Скрыть
Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей

См. Толкование на Дан.3:20

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей

Хорошо выразился он о поклонении демонам: падите и поклонитесь. Невозможно кланяться демонам, не падая в пучину гибели, не отпадая от истины. Если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем. Во всяком случае, если есть печь, то очевидно — есть и огонь; если же есть огонь, то очевидно — горящий; но (мучитель соединяет все вместе, стараясь) увеличить и усилить угрозу, чтобы поколебать их твердость в благочестии. В тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем. До сих пор можно еще было сносить притя­зания его высокомерия, но смотри, что прибавляет он дальше: и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? Вот другой фараон: и тот ведь говорил Моисею: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его? Я не знаю, говорит нечестивый, Господа и Израиля не отпущу (Исх.5:2). О, великое высокомерие человеческое! О, великое долготерпение Божие! Изрекает человек, и Бог сно­сит. Говорит брение, и Создатель долготерпит. Плотской язык издает звуки, и Владыка бесплотных духов снисходит, Вла­дыка, Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным (Пс.103:4). Благовременно при этом вспомнить слова Исаии (Сираха): что гордится земля и пепел (Сир.10:9)? Хочешь уразуметь вполне долготерпение Божие? Сообрази, насколько не­стерпимою показалась бы тебе обнаруженная здесь гордость, если бы она коснулась тебя. Случается, что кого-нибудь оскор­бит слуга; тотчас обиженный, ограждая свое достоинство сво­бодного человека, требует наказания за дерзкий поступок и подвергает обидчика беспощадной казни. Или обыкновенный частный человек нанесет оскорбление другому такому же члену общества; тотчас оскорбленный, уязвляемый обидой, спе­шит отомстить, не обращая внимания ни на общность природы, ни на равночестность всех, с полным пренебрежением к достоинству обидчика. Между тем одно достоинство равночестно­сти свойственно всему нашему роду: все мы созданы из земли и в землю обращаемся; одним, общим для всех, путем мы являемся в жизнь, и один, общий для всех, исход (пред­стоит нам). Из праха создан всякий из нас — и вот прах требует себе таких преимуществ пред равночестными. А Бог, обладая всем и по природе, и по закону, и будучи на­столько выше, насколько только можно представить Творца сравнительно с тварью, хулимый и уничижаемый безрассудными, не раздражается, но остается бесстрастным. Но затем пребы­вающих в безумии немного спустя наказывает, будучи Судией истины и Судией нелицеприятным. Он откладывает наказание, чтобы не истребить сразу всех грешников, и вооружается терпением, чтобы привлечь к покаянию.

Слово о трех отроках и о печи Вавилонской

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей

Падите и поклонитесь истукану, который я сделал и проч. Хотя он в ярости приказал привесть отроков, однако дает им время для раскаяния, чтобы простить им вину, если они падут и поклонятся; если же они откажутся поклониться, то последует немедленное наказание в раскаленной печи.

Я какой Бог избавит вас от руки моей и проч. Конечно, Тот, рабу Которого ты не задолго пред этим поклонился и Которого ты справедливо назвал Богом богов и Владыкою царей.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.15 Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

     
Так скоро стал он хулить Того, Кого сам исповедал! и о Том, Кого называл он Богом богов, предположил, что Он немощнее человека! Кого нарек Господом царей, Того преодолеть похваляется этот жалкий! Но такая дерзость была наследственна ему от предков: потому что и Сеннахирим, с великим воинством подступив к Иерусалиму, в послании Езекии выражался такими словами: да не обольщает тебя Бог твой, на Которого уповал ты, что избавит Иерусалим от рук моих. Избавили ли боги народов, каждый страну свою, из руки моей? Где бог Емафов? где бог Арфафов? где бог града Сепфарима? возмогли ли избавить Самарию из руки моей? тем паче Господь избавит ли Иерусалим из руки моей? Но он вскоре и немедленно восприял мзду за свою хулу, и многия тьмы воинов умерщвлены единым Ангелом, сам же он, спасшись бегством и достигнув отечества, убит рожденными им. Поскольку подвиг язык на Творца, то приемлет смерть от людей, им самим рожденных. Но и этот пример не обуздал языка Навуходоносорова, и оный сон, показавший преемства царей, не научил сего царя уцеломудриться, напротив того продолжает он неистовствовать против Сотворшаго. Но и Бог ополчает на него не Ангела, как на Сеннахирима, но трех отроков пленников, принужденных жить на чужой стороне, влекущих иго рабства, находящихся в самой весне жизни, юных возрастом. Они-то, услышав его неистовство и безумную хулу, немедленно исполнились гнева и ревности, отвечали и сказали царю: (Дан.3:16-17).

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей

Но как ни сильно овладевшее царем раздражение, он как бы не может допустить мысли, что его повеление нарушено лицами, облеченными его особым доверием. Поэтому прежде чем привести в исполнение угрозу, он желает знать: по каким побуждениям друзья не исполнили его приказания — случайно или намеренно. Если сознательно, то пусть одумаются и поклонятся истукану. В противном случае их ждет смерть, от которой нет спасения.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible