Скрыть
Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Тысяча тысящь предстояху Ему, и тьмы тем служаху Ему. Это не есть определенное число служителей Божиих. Напротив того, это - наше число; а служители Божии неизчетны. И книги отверзошася, в которых вписаны определенные на вечную погибель.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги

Усилим внимание, возлюбленные, потому что идет речь не о маловажных предметах. Престолы, говорит, поставлены, и воссел Ветхий днями. Кто Он? Как, слыша о медведе, ты разумел не медведя, и слыша о льве, разумел не его, а царства, и слыша о море, разумел не море, а вселенную, и прочее, — так и теперь. Кто этот Ветхий днями? Он был подобен некоему старцу. Бог принимает на Себя образы по требованию обстоятельств, по которым является, и (здесь) показывает, что суд должен быть вверяем старцам. Слыша о пре­столе, ты не будешь разуметь седалище; как же можно разуметь кого-нибудь обыкновенного под сидевшим, когда в одном месте Он представляется вооруженным (Прем.5:18), в другом — окровавленным (Ис.63:3)? Здесь пророк хочет выразить, что (настало) время суда. Одеяние на Нем было бело, как снег. Почему? Потому, что настало время не только суда, но и воздаяния; потому, что всем нужно предстать пред Ним; потому, что суд Мой, как говорит пророк, как восходящий свет (Ос.6:5). Потом поставлены были престолы. Не те ли престолы, о которых говорит Христос: сядете и вы на двенадцати престолах (Мф.19:28)? И волосы главы Его — как чистая волна. Огонь ничего не истреблял, он был безвреден. Видишь ли здесь образ государства и народа? Престол был стра­шен, потому что имел много огня, и не просто огня, но как пламя огня. Чтобы ты не думал, что он употреблен для сравнения, пророк указал и действие его, сказав, что он был не просто огонь, но как пламя огня. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним, судьи сели т.е., Он для того пришел, чтобы произвести суд. И раскрылись книги. Что говоришь ты? Разве имеет нужду в книгах Бог, знающий все прежде бытия его (Дан.13:42), создал по одному сердца их и вникает во все дела их (Пс.32:15)? Нет, это говорится применительно к обычаю начальников, подобно тому, как употребляются у нас записи. Как у нас записи читаются не для того, чтобы только начальник узнал дело, но чтобы видна была справедливость суда, так и здесь: хотя и знает правед­ный Судия, но открывает книги. Для чего? Что ты хочешь ска­зать? А почему он не говорит и о почестях? Он сказал: поставлены были престолы, в знак того, что Бог определил и почести; но так как мы не послушались, то Он назначил наказание и мучение. Не такое ли воззвание и к нам сделал Христос? С того времени, говорит евангелист, Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17). Не разумей здесь, возлюбленный, ничего телесного, и не думай, что беспредельный Бог объем­лется престолом. Если в руке Его все концы земли (Пс.94:4), если Он взвесил на весах горы, если народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах, как Сам Он говорит (Ис.40:12,15), то какое место может объять Его всего? Нет, Он не был объемлем престолом. Если же Он имел одежду, то как огонь не истребил ее? Как называется Ветхий днями Тот, Кто существует прежде всех веков? Как Он может быть ветхим? А Ты, говорит Псалмопевец, тот же (Пс.101:28). Как же Он может быть ветхим? И лета Твои, говорится, не оскудеют (Пс.101:28). Как могла быть одежда у Беспредельного и Бестелесного? И величию Его, говорит Псалмопевец, нет конца (Пс.144:3); и еще: взойду ли на небо - Ты там, сойду ли в ад - Ты там пребываешь (Пс.138:8). Как же Он был облечен в человече­скую одежду и огонь не истреблял ее? Впрочем, пророк мог видеть и многое другое. Как волосы не сгорали в огне? Потому пророк и прибавил: престол Его — как пламя огня. И раскрылись книги, — так, что кто осуждается, тот осуждается по собственной вине.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 7

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги

Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним. Это не потому, чтобы было определенное число слуг Божиих, а потому, что большего количества не может выразить язык человеческий. Это те тысячи и те мириады, о которых мы читаем в псалмах: колесниц Божиих тьмы тем, тысячи тысяч несущихся, Господь в них (67/68:18). И в другом месте: творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими — огонь пылающий (Пс 103/104:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений (cmciatibus).

Суд сел, и раскрылись книги. Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей, и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Откровении мы читаем: обвинитель братий наших (Отк 12:10). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: [имена] на прахе да напишутся (Иер 17:13).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

река огнен­на теча­ше исходящи пред Ним: тысящя тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги от­верзошася

Ибо когда Единородный (Сын) явился в подобном нашему виде; тогда Отец отверз и книги и освободил от суда виновных во грехах и тем, которые мужественно подвизаются, дал возможность быть вписанными в них и причисленными к небесным хорам и как бы внесенными в памятную книгу.

Отрывки толкования на пророка Даниила

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.9-10 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая во́лна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. 
Ст.9-10 Зрях дондеже престоли поставшася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власи главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огнен, колеса Его огнь палящь: река огненна течаше исходящи пред Ним: тысящя тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася.

     Пророк говорит, что рог, говоривший великое, высокомерное и надменное, и брань творивший со святыми, на все это отваживался, «дондеже судище седе». Надлежит знать, что Бог, Который бесплотен, прост, не имеет образа, не приемлет никакого очертания, имеет же естество неописанное, многократно, как угодно Его воле, для пользы тварей образует видения, и можно видеть, что иначе являлся Он Аврааму, иначе Моисею, в ином образе Исаии, а также другой вид явил Иезекиилю. Посему, когда видишь различие откровений, не предполагай Божества многообразным, но слушай, что Сам Бог говорит устами Пророка Осии: «Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся» (Ос.12:10). «Уподобихся», сказал, а не видим был, потому что, как угодно Ему, образует видения. Так, конечно и блаженный Иезекииль видев, что Явившийся составлен из илектра и огня, когда описал откровение, присовокупил: «сие подобие славы Господни» (Иез.2:1) и не сказал, что видел самого Господа, или самую славу Господню, но говорит: «подобие славы Господни». Посему и здесь блаженный Даниил видением 
«Ветхаго денми» научается вечности. Так разумея, и некоторые из переводчиков вместо слов: «Ветхий денми» поставили: ветхими Творящий дни. Видит же Пророк чистоту волос и белизну одежды, научаемый из всего не укоризненности и святости, не только естества Божия, но и умопредставляемого о Нем, то есть правды, промышления, попечения, суда. Поскольку Пророк видел рог, употребляющий слова высокомерные и замышляющий тысячи козней рабам Божиим, то молниеносно сияющего во всем чистотою он научается, что такие дерзости совершаются не по небрежению, но по неизреченному домостроительству, попускающего Бога. И чтобы не подумал кто еще, будто Бог, как благий, хочет оказать помощь святым, но не может, Даниил видит и престол уготованный из огня и колеса также огненного естества, и реку огненную, омывающую престол, и тысячи тысяч служащих, и тьмы тем предстоящих. И одним из сего научается он познавать Божие всемогущество, а другим Божию чистоту и неукоризненность, ветхостью же – вечность, премудрость, кротость. К сему присовокупляет Пророк: «судище седе, и книги отверзошася», то есть судилище решило, что время быть суду и раскрыло памятные записи о том, что сделано каждым, ибо сии записи называет Пророк книгами. Если же думает кто, что сим означается обетование Господа, которое дал Он Апостолам, сказав: поставлено будет двенадцать престолов, и «сядете судяще обеманадесяте коленом Израилевома» (Матф.19:26), то в этом нет ничего невероятного, потому что обетование Истины не ложно.

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги

Жизнь и деятельность одиннадцатого рога заканчивается судом над ним. Величественный вид Судии — Господа, вид Старца, свидетельствует о внушаемом Им благоговении; о совершеннейшей чистоте и святости Его существа говорит облекающая Его белая одежда и чистые, как волна, волосы (Ис. 1:18). (Собственно говоря, волна — по-славянски — овечья шерсть, обработанная и отбеленная. Прим. ред.) Его святая ревность символизируется огненным видом престола, а ее простирающееся на все живущее действие — истекающею из-под престола рекою. Окруженный бесчисленными сонмами Ангелов, призванных к участию в суде, Судия воссел на престоле, и «книги раскрылись,» — обнаружились и подверглись обсуждению дела подсудимых, не скрытые от всеведения Божия.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible