап. этим выражением не уничтожает значение обряда обрезания, которое было знаком завета с Богом. Он хочет только сказать, что Евреи не имели основания слишком превозноситься пред язычниками, потому что они не были обрезаны истинным обрезанием в духе (Рим II:29). — Без Христа, т. е. не имели определенных предсказаний о пришествии в мир Спасителя-Мессии. — Отчуждены от общества Израильского, т. е. не пользовались теми преимуществами теократической, вполне благоустроенной жизни, какими пользовались Евреи. — Заветов обетования. Бог несколько раз заключал заветы с патриархами народа Израильского, причем давал им разные обетования. — Не имели надежды — вообще надежды на лучшее будущее, и в частности на спасение от грехов. — Безбожники в мире. Язычники, не смотря на то, что у них было много богов, не знали истинного Бога и потому справедливо названы Апостолом «безбожными» (άθεοι ср. Гал II:8). — В мире — т. е. в своем греховном мире, составляющем прямую противоположность благоустроенному обществу Израильскому.

Ст. 11-22 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом

Чтобы дать понять христианам из язычников, как велико дело, совершенное для них Богом (ст. 10-й), Ап. припоминает им, что они до принятия христианства находились в крайне бедственном состоянии в отношении религиозно-нравственном. Их положение было несравненно хуже, чем положение Иудеев. Но теперь они примирились с Богом во Христе и, вместе с обратившимися ко Христу Иудеями, составляют единую Церковь Христову. При этом Ап. кратко изображает характер Церкви.

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2.11. Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так – называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,

2.12. что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире:

2.11-12 Удаленность от Бога язычников и, не смотря на то, призвание их ко спасению – тоже есть свидетельство величия Божией милости и благодати. Особенное проявление этой удаленности выражалось в необрезании, неведении пророчеств о пришествии Спасителя, в отчуждении от избранного Богом народа, в непомышлении о тех обетованиях, которые подкрепляли веру, и наконец в безнадежности относительно будущего века и даже в безбожии. Это, так сказать, описание общего духовного состояния язычников, которых Апостол с нравственной стороны изобразил раньте (ср.;Еф.2:1;2:2;2:3). И сих-то безбожников, не имевших никаких высоких надежд и светлых ожиданий, как совершенно чуждых Богу, Он призвал и сделал своими! Не явное ли это бесконечное благоволение Божие, достойное вековечной славы?! По словам Иоанна Златоуста, Апостол говорит как бы так: «Не думайте, что есть какая-нибудь (важная) разность в том, что вы не получили обрезания и находитесь в необрезании; странно не это, а вот что: быть без Христа, быть отчужденным от жития Израилева, быть вне завета обетования, не иметь упования и быть в мире безбожными, как вы именно и были язычники, – это странно». По мысли преосвящ. Феофана, «св. Павел боялся, как бы язычники, по своей численности в Церкви пользуясь преимуществом, не стали презрительно относиться к Иудеям, и заповедует им помнить, что были они по Божьему порядку в устроении спасения. Всячески старался он сгладить неровности Иудеев и язычников, чтобы всех исполнить единого братского духа, посредством единения всех во Христе».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

2:11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
2:12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.



2:11–12. Чем были язычники до призвания ко спасению? Необрезанными, которых чуждались имеющие плотское обрезание, как внешнюю печать избрания Божия, иудеи. Иудеям был обетован Христос Спаситель, а язычники не имели этого обетования, были без Христа. Они хотя и чувствовали свою погибель, но не знали, кто их спасет от нее. Иудеи имели порядки жизни, учрежденные самим Богом. Им даны были заповеди, указывающие, как угождать Богу, и как очищать себя в случае нарушения заповедей и прогневления Бога. Порядки эти показывали, что Израиль есть царство Божие, в котором царь – Бог. И Он царил в них, являл дивные знамения, и хранил народ этот для великой цели – спасения рода человеческого. Язычники были отчуждены, сами отчуждались от всего этого, как блудный сын, сами убежали из отцовского дома, поэтому лишились заветов обетования, в которых Бог обещал народу Своему Свою защиту, и главное, Мессию – Христа. Иудеям было на что надеяться и чего ожидать. А язычники на что могли надеяться? Бога определенно не ведали, забот промышления Его не знали, не знали и того, как угодить Ему и очиститься пред Ним от грехов. Не знали будут ли они жить по смерти или нет. Но так как без надежды жить нельзя, то и язычники выдумали себе сами призрачные и обманчивые надежды. Наконец, что главное, иудеи знали Бога истинного, без Которого человеку нельзя и быть. Язычники же не знали истинного Бога. А так как человеку нельзя быть без Бога, то сами выдумали себе богов ложных, которые не были Богом в своем существе. Поэтому язычники не имели Бога, были безбожники в мире, который сотворен был истинным Богом, и громогласно проповедует о Нем (см. Рим. 1:20). В таком состоянии отчужденности были язычники, и только исключительно по милости Божией стали близкими Ему.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible