Скрыть
Kuues valas oma kausi välja suure Eufrati jõe peale, ning selle vesi kuivas ära, et tee oleks valmis kuningatele päevatõusu poolt.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного

По Божественному попущению река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга и прочих людей, которые, думаем, двинутся из Скифских пределов - места Гога и Магога, как о сем говорится далее в Откровении. А может и антихрист, происходящий от корня еврейского, из восточных стран Персидской земли, где колено Даново, вместе с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдет Евфрат и наведет на людей телесную и душевную смерть - на одних за веру и терпение, а на других за недостаток мужества и слабость.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

Шестой ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного

Воды высохли, чтобы приготовить путь пришествию царя с востока, то есть Христа, о котором мы читаем: вот Муж, восток имя Ему, для Которого, чтобы Он вершил суд, приготавливается путь. Далее именем реки Евфрат, также морем, реками, источниками вод, солнцем, престолом зверя, на которые ангелы, как о них говорится, выливают свои чаши, обозначаются нечистые люди.

И высохла в ней вода: то есть никто из народа в себе зеленого иметь не будет, чтобы не было предназначено огню приближающегося суда. Так же как выше он сказал, что жатва высохла в зрелости и сбор винограда настал, так и здесь он образно говорит, что вода реки высохла и ничего живого в ней уже не осталось - вернее, все было уничтожено огнем Божественного правосудия, которым нечестивые поедаются, как сухая трава, а святые испытываются, как золото.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Шестой ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного

Шестой ангел сделал реку Евфрат мелкой, возможно, высушив некоторые его притоки, так что царям стало легко переходить через него. Действием дьявольским и по попущению Божию собралось множество царей на битву против друг друга. Ибо Господь сказал, что при кончине мира будут войны.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного

Новым шагом приближения к этому конечному пределу является шестая чаша Бож. гнева. Она была вылита на великую реку Евфрат, вследствие чего вода в реке высохла и был открыт свободный путь для восточных царей. Река Евфрат, упоминаемая в IX:14, представляется в Свящ. Писании границею между Еврейским царством и враждебными ему восточными народами. Теперь, по действию Божию, воды реки высыхают и уничтожается преграда для деятельности враждебной силы, и, таким образом, открывается свободный доступ восточным царям для того, чтобы причинить новые насилия верному христианскому обществу. - В шестой казни, очевидно, указание на общее усиление боговраждебной деятельности против христианской церкви последнего времени. Тогда возможно будет единство действия всех враждебных христианству сил. Впрочем, иссушение р. Евфрата говорит только об этой возможности, о том же, в чем проявится эта возможность, говорится в следующих стихах.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 12-16: Шестый Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

Изложенные нами доселе пять первых язв, имеющих постигнуть царство антихриста, носят все же и характер мер исправительных. Создавая исключительно тяжелые, но вполне заслуженные условия жизни для человечества того времени, они должны бы привести всех, в ком осталась, как говорят, хоть капля совести и любви к истине, к покаянию и обращению к Богу. И несомненно, будут и тогда такие, и нужно думать, что будет их немало. Но масса, но подавляющее большинство – останется и слепо, и глухо ко всем этим знамениям и призывам, усугубляя этим бесспорную виновность свою.

Последние две язвы носят уже другой характер: здесь дело идет к самой развязке – сначала со стороны самих людей, а потом и со стороны суда Божия.

Стих 12: «Шестая чаша... была вылита на великую реку Евфрат, вследствие чего вода в реке высохла и был открыт путь для восточных царей. Река Евфрат, упоминаемая и в Откр.9:14, представляется в Священном Писании границею между еврейским царством и враждебными ему восточными народами» (Орлов). Добавим, такой же она являлась во дни Иоанна и для Римской империи, представлявшей тогда весь культурный мир, за которым шел – и к востоку – мир варварский. «Теперь, по действию Божию, воды реки высыхают, а с этим уничтожается преграда для деятельных нападений враждебной силы, и, таким образом, открывается свободный доступ восточным царям для того, чтобы причинить новые насилия верному христианскому обществу... Впрочем, иссушение реки Евфрата говорит только об этой возможности – о том же, как и в чем проявится эта возможность, говорится в следующих стихах».

До сих пор мы смотрели на царство антихриста, так сказать, изнутри его, и поэтому есть соблазн – мыслить и эту границу царства, в виде иссушаемой реки Евфрат, тоже как бы внешнею границею по отношению к нему, т.е. все тому же царству зверя.

Но это, несомненно, не так. Ибо открывающаяся, вследствие действия шестой этой чаши, война царей против Бога идет не извне, а именно изнутри антихристова царства, от него самого и его сотрудников. Антихристова пропаганда этой, направленной против Самого Бога, войны изображается здесь в виде трех жаб – явно символический образ, ибо и выходят эти жабы из уст самого диавола, антихриста и лжепророка. И сам Апокалипсис называет этих жаб бесовскими духами, творящими знамения. Образ этот взят, конечно, «потому, что, кто будет обладаем злым духом со свойствами грязного животного – жабы, душа и деятельность того человека должны быть грязными в нравственном отношении, слабыми и жалкими по своим целям и проявлениям, но вместе гордыми и превозносящимися», как превозносящимся и противящимся именуется у ап. Павла и сам антихрист (2Фес.2:4).

При этом особенное внимание нужно обратить на то, что жабы апокалиптические выпускаются из уст этого богоненавистнического трио (сатана, антихрист и лжепророк) именно для созыва царей вселенной на брань против Бога Вседержителя, и притом – в оный великий день Его, который явится и окончательным днем борьбы антихриста против Всевышнего и который потом изображается наглядно и полно (в 19–20-й главах Апокалипсиса). С другой стороны, эти духи – бесовские жабы – названы творящими знамения: этим указывается, что в том последнем походе всех этих богопротивных сил не обойдется без таких нарочитых предсказаний и знамений, особенно эффектных, особенно влияющих, но, конечно, как все эти знамения и чудеса ложные (см.: 2Фес.2:9), больше в сфере субъективных восприятий, так называемых обманов чувств и подобных миражам фантасмагорий.

Стих 15: Слова Се, иду как тать, по одним – принадлежат Самому Господу, Который «счел нужным малодушных ободрить, утешить обещанием – прийти к верным рабам Своим на помощь и защиту» (еп. Петр). По объяснению же прот. Орлова, эти слова «приходят на память самому Иоанну по поводу упоминания о великом дне Господа, и он высказывает их от своего имени, напоминая об общеизвестном выражении Самого Божественного Учителя». Ибо-де, «как верные и исправные рабы, все христиане должны ожидать Пришествия Своего Господа, должны хранить свои одежды, одеяния своего спасения (см.: 1Фес.5:8), чтобы не предстать пред очами Господа-Судии нагими, лишенными всяких добродетелей». Конечно, большой разницы в понимании этого места здесь и там нет. Но все же вернее относить личные слова Господа к Самому Господу. И это в особенности потому, что слова Се, иду скоро или как тать постоянно повторяются в Апокалипсисе и являются тем, чем служит так называемый лейтмотив в музыке. И значит, как только воспринял тайнозритель мысль об организуемой жабами последней брани, как сейчас же зазвучали для него и эти главные апокалиптические слова: Се, иду как тать – как уже ведомые слова Господа.

Стих 16: И он собрал. Он здесь всего лучше относить, применительно к соответственному месту 19-й главы, к антихристу, возглавлявшему все это воинство вместе с лжепророком. Место собрания наименовано Армагеддон, по-еврейски. Такого отдельного места ни в географии, ни в истории палестинских евреев не было. И потому лучше принимать его за сложное, двойное: ар – равнина и магеддо – поражение, истребление. И вот Магеддон является одним из известнейших в военной истории библейской мест, ибо он оставил особенно печальную память гибелью у него одного из лучших царей иудейских Иосии в битве его (предпринятой, впрочем, им вопреки советам пророка Иеремии) против египетского фараона Нехао. Есть в Ветхом Завете пророчество, по многим признакам соответствующее апокалиптическим предсказаниям об этой последней брани нечестивых пред наступлением Страшного Суда. Это – пророчество Иоиля (см.: Иоил.2:12–16): там место брани этой названо долиной Иосафатовой, бывшей под Иерусалимом; применительно к 8-му стиху 20-й главы Апокалипсиса, где сказано о народах этой брани, что они окружили стан святых и город возлюбленный, естественнее и удобнее всего в определении места той последней брани следовать здесь указанному пророчеству Иоиля; Армагеддон же понимать как указание на то, что там будут окончательно и навсегда и посрамлены, и поражены все противники Божии, высокомерно восставшие и пыжившиеся, подобно жабам, в безумной дерзости своей одолеть самую Божественную силу и Святую Церковь Христову.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

  Здесь Евфрат представляется как оплот, который препятствовал царям с войском идти для совершения судов Божиих над царством антихриста. Эмблема эта взята с положения Древней Римской империи, для которой Евфрат служил оплотом от нападений восточных народов.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible