Скрыть
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 13-17 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает

Третья группа святых показывает, что есть мужи сильные в вере и не страшащиеся гонений. Но поскольку среди них кое-кто склонен к недозволенным послаблениям, Он говорит: сражусь с ними мечом уст Моих, то есть, что Я предписал - скажу, и что тебе делать - сообщу.

Ибо давно известно, что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил <…> ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Ведь он дал этот совет царю моавитов и таким образом ввел в соблазн народ.

Так и у тебя есть держащиеся учения [николаитов], и под предлогом милосердия вы растлеваете других.

Побеждающему дам вкушать сокровенную манну; сокровенная манна - это бессмертие; белый камень - принятие в качестве сына Божьего; новое имя - [имя] христианина.

Толкование на Апокалипсис

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих

Что же до тех мужей, о которых мы упоминали, то из Апокалипсиса становится ясно, что еретики без крещения должны принести покаяние. Ангелу Ефесскому вменяется в вину, что он оставил любовь. В ангеле Пергамском осуждается, что он вкушал идоложертвенное и учение николаитов. Подобным же образом ангел Фиатирский упрекается за пророчицу Иезавель, и идоложертвенное, и блуд. И все же Господь призывает всех их к покаянию и угрожает будущим наказанием, если не обратятся. Он не грозил бы им наказанием, если бы не собирался подлежащих наказанию простить. Он ведь не говорил, что надо повторно крестить тех, кто был крещен в вере николаитов. Или что надо возложить руки на тех, кто уверовал в Пергаме, держась учения Валаама. Он сказал: Покайся, а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с тобой мечем уст Моих.

Спор люциферианина и православного

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе, и сражусь с ними мечем уст Моих

Угроза срастворяется человеколюбием: ибо не с тобою, говорит, сотворю брань, но с теми, которые неисцелимо больны.

Примасий, еп. (†560)

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих

[Господь говорит:] равным образом и ты имеешь хранящих учение николаитов; равным образом совершай покаяние - или же скоро приду к тебе и буду сражаться с тобою посредством ромфеи, то есть мечом. Как я постиг согласно предшествующему образу понимания, эта часть относится к Церкви. Ромфея же - ниспосланные заповеди, каковыми побеждаются по Божьей воле высокомерные - а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Рим 2:12).

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих

Предостережение, призыв к более строгому отношению к николаитам имеет ввиду только верных христиан. По отношению к еретикам произносится более строгая угроза. Если они не покаются, то Господь посетит Пергам Своею карающею десницею и поразит еретиков мечом уст Своих. Под этим мечом можно разуметь необычайное действие промысла Божия, поражающего иногда нечестивых по одному изречению Его всемогущего слова.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 14-16: Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

Напоминающая слова к ефесянам о николаитах укоризна по адресу части жителей Пергама за увлечение этой ересью приводится здесь с наибольшей полнотою. Мы видим здесь два существенных признака в учении и практике этих пергамских антиномистов: «вкушение идоложертвенного и блуд, во имя превратно понятых любви и свободы христианской» (Жданов) – извращения христианства, против коих предохраняла Церковь апостольская христиан из язычников, как мы видим это и в посланиях Павла (например, 1Кор.6-я гл. и след.), и в Деяниях (постановление Апостольского собора – 15-я глава).

Небесный Владыка, укоряя Пергам за снисходительность к таким беззаконникам, указывает здесь и ветхозаветный библейский прототип их – в Валааме, корыстном мадиамском пророке времен Моисея, по совету которого моавитский царь Валак соблазнил на оба эти греха израильтян (см.: Числ.25:1-3), следствием чего было поражение 24 тыс. согрешивших евреев.

Покайся – призывает Пергам Спаситель (весь город, а не только виновных, чрез что указывается ответственность и того общества, где такие грешники терпимы). А если не так, то скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Вот действие на нечестивых того обоюдоострого меча, о котором сказал Господь еще в начале речи к Пергаму и который видел Иоанн исходящим из уст Его уже в 1-й главе, в самом видении (см.: Откр.1:16). В данном случае, по словам прот. Орлова, «под этим мечом можно разуметь необычайное действие Промысла Божия, поражающего иногда нечестивых по одному изречению Его всемогущего слова». В самом деле, как меч обоюдоострый рассекает всякий предмет, на который направлен, поразит ли его той или другой своей стороною, так действует и слово Божие, расчленяющее Истину от всякой примеси неправды и проникающее, по определению ап. Павла, до разделения духа, и души, и тела (Евр.4:12).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

  Но затем Господь указывает и на отрицательные явления в жизни Пергамской церкви, именно на то, что и там появились Николаиты, узаконившие ядение идоложертвенного и всякие любодейные непотребства, до чего доведены были в свое время израильтяне Валаамом.

  «Валаама, который научил Валака»: «Сими словами он указывает на мысленного Валаама – диавола, который чрез чувственного Валаама научил Валака соблазнить Израильтян на блуд и идолослужение (Иис. Нав.24:9): ибо сластию сего удовольствия так низко пали, что принесли жертвы Веельфегору» (см.: Числ 25:1-3) (св. Андрей, гл.5).

  Пергам находится к северу от Смирны, и в древности он соперничал со Смирною и Ефесом, в нем был храм языческого божества Эскулапа, покровителя врачей. Жрецы его занимались медициной и оказали сильное сопротивление проповедникам христианства. Пергам, под названием Бергамо, и христианская церковь в нем сохранились до настоящего времени, хотя и в большой бедности, так как от прежнего великолепия ничего не осталось, кроме громадных развалин прекрасного некогда храма в честь св. Иоанна Богослова, сооруженного императором Феодосием (4 век).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible