Скрыть
Nägemus seitsmest raevukausist ja seitsmest nuhtlusest Ma kuulsin valju häält templist hüüdvat seitsmele inglile: „Minge ja valage Jumala raevu seitse kaussi välja ilmamaa peale!”

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю

Все исшествие народа из Египта по устроению Божию было типом и образом имевшего быть исхождения Церкви из язычников. И поэтому Бог в конце времен изводит ее отсюда в наследие, которое не Моисей, раб Божий, но Иисус, Сын Божий, дает в достояние. И если кто внимательно рассмотрит слова пророков о конце и то, что Иоанн, ученик Господа, видел в откровении, то найдет, что народы примут те же самые казни вообще, какие тогда поразили Египет по частям.

Против ересей

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 1-2 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его

Как и чаша, фиал приводится здесь вместо наказующего действия. Когда он Ангелом был излит, сделались гнойные раны, указывающие на происходящую в сердцах отступников скорбь и мучащую их, на подобие сердечного нагноения, ибо наказуемые Богом посланными язвами никакого облегчения не получат от обоготворяемого ими антихриста. Правдоподобно также, что тела их будут поражены диавольскими стрелами обольщения от льстивого антихриста и отступника.

Толкование на Апокалипсис 555

Тиконий, (†IVв.)

И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю

Здесь явлен неизбежный исход Божия суда, но также то, что власть, которую Церковь заслуженно получает по вдохновению свыше, [состоит в том], чтобы вершить приговор над теми, кто подлежит осуждению, и милосерд­но предоставлять полное оправдание тем, кто обратился.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его

Голос, несомненно, принадлежал Самому Господу Богу (ср. I:10; Иез 9:1), ибо исходит из самого храма, этот голос повелевает вылить чаши на землю. Под землею здесь нужно разуметь всю вселенную, и море, и сушу, и всех тех, кто должен подвергнуться казням гнева Божья, т.е. всех принадлежащих к царству антихриста и отвергшихся христианства. По вылитии первой чаши на землю-сушу на всех людях появились жестокие и отвратительные гнойные раны (ср. Исх. 9:9-14). Под этою казнью нельзя понимать только символический образ. Исторический пример подобной же египетской казни ручается за то, что возможно и его повторение в больших размерах. А так как изображаемое событие относится к последнему времени, близкому к окончательному перевороту в мире, то вполне возможны и допустимы особенные и чрезвычайные явления в человеческой жизни и человеческой природе, аналогий которым мы в настоящее время можем и не встречать.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 1-7: И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. Вторый Ангел вылил чашу свою на море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.

Спрашивается: какую общую точку зрения должны мы установить на все эти казни семи фиалов? Должны ли мы понимать все предсказания о них буквально и прямо или аллегорически, придавая им смысл переносный? В истории толкований Апокалипсиса мы находим и тот и другой вид понимания этих мест. Так и у нас: еп. Петр принимает все эти язвы за аллегории и эмблему, лишь взятую с казней египетских, причем земля первой чаши у него – народы в церковном отношении, море – в гражданском и т.д. Напротив, прот. Орлов видит здесь подлинную будущую действительность, причем залогом ее, основой своего понимания казней этих в буквальном смысле он признает те же египетские казни, справедливо рассуждая, что если эти казни были подлинными чудесно-историческими событиями, то почему не могут быть таковыми же и казни царства антихристова – лишь в несравненно большем масштабе, но и в большей соответственной виновности тех, кого они постигают. Таким образом, и мы будем придерживаться этого же, последнего взгляда.

Стих 1: Голос первого стиха прот. Орлов принимает за голос Самого Бога, ссылаясь на Откр.1:10 и на Иез.9:1, в силу того что исходит этот голос из самого храма. Землю этого стиха он понимает как вселенную (земной шар), каковую, действительно, затем и постигают казни семи изливаемых чаш... Но во 2-м стихе земля уже противопоставляется морю, почему здесь правильнее понимать под землей только сушу Земли. Отвратительные жестокие и гнойные раны от этой чаши напоминают, по нему, шестую казнь Моисея в Египте; а так как изображаемое событие, добавляет он, относится к последнему времени, близкому к окончательному перевороту в мире, то вполне возможны и допустимы особенные и чрезвычайные явления в человеческой жизни и человеческой природе, аналогий которым мы в настоящей можем и не встречать. «Заметим к этому, что в отличие от казней при возглашении труб ангелов, здесь казни сразу же постигают самих людей, а уже потом окружающую человека природу» (ср.: Откр.8:7–9).

Стих 3: «Вторая чаша выливается в море – настоящее море, наполненное живыми существами. Очевидно, масса морской воды сделалась сгустившеюся и темноватой кровью и к тому же зловонною (как сукровица у мертвеца). Такая масса была непригодна для жизни в ней живых существ, и поэтому Иоанн замечает, что все одушевленное в море умерло. Ввиду этого, нет никакого основания придавать и этой казни аллегорический смысл. Это есть новое физическое бедствие, которое постигает антихристианский мир и природу того времени, бедствие при этом – не временное и быстро прекращающееся, но, как это нужно усматривать из 9-го и 11-го стихов, продолжающееся постоянно, вместе с бедствиями других казней, до самого конца мира». И здесь дополнительно к сказанному мы отметим, что по этой чаше, вместо жизни, начинает господствовать в органической природе смерть, и начинается она с той же души живой моря, откуда некогда началась и жизнь всей одушевленной природы – при творении (см.: Быт.1:20).

Стихи 4–6: В казни третьей чаши, напоминающей первую казнь египетскую, ее карательная сторона поражает опять самих людей, и на это-то отзываются в прославлениях своих и ангел вод (новое подтверждение того, что стихии видимой природы имеют своих ангелов, как бы патронов), и голос от жертвенника. Последний голос, и по месту исхождения, и по содержанию своей песни, напоминает голос душ убиенных и мог принадлежать также кому-либо из них (см.: Откр.6:9–10). И действительно, в казни этой прямо бросается в глаза точное соответствие между грехом вины – пролитием крови – и наказанием чаши: вынуждены люди пить ту самую кровь человеческую, которую они проливали.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.

  В этой главе изображается суд Божий над врагами Церкви под эмблемой семи фиалов, или семи чаш гнева Божия, изливаемых семью Ангелами. Эмблема этих казней взята с казней, поражавших древний Египет, поражение которого было прообразом поражения лжехристианского царства, которое выше(см.: Откр.11:8) названо Египтом, а затем Вавилоном.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible