Скрыть
Esimene läks ning valas oma kausi välja maa peale, ning kurje ja tigedaid paiseid lõi inimeste külge, kellel oli metsalise märk ja kes kummardasid tema kuju.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его

Все эти раны - духовные и возникают в душе. Ведь в то время весь нечестивый народ не будет поврежден какой-либо раной тела, поскольку он не заслужил наказания в этом веке, словно он тот, кто получил всю власть творить беззаконие. Но духовно, так сказать, все нечестивые и гордые наказывают­ся за грехи воли и смертные грехи, каковые и суть язвы в их душах.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 1-2 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его

Как и чаша, фиал приводится здесь вместо наказующего действия. Когда он Ангелом был излит, сделались гнойные раны, указывающие на происходящую в сердцах отступников скорбь и мучащую их, на подобие сердечного нагноения, ибо наказуемые Богом посланными язвами никакого облегчения не получат от обоготворяемого ими антихриста. Правдоподобно также, что тела их будут поражены диавольскими стрелами обольщения от льстивого антихриста и отступника.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его

Проповедники выливают чаши гнева Божия на землю двумя способами: либо духовным судом они обрушивают наказания нечестивых на них самих, как Петр сказал Симону: серебро твое да будет в погибель с тобою (Деян 8:20), либо показывают их святой Церкви в пропо­веди, по слову того же Петра: суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2Пет 2:3).

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его

Особенность смертельной раны такова, что небольшое место, которое она занимает на теле, имеет большую силу причинить смерть, чем оставшаяся часть тела - здоровая или скорее стремя­щаяся к сохранению здоровья человека. И хотя проповедь Господа Иисуса Христа пришла и как помощь спасению верующих, и как свидетельство осужде­ния неверующих, рана от этого пораже­ния может быть расценена как наихуд­шая участь для всего тела погибших. Ибо мы читаем о Христе: се, лежит Сей на падение и на восстание многих <…> и в предмет пререканий (Лк 2:34).

Однако более всего это относится к иудейскому народу, от которого должен произойти антихрист. Этим одним преступлением они погубили благочес­тивое соблюдение закона, если могли его иметь, и сами были поражены неисцелимо тем, что Христа, им обещанного, не пожелали принять. Изображая одного из них, говорит старший брат отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказа­ния твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими и прочее (Лк 15:29). Ибо он есть народ, который отверг Агнца, словно пренебрегая тем, что правее, ибо место агнцев справа, и принял козленка, то есть отклонившись налево и подпав осуждению. Разумеется, он отверг Христа и принял антихриста.

Поэтому здесь Иоанн, вероятно, имеет в виду, что огромная и страшная язва появилась у тех людей, которые имели начертание имени зверя и которые поклонялись образу его, так что, уязвленные одной виной, словно раной, они были приговорены к наказа­нию вечных мук. Об этом грехе, как о страшной язве сказал Господь: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем <… > Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и вознена­видели и Меня и Отца Моего (Ин 15:22, 24). Это неисцелимая рана.

Однако, поскольку благодаря злостной подмене у них будет много последователей, поэтому он сказал безразлично о тех людях, кто имеет начертание имени зверя, чтобы кто-нибудь не подумал, что он сказал здесь об одном только еврейском народе. Ибо в хорошем смысле закон назвал этих людей сынами Авраама - не потому что они родились от него по плоти, а благодаря подражанию его вере, потому что исповедовали победителя Христа от колена Иудина, Который воскрес из мертвых. Так в случае зла - иудеи, вероятно, будут иметь учеников из язычников, которые, приняв антихриста, кото­рый, как говорят, произойдет из колена Данова, и последовав за ним, будут отмечены как сообщники их клеймами преступления и станут причастниками их мучений в вечном осуждении.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его

Эти слова можно истолковать в двух смыслах: или буквально - применительно ко времени конца мира, или аллегорически. Господь, обращаясь к своим ученикам по поводу знамений конца мира, многое им представил из того дурного, что будет происходить тогда, говоря: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней (Мф 24:6-8), и погодя, прибавил: Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф 24:21). Поэтому сказанное о том, что произойдет, когда изливается каждая из семи чаш, следовало бы истолковать в свете Господних речений. Излияние болезней из первой чаши обозначает скорби и страдания, которые в то время с помощью военных слухов будут разжигать души людей.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его

Голос, несомненно, принадлежал Самому Господу Богу (ср. I:10; Иез 9:1), ибо исходит из самого храма, этот голос повелевает вылить чаши на землю. Под землею здесь нужно разуметь всю вселенную, и море, и сушу, и всех тех, кто должен подвергнуться казням гнева Божья, т.е. всех принадлежащих к царству антихриста и отвергшихся христианства. По вылитии первой чаши на землю-сушу на всех людях появились жестокие и отвратительные гнойные раны (ср. Исх. 9:9-14). Под этою казнью нельзя понимать только символический образ. Исторический пример подобной же египетской казни ручается за то, что возможно и его повторение в больших размерах. А так как изображаемое событие относится к последнему времени, близкому к окончательному перевороту в мире, то вполне возможны и допустимы особенные и чрезвычайные явления в человеческой жизни и человеческой природе, аналогий которым мы в настоящее время можем и не встречать.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 1-7: И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. Вторый Ангел вылил чашу свою на море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.

Спрашивается: какую общую точку зрения должны мы установить на все эти казни семи фиалов? Должны ли мы понимать все предсказания о них буквально и прямо или аллегорически, придавая им смысл переносный? В истории толкований Апокалипсиса мы находим и тот и другой вид понимания этих мест. Так и у нас: еп. Петр принимает все эти язвы за аллегории и эмблему, лишь взятую с казней египетских, причем земля первой чаши у него – народы в церковном отношении, море – в гражданском и т.д. Напротив, прот. Орлов видит здесь подлинную будущую действительность, причем залогом ее, основой своего понимания казней этих в буквальном смысле он признает те же египетские казни, справедливо рассуждая, что если эти казни были подлинными чудесно-историческими событиями, то почему не могут быть таковыми же и казни царства антихристова – лишь в несравненно большем масштабе, но и в большей соответственной виновности тех, кого они постигают. Таким образом, и мы будем придерживаться этого же, последнего взгляда.

Стих 1: Голос первого стиха прот. Орлов принимает за голос Самого Бога, ссылаясь на Откр.1:10 и на Иез.9:1, в силу того что исходит этот голос из самого храма. Землю этого стиха он понимает как вселенную (земной шар), каковую, действительно, затем и постигают казни семи изливаемых чаш... Но во 2-м стихе земля уже противопоставляется морю, почему здесь правильнее понимать под землей только сушу Земли. Отвратительные жестокие и гнойные раны от этой чаши напоминают, по нему, шестую казнь Моисея в Египте; а так как изображаемое событие, добавляет он, относится к последнему времени, близкому к окончательному перевороту в мире, то вполне возможны и допустимы особенные и чрезвычайные явления в человеческой жизни и человеческой природе, аналогий которым мы в настоящей можем и не встречать. «Заметим к этому, что в отличие от казней при возглашении труб ангелов, здесь казни сразу же постигают самих людей, а уже потом окружающую человека природу» (ср.: Откр.8:7–9).

Стих 3: «Вторая чаша выливается в море – настоящее море, наполненное живыми существами. Очевидно, масса морской воды сделалась сгустившеюся и темноватой кровью и к тому же зловонною (как сукровица у мертвеца). Такая масса была непригодна для жизни в ней живых существ, и поэтому Иоанн замечает, что все одушевленное в море умерло. Ввиду этого, нет никакого основания придавать и этой казни аллегорический смысл. Это есть новое физическое бедствие, которое постигает антихристианский мир и природу того времени, бедствие при этом – не временное и быстро прекращающееся, но, как это нужно усматривать из 9-го и 11-го стихов, продолжающееся постоянно, вместе с бедствиями других казней, до самого конца мира». И здесь дополнительно к сказанному мы отметим, что по этой чаше, вместо жизни, начинает господствовать в органической природе смерть, и начинается она с той же души живой моря, откуда некогда началась и жизнь всей одушевленной природы – при творении (см.: Быт.1:20).

Стихи 4–6: В казни третьей чаши, напоминающей первую казнь египетскую, ее карательная сторона поражает опять самих людей, и на это-то отзываются в прославлениях своих и ангел вод (новое подтверждение того, что стихии видимой природы имеют своих ангелов, как бы патронов), и голос от жертвенника. Последний голос, и по месту исхождения, и по содержанию своей песни, напоминает голос душ убиенных и мог принадлежать также кому-либо из них (см.: Откр.6:9–10). И действительно, в казни этой прямо бросается в глаза точное соответствие между грехом вины – пролитием крови – и наказанием чаши: вынуждены люди пить ту самую кровь человеческую, которую они проливали.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

  Эта эмблема взята, видимо, с шестой казни, поразившей Египет. По объяснению некоторых, здесь надо понимать телесную эпидемию. По толкованию св. Андрея Кесарийского, гнойные раны – это «происходящая в сердцах отступников скорбь, мучащая их наподобие сердечного нагноения, ибо наказуемые Богом никакого облегчения не получат от обоготворяемого ими антихриста» (св. Андрей, гл.46).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible