Скрыть
Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 8-9 Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной: и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу

Может быть, и чувственным солнечным зноем будут опаляемы люди, когда человеколюбец Бог обуздает Ему непокоряющихся уздою и удилами (Пс. 31, 9), чтобы они обратились к покаянию, хотя впадшие в глубину зол и будут злобою разума и воли направляться не к обращению, но к хулению. А может быть, солнцем обозначается течение дня, во время которого достойные наказания будут опаляемы зноем искушений, чтобы чрез испытание скорбей возненавидели виновника их - грех. Но безумные, не сознаваясь в своих прегрешениях и падениях, изощряют язык свой против Бога, как видим сие и ныне, на тех, которые, быв опечалены неисчислимыми, окружающими нас бедствиями от рук варварских, обвиняют Божественную благость, что она соблюла столько бедствий для нашего рода.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем

Гонители Церкви, пылающие, подобно солнцу, старающиеся иссушить семя слова Божия, в будущем сами будут гореть в геенне огненной. Или - если же понимать солнце как сияние мудрости - дано не ангелу вылить [чашу] на солнце, но дано самому солнцу жечь людей огнем и зноем. Ведь когда мудрые мужи, уступив в мучениях, ошибаются, совершая дурное, немощные следуют их примеру и разжигаются временными страстями.

Зной может пониматься, однако, и как то, чем терзает тело дьявола стойкость святых и побуждает к богохульству. Об этом говорит и пророк: Ревность охватила невежественный народ; и теперь огонь пожрет врагов (Ис 26:11). Здесь говорится и теперь, поскольку медлит огонь суда. И жёг людей сильный зной. В наше время, насколько это дозволено, дьявол прославляет своих сторонников, чья слава и радость, однако, с точки зрения Святого Духа - язвы и боль. И выше мы читаем, как войско дьявола убивает людей огнем, дымом и серой. Дьявол убивает их не явно, но муками связывает с собой согласных.

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем

Дано не солнцу, а ангелу, который вылил чашу на солнце. Этот огонь не следует расценивать как огонь геенский, ибо там уже не будет места никакому богохульству, когда для осужденного всякая попытка покаяния будет бесплодной. Закон приводит слова, которые они скажут: Какую пользу принесло нам высокомерие, и что достави­ло нам богатство с тщеславием? (Прем 5:8). Поэтому, я думаю, что огонь и жар здесь следует понимать в том смысле, что тело дьявола непрестанно мучимо стойкостью святых, и, возбуж­даемый этим жаром, он стремится к хуле. Ибо, возможно, поэтому Иоанн говорит: на солнце, то есть на солнце правды, словно употребляя солнце в творительном падеже - солнцем. Так мы читаем: я бодрствую над словом Моим, чтобы исполнить его (Иер 1:12), и у Даниила: попросим милости у Бога небесного об этой тайне (Дан 2:18). Откуда избранные получают силу воссияния, оттуда нечестивые, как сказано, опаляются пламенем.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем

Несложно истолковать это в соответствии с законами риторики. Ибо то, что солнце жгло людей, - это, может быть, засуха, или смятение, или нужда оставленных на войне, которые, находясь в стеснении и испытывая необходимость обратиться к Богу, способному помочь им и освободить от переносимых ими скорбей, все же богохульствовали и не покаялись. И конечно, для того нужны язвы, чтобы, после того как они не признали Владыку в благодеяниях Божьих, признали Его в наказаниях.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем

Первыми тремя казнями были поражены сами люди, море и реки; теперь, в четвертой казни, для довершения поражения физической природы и условий земной жизни поражается самое солнце. Понимая буквально, как и прежние три казни, под поражением солнца нужно понимать то, что тогда при общем расстройстве природы и солнечный свет изменит свою благодетельную теплоту на нестерпимый зной [Ефрем Сирин].

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 8-11: Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.

Первое, что обращает на себя внимание при казнях этих двух – четвертой и пятой – чаш, это – богохульство поражаемых в царстве антихриста подданных его, вместо исправления и покаяния с их стороны. Хулы эти против Небесного Бога тем более возмутительны и неразумны – до степени поражающей нелепости и глупости, что мы знаем, что ведь религией их в те дни будет богопочитание самого антихриста и – отвержение Бога. Как же, в самом деле, могут они направлять ропот свой к Тому, Кого признавать они сами отказались! Но кто не знает, что именно в религиозной сфере постоянно наблюдаются и повторяются подобные нарушения логики и простого человеческого смысла. Ибо уже и в наши дни сплошь и рядом видишь человека неверующего, порой – якобы во имя «науки», а в то же время суеверного, как безграмотная торговка, как темный язычник. Чудес веры – ясных и научно объяснимых – эти люди не признают, прямо издеваются над ними, как будут издеваться и в антихристово время, а веры в бессмыслицы, вроде просыпания соли или встречи с попом, в счастливые и несчастливые дни и числа – всего этого и подобного вздора такие «просвещенные» люди XX века не стыдятся. Так и в те дни антихристова царства: почитать Бога, тем более служить Ему люди откажутся, одни совсем охотно, другие по большему или меньшему принуждению от антихриста и лжепророка; а вот роптать против Него, кощунствовать и хулить Его будут усердно, неистово и злобно, а часто и вызывающе, и несомненно, антихрист сам, и в особенности его лжепророк, первые будут показывать пример в этом.

Таким образом, вслед за поражением, во второй и третьей казни, земного шара, в четвертой – поражается и самый свет солнечный, так что из благодетельного, согревающего и оживляющего оно станет нестерпимо-жгучим и палящим. Этот сильный зной солнечный будет тяжел и для людей, и для всей – и одушевленной, и растительной – природы. Явление это будет тем поразительнее и в то же время для людей этой последней поры тем более тяжким, что ведь в эти же антихристовы времена, как мы уже знаем, поражены будут светила небесные, включая солнце, на одну треть: очевидно, расстройство будет и в окружающем Землю небесном мире, глубокое и разностороннее, и все будет направляться к ухудшению условий жизни прогневавшего Бога человечества на земле. Карающая Десница Господня будет все более и более явной, при всех отрицаниях Его антихристовым миром. Сказываться будет для тогдашних людей и то, что именно Ему принадлежит власть над всеми сими язвами, но, как мы уже оттеняли, это даст повод только к большему богохульству и как бы словесному бунтарству против Него.

Стих 10: «Пятая чаша гнева Божия выливается на самый престол зверя. Зверь – это антихрист; престол его – сфера его власти, его подданные, составляющие его царство. Сделалось мрачным именно его царство. Сила казни не столько во тьме, сколько в том впечатлении, которое она производит; это впечатление страшной физической боли, которая вызывает даже скрежет зубов. Эту казнь нужно рассматривать как естественное следствие предыдущей казни. Страшный жар солнца, о котором говорилось в четвертой казни, вследствие раскаленности воздуха и уничтожения растительности и вследствие массы испарений, необходимо должен был произвести мрачное и грозное состояние атмосферы». Кроме этого и вследствие этого, «царство антихриста сделается мрачным и в том смысле, что у людей возникнет такое состояние духа, которое у нас и называется мрачным, – настроение злобы и отчаяния» (Орлов). На эту остроту, но и бессилие такой богохульной человеческой злобы и на неутолимость безысходного отчаяния и тоски указывает отмечаемый здесь яркий и характерный апокалиптический образ их страданий: Они кусали языки свои от страдания. Значит же, как говорят, – невтерпеж станет людям тогда жить! Тем более поразительны упорство и нераскаянность их, с вечным самооправданием человеческой гордости, обостренным голосом все того же, ослепляющего духовные очи, саможалеющего эгоизма и прямое злобное отвержение более всего необходимого и тогда для людей животворного христианского смирения.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.

  Св. Андрей говорит, что эту казнь можно понимать или буквально, или под этим зноем надо понимать «зной искушений, чтобы люди чрез испытание скорбей возненавидели виновника их – грех» (гл. 49). Обезумевшие люди, однако, в ожесточении своем будут уже неспособными к покаянию.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible