Скрыть
это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя

Совершаемые, говорит, демонами ложные знамения возбудят уверовавших в них на брань против великого и пресветлого дня Бога, Судии живых и мертвых. В сей день богоборцы, будучи совершенно побеждены, бесполезно восплачут, оплакивая прежнее заблуждение.

Толкование на Апокалипсис 555

Тиконий, (†IVв.)

это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя

Стоит полагать, что эти [духи] станут творить знамения так же, как прежде через посредство магов фараона. Не без умысла Иоанн говорит об их делах, упомянув жаб, чтобы иметь возможность предска­зать, что прислужники сатаны впоследствии также сотворят подоб­ные знамения - ведь допущено было, чтобы заклинания магов имели силу вплоть до знамений, связанных с жабами.

Они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань. Не так, что соберут они со всей земли [всех] в одно место, но каждый народ, плененный в своем месте обитания собственными суевериями, пожелает сражаться. <…> День Господа в разных местах следует понимать по-разному. Иногда в смысле всего времени после страданий Господа - те, кто подлежат в будущем последне­му суду, теперь, как сказано, собраны и, если можно сказать, подготовле­ны. Иной же раз надлежит считать днем Господа судный день, а иной раз - время гонений, отчего явствует, что собраны такие люди по всему време­ни нынешней жизни.

Фрагменты

Экумений (†VIв.)

это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя

Одно из бесовских чудотворений - то, что они собрали царей на войну друг против друга во время конца мира. Иоанн называет это время великим днем, ибо оно действительно великое и ужасное. Так его называет и Иоиль, который говорит: Прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоиль 2:31).

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя

Эти злые духи становятся вдохновителями и руководителями земных царей, а чрез них и силами тех государств и народностей, над которыми царствуют эти последние. В этом смысле и сказано, что злые духи собирают царей на брань. Брань - это последняя мировая война, последнее выражение стремления боговраждебной силы уничтожить Царство Христово на земле [Ebrard, Kliefoth, Suller].

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 12-16: Шестый Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

Изложенные нами доселе пять первых язв, имеющих постигнуть царство антихриста, носят все же и характер мер исправительных. Создавая исключительно тяжелые, но вполне заслуженные условия жизни для человечества того времени, они должны бы привести всех, в ком осталась, как говорят, хоть капля совести и любви к истине, к покаянию и обращению к Богу. И несомненно, будут и тогда такие, и нужно думать, что будет их немало. Но масса, но подавляющее большинство – останется и слепо, и глухо ко всем этим знамениям и призывам, усугубляя этим бесспорную виновность свою.

Последние две язвы носят уже другой характер: здесь дело идет к самой развязке – сначала со стороны самих людей, а потом и со стороны суда Божия.

Стих 12: «Шестая чаша... была вылита на великую реку Евфрат, вследствие чего вода в реке высохла и был открыт путь для восточных царей. Река Евфрат, упоминаемая и в Откр.9:14, представляется в Священном Писании границею между еврейским царством и враждебными ему восточными народами» (Орлов). Добавим, такой же она являлась во дни Иоанна и для Римской империи, представлявшей тогда весь культурный мир, за которым шел – и к востоку – мир варварский. «Теперь, по действию Божию, воды реки высыхают, а с этим уничтожается преграда для деятельных нападений враждебной силы, и, таким образом, открывается свободный доступ восточным царям для того, чтобы причинить новые насилия верному христианскому обществу... Впрочем, иссушение реки Евфрата говорит только об этой возможности – о том же, как и в чем проявится эта возможность, говорится в следующих стихах».

До сих пор мы смотрели на царство антихриста, так сказать, изнутри его, и поэтому есть соблазн – мыслить и эту границу царства, в виде иссушаемой реки Евфрат, тоже как бы внешнею границею по отношению к нему, т.е. все тому же царству зверя.

Но это, несомненно, не так. Ибо открывающаяся, вследствие действия шестой этой чаши, война царей против Бога идет не извне, а именно изнутри антихристова царства, от него самого и его сотрудников. Антихристова пропаганда этой, направленной против Самого Бога, войны изображается здесь в виде трех жаб – явно символический образ, ибо и выходят эти жабы из уст самого диавола, антихриста и лжепророка. И сам Апокалипсис называет этих жаб бесовскими духами, творящими знамения. Образ этот взят, конечно, «потому, что, кто будет обладаем злым духом со свойствами грязного животного – жабы, душа и деятельность того человека должны быть грязными в нравственном отношении, слабыми и жалкими по своим целям и проявлениям, но вместе гордыми и превозносящимися», как превозносящимся и противящимся именуется у ап. Павла и сам антихрист (2Фес.2:4).

При этом особенное внимание нужно обратить на то, что жабы апокалиптические выпускаются из уст этого богоненавистнического трио (сатана, антихрист и лжепророк) именно для созыва царей вселенной на брань против Бога Вседержителя, и притом – в оный великий день Его, который явится и окончательным днем борьбы антихриста против Всевышнего и который потом изображается наглядно и полно (в 19–20-й главах Апокалипсиса). С другой стороны, эти духи – бесовские жабы – названы творящими знамения: этим указывается, что в том последнем походе всех этих богопротивных сил не обойдется без таких нарочитых предсказаний и знамений, особенно эффектных, особенно влияющих, но, конечно, как все эти знамения и чудеса ложные (см.: 2Фес.2:9), больше в сфере субъективных восприятий, так называемых обманов чувств и подобных миражам фантасмагорий.

Стих 15: Слова Се, иду как тать, по одним – принадлежат Самому Господу, Который «счел нужным малодушных ободрить, утешить обещанием – прийти к верным рабам Своим на помощь и защиту» (еп. Петр). По объяснению же прот. Орлова, эти слова «приходят на память самому Иоанну по поводу упоминания о великом дне Господа, и он высказывает их от своего имени, напоминая об общеизвестном выражении Самого Божественного Учителя». Ибо-де, «как верные и исправные рабы, все христиане должны ожидать Пришествия Своего Господа, должны хранить свои одежды, одеяния своего спасения (см.: 1Фес.5:8), чтобы не предстать пред очами Господа-Судии нагими, лишенными всяких добродетелей». Конечно, большой разницы в понимании этого места здесь и там нет. Но все же вернее относить личные слова Господа к Самому Господу. И это в особенности потому, что слова Се, иду скоро или как тать постоянно повторяются в Апокалипсисе и являются тем, чем служит так называемый лейтмотив в музыке. И значит, как только воспринял тайнозритель мысль об организуемой жабами последней брани, как сейчас же зазвучали для него и эти главные апокалиптические слова: Се, иду как тать – как уже ведомые слова Господа.

Стих 16: И он собрал. Он здесь всего лучше относить, применительно к соответственному месту 19-й главы, к антихристу, возглавлявшему все это воинство вместе с лжепророком. Место собрания наименовано Армагеддон, по-еврейски. Такого отдельного места ни в географии, ни в истории палестинских евреев не было. И потому лучше принимать его за сложное, двойное: ар – равнина и магеддо – поражение, истребление. И вот Магеддон является одним из известнейших в военной истории библейской мест, ибо он оставил особенно печальную память гибелью у него одного из лучших царей иудейских Иосии в битве его (предпринятой, впрочем, им вопреки советам пророка Иеремии) против египетского фараона Нехао. Есть в Ветхом Завете пророчество, по многим признакам соответствующее апокалиптическим предсказаниям об этой последней брани нечестивых пред наступлением Страшного Суда. Это – пророчество Иоиля (см.: Иоил.2:12–16): там место брани этой названо долиной Иосафатовой, бывшей под Иерусалимом; применительно к 8-му стиху 20-й главы Апокалипсиса, где сказано о народах этой брани, что они окружили стан святых и город возлюбленный, естественнее и удобнее всего в определении места той последней брани следовать здесь указанному пророчеству Иоиля; Армагеддон же понимать как указание на то, что там будут окончательно и навсегда и посрамлены, и поражены все противники Божии, высокомерно восставшие и пыжившиеся, подобно жабам, в безумной дерзости своей одолеть самую Божественную силу и Святую Церковь Христову.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.
 

  Под этими «бесовскими духами» понимают лжеучителей, болтливых, навязчивых, чревоугодников, бесстыдных и надутых, которые будут привлекать к себе народ ложными чудесами. Великим днем Бога Вседержителя называется время, когда Бог проявит Свою славу в наказании врагов Церкви.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible