Скрыть
И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-20 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем

Посему и вы помните, что некогда вы также язычники были по плоти, поелику дела плоти совершали, и называемы были вы необрезанием от обрезанных Евреев. И были вы в то время без Христа, хотя и сохранялись для призвания Христова, и отчуждены были от общества и учреждений Израиля, то есть от соблюдения постановлений закона. Чужие же вы не обетованию, но завету обетования, — и другой надежды не имели, поелику не знали обетования, - и без Бога в мире жили, ибо не ведали Бога истины. Ныне же, так как вы сделались Христовыми чрез веру вашу, — вы, кои далеко были от Него, соделались близкими Ему в крови Его, которую принимаете; ибо Он есть мир наш, то есть Он создал мир между Евреями и язычниками, поелику соделал обоих одним заветом и разрушил плотью Своею средостение вражды, то есть безумие идолослужения, лежавшее на всех и скрывавшее истину, и дозволил разуму человеческому переноситься на небеса. И закон земных заповедей духовными повелениями Своими упразднил, дабы двух, очевидно язычников и Евреев, создать в Себе Самом в одного новаго человека, творя мир — и сдружить обоих в одном теле (одним телом), которое умерщвлено за обоих, — и чрез крест Свой убил вражду, то есть уничтожил и истребил вражду между нами и Богом. И пришедши благовестил мир вам, язычникам, дальним и Евреям близким: потому что чрез Него мы возъимели доступ. Прежде мы соединялись и разделялись друг с другом благодаря своим законам, ныне же явился для нас доступ в одном Духе к Отцу всяческих, то есть чрез Духа Коего восприяли мы от самого крещения, так что между получившими Его уже нет более ни Иудея ни язычника, ибо все во всем Христос есть. Итак уже вы не (есте) чужие обетованиям завета и не пришельцы в отношении наследства, уготованного и соблюдаемого для вас, — но вы есте (со)граждане святых и свои Богу. И построены вы на основании, очевидно проповеди, Пророков и Апостолов, тогда как Сам Иисус Христос стал главою угла, то есть Увенчателем и Запечатлителем сего духовного учения. И в нем все домостроение Церкви утверждается, стройно соединяется и растет в здание храма святого; разумей по подобию храма святого в жилище божества: поелику в Нем и вы вместе с самою Церковью соустрояетесь, чтобы быть вам жилищем божества чрез Духа Святого.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-19 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу

Не через другого кого-либо, говорит (апостол), Бог возвестил нам это, но собственно Сам. Не послал для этого ни ангела, ни архангела, потому что исправить столько зол и возвестить о сделанном мог только Он сам, явившись на земле, и никто другой. Владыка принял на Себя должность слуги и почти раба, пришел и возвестил, говорит (апостол), «мир вам, дальним и близким», т. е. иудеям, которые сравнительно с нами были ближе (к Богу), и язычникам, которых, как чуждых заветов обетования, он называет дальними. «Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Примирить обоих с Богом», – говорит, потому что (Христос) примирил нас (с Богом). Об этом сам Он говорил: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14:27); и в другом месте: «Мужайтесь: Я победил мир» (Иоан. 16:33); и еще: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоан. 14:14); также: «ибо Сам Отец любит вас» (Иоан. 16:27). Все это признаки мира и для тех и для этих. Откуда же видно, что и для этих? «Потому что через Него» (δί αυτού) «и те и другие имеем доступ к Отцу», – сказано, – «в одном Духе» (εν ένί Πνεύματι), не так, чтобы вы меньше, а они больше, но одной и той же благодати (удостоены). Вражду разрушил Он смертью, а любезными нас сделал Отцу через Духа. Вот, смотри, опять частицы: εν (в), δια (через). Через Себя самого и через Духа Он привел нас к Богу. «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым». Видишь ли, что мы приписаны к городу не просто иудеев, но мужей великих своей святостью, каковы Авраам, Моисей и Илья, и в этом городе некогда явимся? «ибо те, которые так говорят» (т. е. называвшие себя странниками и пришельцами), – сказано, – «показывают, что они ищут отечества» (Евр. 11:14); а вы уже сограждане святых, а не странники и не пришельцы. Пришельцы – те, которые не имеют получить небесных благ. «Сын», – сказано, – «пребывает вечно» (Иоан. 8:35). «И свои Богу», – говорит (апостол). Что древние приобретали за столько трудов, то вам дарует благодать Божья.

Беседы на Послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким

Не другого послал, но Сам пришел, явившись в положении слуги и раба, и благовествовал мир, – к Богу, без сомнения: дальним – язычникам и ближним – иудеям, так как эти более близкими казались Богу. И Христос ведь говорил: мир оставляю вам (Ин. 14:27); мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33), и еще: Отец Мой возлюбит вас (Ин. 14:23), и: все, чего будете просить, будет вам (Мк. 11:24). А это все – признаки, мира.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И пришед благовести мир вам дальним и ближним

Изъясняя, как ефесяне стали близки, Апостол сказал сначала вообще, как сближены расходившиеся дотоле иудеи и язычники между собою, и как те и другие приблизились к Богу (ст. 14-16); теперь говорит, как это благо коснулось самих ефесян, хотя и здесь можно разуметь язычников вообще.

И пришед благовести. Сначала положил Господь прочные основания миру в Своем лице крестною смертию, упразднив закон и разорив чрез то средостение между язычниками и иудеями и тем же крестом примирив обоих с Богом. Потом, по воскресении, вознесении на небо и сошествии Святого Духа, послал святых Апостолов разносить по всему миру благовестие о сем мире и утвердить самый мир. Апостолы разносили благовестие мира, но в лице их действовал Сам Господь, как обетовал: се Аз с вами есмь во вся дни (Мф. 28, 20). И еще: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести (Ин. 10, 16). Сам Господь ходил в лице Апостолов и обращал как частные лица, так веси и города и целые народы. Он же в лице святого Павла приходил к ефесянам и их обратил, сообщив им благовестие мира и утвердив его среди их.

Благовести мир. Предмет благовестия был, что Сын Божий воплотился и, пострадав на кресте, примирил нас с Богом. Бросайте все и к Нему Единому прилепляйтесь. Принимавшие сие благовесте с верою, во святом крещении получали благодать Святого Духа, которая водворяла мир в сердцах их умирением совести и удостоверением в благоволении Божием, а чрез это объединяла всех верующих и сочетавала их в крепкое единство единством настроения духа. Благовестие Евангелия было благовестием всестороннего мира и утверждением его.

Вам дальним и ближним… «Дальними называет язычников, а ближними иудеев» (Феодорит). Как предыдущая речь была все о далеких и близких, то эти выражения были понятны сами собою. В великое утешение и назидание должно было послужить ефесянам то, что и к ним приходил Сам Господь, хотя благовестие слышали они из уст Апостола. Утешительно быть уверенным в этом и всякому народу, и всякому обращающемуся от нерадения и грешности к ревнованию о содеянии спасения своего в Господе.

Амвросиаст пишет: «Убил вражду Господь Иисус Христос, когда умер за всех, как иудеев, так и язычников. Смерть Спасителя была спасительна для всех. Воскресши из мертвых, Он показал, какие надежды могут питать верующие в Него. А потом устроил благовестие на созвание всех к Богу Отцу в едином Духе, с пресечением разделения, чтоб – иудей ли кто или язычник – все принимали веру во Христа и ею соделывались едино».

Святой Златоуст, а за ним и Экумений с Феофилактом не различают личного благовестия Господа от благовестия в лице Апостолов, и под словом: пришед благовести разумеют все домостроительство спасения в лице Господа, чрез воплощение пришедшего на землю. Святой Златоуст говорит: «Не другого кого-либо Бог послал возвестить нам это, но собственно Сам возвестил. Не избрал для этого ни Ангела, ни Архангела, потому что исправить столько зол и возвестить о соделанном мог только Он Сам, явившись на земле, и никто другой. Господь принял на Себя должность слуги и почти раба, пришел и возвестил, говорит Апостол, мир вам, дальним и ближним, то есть иудеям, которые сравнительно с нами были ближе (к Богу), и язычникам, которых, как чуждых заветов обетования, он называет дальними. Мир, разумеет Апостол, к Богу, ибо Иисус Христос примирил нас с Богом. О сем учил Сам Он, когда говорил: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). И в другом месте: аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 14, 14). И еще: Сам Отец любит вы (Ин. 16, 27). Все это признаки мира и для нас, и для них».

И не ближе ли к делу такое разумение?! В таком случае слова: пришед благовести будут сочетаваться с предыдущими так: да затем Он и приходил, чтоб благовестить этот всесторонний мир.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким

Слова Павла о дальних и близких опять-таки следует отнести к иудеям и язычникам: близкие – это иудеи, дальние – язычники. Поскольку же сам Спаситель благовествовал, чтобы возвестить Бога язычникам, Павел первыми называет их: ведь Христос, придя, провозгласил мир дальним, т. е. язычникам, как это явствует из многого. И уверовавшие из язычников называются лучшими сынами, нежели пришедшие к вере из иудеев. Однако Павел не желает отвергнуть и этих и потому добавляет: и близким.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким

До сих пор Ап. говорил о том, что Христос сделал для людей, а теперь он упоминает о том, чему Христос, начиная с самого первого Своего выступления на общественное служение, учил людей: Он начал Свою проповедь благовествованием мира, который был предназначен и дальним и ближним Богу, т. е. для Иудеев и язычников. Впрочем Ап. сначала упоминает о язычниках (дальние) потому что они составляли главный контингент Ефесской церкви.

См. также Толкование на Еф. 2:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2.17. и пришед благовествовал мир вам, дальним и близким,

2.18. потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

2.19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

2.20. бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

2.21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе,

2.22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

2.17-22 Близость Христиан к Богу открывается в сожительстве со святыми, в сыновстве Богу и в том, что Он Сам духовно-таинственно вселяется в сердца верующих, становящихся как бы храмом, краеугольным камнем которого служит Христос, а устроителем – Св. Дух, Который действовал и в пророках и в Апостолах, различно потрудившихся над устроением Церкви, как здания Божия. Вместе с основанием общего величественного храма, который созидают из себя, как новые, так и все Христиане, славящие Господа, Апостол указывает здесь и отдельное создание себя каждым в храм Божий, о чем он прямее говорить в другом послании: «не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3:16, 17). – Собранность всех Христиан в общем духовном храме славы Божией – показывает и их взаимность родственную и близость их к Богу такую, более которой нельзя и представить. Вместе с величием этого духовного образа весьма важна и его практическая приложимость в отношении к величественному Ефесскому храму богини Артемиды, не возвышавшему, а понижавшему дух своих почитателей, полных вражды и всяких недобрых чувств. Но изъяснению блаж. Феофилакта, Апостол употребляет три сравнения для определения близости Христиан к Богу: они близки как сограждане, как члены одной семьи и как части здания между собою. «Мы соделались согражданами не просто Иудеев, но мужей великих своею святостию, каковы Авраам, Моисей, Илия. Вот в какой город мы записаны, вот где явимся мы некогда», говорит св. Иоанн Златоуст. В другом месте Апостол говорит, что града сего художник и содетель есть Бог (Евр. 11:10). «Верующие одного имеют Владыку, и, где бы они ни жили, все суть сограждане» (Амвросиаст). «Мысль о домашних привела к мысли о доме. Церковь Божия и в Ветхом и в Новом Завете представляется под образом здания – дома или храма: Церковь – храм веры. Апостолы – ближе к нам, и осязательно видели истину, пророки – дальше, и истину видели вдали, в образах. Посему Апостолы и поставлены впереди. Апостолы с пророками рукою проповеди берут души и народы и, полагая их в здание Церкви, сочетавают с нею. Так камень на камень налагается, и здание высится. В основание положены Апостолы и пророки, а вы восполняете прочее здание» (Преосв. Феофан). «Апостол присовокупил: сущу краеугольну, чтоб показать, что Христос все содержит, ибо краеугольным камнем называется то, что поддерживает и стены и основание, на чем утверждается все здание. Он все носит на Себе, все содержит». На что бы ты ни указал – на кровлю ли, на стены ли, или на что другое, Он все содержит, все носит в Себе». «Храм этот, в котором Бог обитает, как в теле, есть каждый из вас и все вы вместе». А блаж. Иероним пишет: «Если всяко создание составляемо растет в Церковь святую о Господе, то, не щадя трудов, надо стараться о том, чтобы соделаться камнями живыми, со всех сторон обтесанными, обчищенными и отполированными: тогда созиждемся в храм и будем жилищем Богу». По взгляду преосв. Феофана, «здесь о Церкви сказано все, чему мы веруем: что она едина, будучи утверждена на едином краеугольном камне, что она святая, как Духом Святым созидаемая, что она вселенская, как обнимающая все времена и народы (14), и апостольская, на основании Апостолов созданная ((ср.;Еф.2:14;2:20)).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

2:17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

Сначала Господь положил прочные основания миру в Своем лице, крестною смертью, упразднив закон, и разорив чрез то разделение между иудеями и язычниками, и тем же Крестом примирив обоих с Богом. Потом, по воскресении, вознесении на небо и сошествии Святого Духа, послал Апостолов разносить благовестие мира, но в лице их действовал Сам, по обетованию – се Аз с вами есмь во все дни (Мф. 28:20). Сам Господь ходил в лице Апостолов и обращал как частные лица, так и целые города и народы, как дальних – язычников, так и ближних– иудеев. Он именно приходил и к ефесянам в лице святого Павла с благовествованием мира, это потому, что один Он приводит нас к Богу Отцу (см. Ин. 14:6).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible