Скрыть
Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся

Замечай мудрость этих юношей. Чтобы присутствующие не усмотрели слабости Бога в том, если случится, что они умрут, будучи брошены в печь, они наперед исповедали Его могущество, сказав: «есть… Бог… на небеси», который «силен» «изъяти нас». Но чтобы, с другой стороны, когда они спасутся от огня, не подумали о них, будто они служат Богу за награду и воздаяние, они прибавили: «аще же ни, ведомо да будет тебе, царю, яко богом твоим не служим, и образу златому, егоже поставил сей, не кланяемся». Таким образом они и возвестили силу Божию, и показали твердость своей души, чтобы и об них не сказал кто того же, что диавол клеветал на Иова. А что диавол говорил об Иове? «Не туне чтит тя Иов: оградил бо еси внутренняя… и внешняя его» (Иов. 1:9–10). Так, чтобы и об них не мог кто сказать этого, они наперед заградили бесстыдные уста.

Восемь слов на Книгу Бытия. Слово 5

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся

А если Он не восхочет. Прекрасно к сказанному ими: может спасти нас присоединил не противуположное: если не может, но: если не восхочет, так что если они погибнут, то это будет вследствие не бессилия Божия, а воли Его.

Да будет известно тебе, царь, что ми богам твоим не служим и золотому истукану, который ты поставил, не покланяемся.

Будем ли мы читать истукан, как Симмах, или образ золотой, как прочие перевели, чтители Бога не должны покланяться ему. Поэтому судьи и мирские правители должны понять, что, покланяюсь истуканам и образам императоров, они делают то, отказавшись от исполнения чего три отрока благоугодили Богу. Нужно заметить также ту особенность, что они говорят о служении богам и поклонении образу, но то и другое не приличествует рабам Божиим.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

     
Не из награды работаем мы нашему Владыке, но уязвляемые преданностью и любовью, служение Богу нашему предпочитаем всему в совокупности. Поэтому и избавления от бедствий не просим безусловно, но любим домостроительство и промышление Владыки, и сами не зная, что для нас полезно, предоставляем Кормчему править, куда Ему угодно.
     Ибо верно знаем, что силен Он освободить нас от угрожающих зол, но угодно ли Ему сотворить это неизвестно нам, предоставляем же сие Правителю, как премудрому, и приемлем определение с уверенностью, что оно на пользу нам. Посему избавит ли нас или не избавит Бог наш, отказываемся поклониться кумиру твоему и богам твоим. С такими-то душами предстоит тебе борьба. Как хочешь, противоборствуй, ни почестями не привлечешь, ни угрозами не приведешь в ужас, потому что всего достолюбезнее и страшнее для нас – Бог. Что выше сих глаголов? Прилично применить к ним апостольское слово: «о чесом бо помолимся, якоже подобает, невемы» (Рим.8:26). Но зверонравный и неистовый мучитель, исполнившись ярости, так что и лице его изъявляло душевное смятение, велел, как можно более, разжечь пещь, а святых мужей приказал связать, и чтобы нимало не замедлять наказание снятием с них одежды и обуви, повелел предать их огню со всем этим, то есть «с гащами, и покрывалы и сапогми». Гащи же (ϭαράβαρα) – род персидской одежды, и «покрывалы» головныя повязки, а под сапогми (περικνημἱϭ) разумеет Пророк так называемые исподницы, или наружные кожаные обертки, или кожаную обувь. Так святые мужи связанные, преданы огню. И царь для скорости и сокращения дела велел их сожечь, а Божия благодать домостроительствует в этом новое таинство, поточу что огонь наложенный на них железные оковы, как обыкновенно, разрешил, а весьма удобосгораемые одежды сохранил невредимыми. Донесших на святых мужей и служителей злочестивого повеления и, стоявших вне, попалил пламень, а к самым святым не мог приблизиться, но, обратившись в бегство от бывших в пещи, устремился на поклонников своих, как бы в наказание им за служителей Владычних. Проповедники же благочестия такою безопасностью и прохладою наслаждались внутри пещи, что по углям ходили они, как по неким розам.

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-18 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся

Угроза царя не страшна друзьям. От смерти избавит их Бог, которому они служат, избавит так же, как избавил их ранее (2 гл.). Если же этого почему-либо не будет, то боязнь смерти препобеждается сознанием, что, не поклонившись истукану, они останутся верны своей религии.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible