Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 2:9
знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
Святые отцы
Прочие
- Тиконий, (†IVв.)
- Экумений (†VIв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское
Следующее послание раскрывает иной образ жизни и обычаи другой группы. Одним словом, Он говорит: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, но будешь богат. Ведь Он знает, что у Него для таких имеется скрытое богатство; и знает о злословии от иудеев, которых Он не признает иудеями, но сборищем сатанинским, ибо они собираются антихристом. Первым же [из названных] Он говорит, чтобы они были верны до самой смерти, и кто будет верен, не потерпит вреда от второй смерти (Откр 2:11), то есть не потерпит наказания в аду.
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, впрочем ты богат.
Знаю твои скорби и нищету телесную, которые терпишь ради Меня, будучи уязвляем неверными и лишаем имущества; богат же ты в духовном, потому что имеешь сокровище, сокрытое на селе сердца твоего.
И злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи; а они не таковы, но - сборище сатанинское.
Я знаю и злохуления сатанинского соборища, так как они суть не то, чем называются: «не иже бо яве Иудеи, но иже в тайне» (Рим. 2, 28-29).- Иуда же означает исповедание и покаяние.
Тиконий, (†IVв.)
Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат ), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское
Он обращается к каждой церкви, которая, будучи нищей духом, обладает всем, как говорит апостол: поскольку ничего не имеем, то и обладаем всем (2Кор 6:10). И злословят тебя те, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Здесь также очевидно, что Господь не к отдельной лишь церкви обращается, поскольку не только в Смирне были и пребывают злословящие иудеи. Однако допустимо двоякое понимание этого имени иудеев: или явные иудеи вне [Церкви], или те, кто находится внутри [ее], то есть неподлинные христиане. Поскольку набожность присуща иудеям, как говорит апостол: [Тот] иудей, кто втайне [таков], и кто обрезание [совершает] в сердце, по духу, а не по букве (Рим 2:28-29), а также обрезание - мы, служащие Богу духом <…> и не на плоть надеющиеся (Флп 3:3). Не следует же и нам самим оставить без попечения даже тех, кого называют сатанинским сборищем, поскольку Господь преподал нам пример выдержки, вплоть до конца вытерпев Иуду.
Экумений (†VIв.)
Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат ), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское
Знаю твои дела, и скорбь, и нищету; и не говори вслед за отступниками иудеями: Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? (Ис 58:3). Впрочем ты богат, продолжает [автор], поскольку ты имеешь в богатых покровителях Христа, пусть даже Он и умалился в бедности, ради нас приняв образ раба (Флп 2:7) и злословие подложных иудеев (имя Иуда переводится как исповедание). Итак, подлинными иудеями и духовным Израилем могут стать исповедующие Христа - а Израиль означает лицезрящие Бога. Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, как говорит Павел, но тот иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, а не по плоти (Рим 2:28-29). Стало быть, иудеи, которые остались неверующими, оказались богохульным сборищем под предводительством сатаны.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат ), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское
Словами 9 ст. Господь возводит смирнян к мысли о Своем промыслительном всеведении. Он видит человеческие скорби и материальную нищету; но ценит и терпеливую христианскую надежду, и преданность Богу, которые здесь названы христианским богатством. Апокалипсис называет иудеев сборищем сатанинским, давая этим самым понять, что он имеет ввиду иудеев, ставших в решительную вражду по отношению к христианству. А синагогальное управление их делало иудеев особенно сильными и вредными в этом случае (Иак II:6-7).
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 8-9: И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету, – впрочем ты богат, – и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
«Смирна принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии. Смирнская церковь возникла после 70 года», и в ней много потрудился ученик Иоанна Богослова священномученик Поликарп. Христианская Церковь сохранялась в ней в лучшем виде и большем числе паствы и в последующие века, даже до двадцатых годов XX века... Говорит Первый и Последний. По объяснению св. Андрея, «Он Первый как Бог и Последний – как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертью... Знаю твои скорби и нищету телесные, которые терпишь ради Меня, будучи уязвлен неверными и лишаем имущества; богат же ты в духовном, потому что имеешь сокровища, сокрытые на селе сердца своего (ср.: Мф.13:46). ...Я знаю и злоупотребления сатанинского сборища, так как они суть не то, чем называются: небо иже яве, иудей есть... но иже в тайне (Рим.2:28-29). Иуда же означает исповедание и покаяние».
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Смирнской церкви, состоявшей из бедняков, но богатых духовно, предрекаются скорби и гонения от иудеев, которых Господь называет «сборищем сатанинским». Предречение скорбей сопровождается вещанием претерпеть эти скорби, которые будут продолжаться «дней десять», до конца и дается обещание избавления «от второй смерти».
Смирна также один из древнейших городов Малой Азии, просвещенный и славный в языческой древности. Не менее замечательна была Смирна и в истории первых времен христианства, как город весьма рано озарившийся светом христианства и удержавший среди гонений залог веры и благочестия.
Церковь Смирнская, по преданию, основана св. Апостолом Иоанном Богословом, и ученик последнего св. Поликарп, бывший в ней епископом, прославил ее своим мученическим подвигом. По известию церковного историка Евсевия, почти сразу после апокалипсического предсказания возникло лютое гонение на христиан в Малой Азии, вовремя которого и пострадал св. Поликарп Смирнский.
Христос «Первый - как Бог, и Последний – как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертию» (св. Андрей, гл.4) (ср.: Ис 44:6).
По одним толкованиям, «дней десять» означает краткость времени гонений; по другим, наоборот – некий продолжительный срок, ибо Господь заповедует смирнянам запастись «верностью до смерти», то есть на какой–то продолжительный период. Некоторые подразумевают под этим гонение, бывшее при Домициане и продолжавшееся десять лет. Другие видят в этом предречение всех десяти гонений, которые претерпели христиане от языческих императоров в течение первых трех веков.
Под «второй смертью», имеющей наступить для неверных после смерти телесной, понимается осуждение их на вечные муки (см.: Отк. 21:8).
Побеждающему, то есть претерпевшему все гонения, обещается «венец жизни» или наследие вечных благ.
Смирна до сего времени остается значительным городом и имеет достоинство православно–христианской митрополии.