Скрыть
Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-15 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели

В настоящей речи больше смелости (чем в прежней). Это – не потому, чтобы прежде (апостол) боялся, но потому, что те люди – насмешники и ругатели – не снесли бы (подобной сме­лости). Поэтому-то, начиная ту речь, он тотчас же и возбуж­дает их внимание предисловием, говоря: «сие да будет вам известно, и внимайте словам моим» (Деян. 2:14). А здесь ему нет нужды в таком приготовлении. Эти люди не были беспечны; чудо сделало всех их внимательными, – почему они и были объяты страхом и ужасом. Поэтому-то апостол и не имел нужды начинать (здесь) с того же, но (начал) с другого, чем всего более и расположил их к себе, отклонив от себя то мнение, какое они себе составили. Ведь ничто так не полезно и не приятно для слушателей, как то, если говорящий не только не говорит о себе ничего великого, но даже уничто­жает и мысль о том. Таким-то образом (апостолы) больше прославили себя тем, что презрели славу и показали, что то было дело не человеческое, а Божие, и что они также, наравне с другими, должны удивляться, а не служить предметом удив­ления. Видишь ли, как (Петр), будучи чужд честолюбия, от­вергает от себя славу? Так поступали и древние. Например, Даниил говорил: «мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих» (Дан. 2:30). И еще Иосиф: «не от Бога ли истолкования?» (Быт. 40:8) И Да­вид: «когда, бывало, приходил лев или медведь», во имя Господа я раз­рывал их руками (1Цар. 17:34,35). Так теперь и апостолы: «что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» И это, говорят, принадлежит не нам, потому что не своим достоинством привлекли мы на себя благодать Божию. «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших» (ст. 13). Смотри, как часто обращается к предкам, чтобы не подумали, будто он вводит какое-нибудь новое уче­ние: и там он упомянул о патриархе Давиде, и здесь – об Аврааме и других патриархах. «Прославил Сына Своего Иисуса» (ст. 13). Опять (говорит) смиренно, как в предисловии. Затем уже останавливается на их преступлении и ясно выставляет на вид то, что они сделали, а не прикрывает, как прежде. По­ступает же так для того, чтобы лучше привлечь их, потому что, чем больше показывал, что они виновны, тем больше достигал этого. «Прославил», говорит, «Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его». Два обвинения: и то, что Пилат хотел отпу­стить, и то, что, когда он пожелал, вы не захотели. «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (ст. 14, 15). Он как бы так говорил: вместо Его вы просили о разбойнике. Представил их поступок в самом страшном виде. Так как они были уже в его власти, то он и поражает их сильно. «Начальника», говорит, «жизни». Этим приготовляет веру в воскресение. «Сего Бог воскресил из мертвых». Чтобы не сказал кто-нибудь: откуда это видно? – для этого он ссылается теперь уже не на пророков, а на самого себя, потому что уже заслуживал веру. Прежде, сказав, что (Христос) воскрес, он привел в сви­детели Давида, а теперь, сказав тоже, (сослался на) лик апо­стольский: «чему», говорит, «мы свидетели».

Гомилии на Деяния Апостолов


Что значат его слова? Я мог бы, говорит он, указать на гораздо большие чудеса, но боюсь, чтобы величие знамений не внушило людям обо мне большого мнения. Поэтому и бывшие с Петром, когда исцелен был хромой и все с изумлением смотрели на них, успокаивая народ и убеждая, что они ничего не обнаружили сами от себя и своей силой, говорят: Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

Гомилии «О статуях, к народу антиохийскому»


Отчего, говорит, вы так изумились и удивились этому событию? Разве мы сами сделали это, разве своею силою возвратили ему здоровье и дали способность ходить? «Что на ны взираете?» Мы, с своей стороны, ничего не сделали, а только употребили свой язык (для произнесения слов); все устроил Господь и Создатель природы. Он, «Бог Авраама и Исаака и Иакова», которых вы почитаете патриархами, Он, «егоже вы предаете и отвергостеся его пред лицем Пилатовым, суждшу оному пустити», Он сделал это, Он, Егоже «вы, святого и праведного, отвергостеся, и испросисте мужа убийцу дати вам. Начальника же жизни убисте, егоже Бог воскреси от мертвых, емуже мы свидетели есмы. И о вере имене его сего, егоже видите и знаете, утверди имя его: и вера, яже его ради, даде ему всю целость сию пред всеми вами».

Велико дерзновение (апостолов); велика и неизреченна сила благодати, дарованной им свыше! Дерзновение этого блаженного (Петра) может служить очевиднейшим доказательством воскресения. В самом деле, какого еще большего можно требовать знамения, когда тот, кто прежде креста не мог перенести угрозы и от простой служанки, теперь так противостоит иудейскому народу, и один с таким дерзновением является пред такою толпою, столь беспорядочно мятущеюся, и говорит ей такие слова, которыми может еще более возбудить ее неистовство?

См. также Толкование на Деян. 3:9

Беседы на книгу Бытия. Беседа 28

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит

По их мнению, никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии, а всякий за собственные только добродетели, которые требуют деятельности ума и большого старания. Ведь весьма часто, как уже было сказано выше, люди с извращенным умом и противники веры именем Господа и демонов изгоняют, и совершают великие дела.

Собеседования

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-16 Держащужеся исцелевшему хромому Петра и Иоанна, притекоша к ним вси людие в притвор нарицаемый Соломонов, ужасни. Видев же Петр отвещаваше к людем: мужие исраилтяне, что чудитеся о сем? или на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити? Бог Авраамов и Исааков и Иаковль, Бог отец наших, прослави отрока своего Иисуса: егоже вы предасте, и отвергостеся его пред лицем Пилатовым, суждшу оному пустити. Вы же святаго и праведнаго отвергостеся, и испросисте мужа убийцу дати вам: Началника же жизни убисте: егоже Бог воскреси от мертвых, емуже мы свидетели есмы. И о вере имене его сего, егоже видите и знаете, утверди имя его: и вера, яже его ради, даде ему всю целость сию пред всеми вами

Что значит выражение: держащужеся исцелевшему хромому Петра и Иоанна? То, что он боялся отставать от них; так как думал, что он до тех пор будет свободен от своего недуга, пока будет держаться и касаться их. В особенности же думал так потому, что и Петр исцелил его, взяв за руку и воздвигнув его. А в притворе (случилось это) потому, что один только этот притвор остался от здания Соломонова; так как Навуходоносор разрушил храм Соломонов и возобновил его Кир персидский. Мужие исраилтяне, что чудитеся о сем? Эта речь к народу исполнена большего дерзновения (чем прежняя) не потому, что бы в прежней он боялся (говорить смело), но потому, что тогда иудеи, как люди лукавившие и дерзкие, не могли еще вынести такого тона. Поэтому, начиная прежнюю речь, он в самом начале ее располагает их к вниманию следующими словами: сие вам разумно да будет, и внушите глаголы моя (Деян. 2:14). А здесь он не нуждается уже в таких оборотах, так как они (иудеи) не выходили уже из себя; но внимание всех их обращается на знамение; и они исполнились страха и изумления. Смотри, как он уклоняется говорить о славе самих апостолов; потому что ничто так не полезно для слушателей, как то, чтобы говорящий не только не говорил бы ничего о своем величии, но запрещал бы и всякому другому говорить об этом. Итак, презрев славу, какой могли достигнуть у людей, они (апостолы) еще более прославили себя, показав людям, что то, что случилось, было делом не человеческим, но Божеским. Бог Отец наши прослави отрока своего Иисуса. Все еще придерживается (в речи) сторон уничижения (Христова); однакож дерзость иудеев выставляет на вид, а не затеняет, как прежде. Делает же это более из желания подействовать на них; и последнее достигалось тем более, чем более он обнаруживал их виновность. Егоже вы предасте, и отвергостеся его пред лицем Пилатовым, суждшу оному пустити. Два обвинения (на иудеев): одно состоит в том, что Пилат, родом еллин, - человек, не видевший ни одного знамения и не знавший ни одного из пророков, хотел отпустить (Иисуса), а другое в том, что вы, по происхождению иудеи, - народ, воспитанный среди знамений и посвященный в пророчества о Христе, вы не хотели отпустить Его, тогда как хотел этого Пилат. Святаго и праведнаго отвергостеся, и испросисте мужа убийцу. Сказав же, что вместо Него (Христа) они (иудеи) испросили разбойника, он (Петр) объяснил дело вполне; потому что этим доказывается, что они имели возможность отпустить Его. Если уже они отпустили разбойника, то тем более могли отпустить мужа неповинного. А они освободили злодея, и убили благодетеля; так как убили Начальника жизни. Начальника же жизни. Если же Он - Начальник жизни, то, как имеющий жизнь в Себе самом и как виновник жизни, Он воскресил Себя сам. Емуже мы свидетели есмы. Более не прибегает уже к пророчеству; но так как ему уже доверяли, то приводит в свидетели лик апостолов: Емуже, говорит, мы свидетели есмы. Утверди имя Его. Сказав: о вере имене Его, он, исправляя речь, говорит: утверди имя Его; потому что исцеленный уверовал вследствие исцеления. Это значит: что я говорю, что хромой твердо стал на ноги, уверовав во имя Христово? Еще прежде, чем он уверовал, имя Христово, быв призвано, уже утвердило его. Такую великую имеет оно силу и столько источает благодатных даров. И вера, яже Его ради. А что это за вера, Господь сам объясняет так: да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа (Ин. 17:3). Чтобы не сказал кто-нибудь: если таким образом одно призвание имени Его утверди, то есть, укрепило хромого, то исцеление не менее скоро последует, хотя бы и неверный призвал имя Его и хотя бы призвал это имя для исцеления человека также неверующего, - итак чтобы не сказал кто-нибудь этого, он (Петр) прибавил: и вера, яже Его ради, то есть: хотя велико и страшно имя это, и хотя оно источает исцеления, но для этого нужно, чтобы души исцеляемых были достойны такой милости и чтобы молитвенники, предстательствующие за них, были способны умилостивить Дарователя исцелений; потому что если испрашивающий исцеления намерен оставаться неверным, то исцеление ни в каком случае не последует так легко; и имя это никак не сделает своего дела, если призывается неверными: сыны Скевы не только другим не принесли пользы, но и себе повредили. Хотя другие иначе объясняли это, чем объясняем мы; но вера, совершившая это, одна и та же; потому что не сказано: именем Его, но: о имени Его. Однако же они (апостолы) не имели еще дерзновения выразиться так: вера в Него. А чтобы в выражении: Его ради, ослабить характер крайнего уничижения, присовокупил Петр: и имя Его утверди его. Но так как, с другой стороны, это последнее выражение дышит характером величия и совершенства, то он подтверждает его, присовокупляя: и вера, яже Его ради, перемешивая факты величия с фактами уничижения и применяясь то к роду событий, то к расположению и способностям слушателей. Характер уничижения носят следующие выражения: о вере имене Его, и: вера, яже Его ради. А характер величия и совершенства носят следующие, сказанным Петром, слова: имя Его утверди его. Это последнее изречение смутило бы иудеев, если бы было высказано прямо, а обставленное изречениями другого характера оно стало удобоприемлемым для них.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

У истинных служителей Христовой Церкви постоянно замечается тревога, как бы верующие не подумали о них больше, чем они есть на самом деле (2Кор. 12:6). А верующие весьма часто склонны подумать об учениках Спасовых выше меры. Стоит какому-либо ревностному православному пастырю или святителю отдаться всей душою апостольскому служению – искренно молиться Богу, усердно проповедовать слово Божие, вести чистую христианскую жизнь, как окружающие его духовные чада начинают воздавать ему почести и преклоняться перед ним… Здесь сказывается черта нашего православного человека, о которой говорил славный философ-писатель Ф. М. Достоевский: что у нас есть особенность отыскать праведного человека и, найдя его, преклониться и пасть пред ним…

Никто, конечно, не может осудить этого: бедная христианская душа, измученная окружающим безбожием, лицемерием и развратом, жаждет найти хотя бы маленький огонек искренней живой веры, правды и чистоты, и если находит такого христианина, то переносит на него всю полноту своей любви и преданности, впрочем, не о всех здесь это говорится… Добрые служители Церкви Божией, ученики Христовы, должны помнить обо всем этом, и они помнят. Они сами ни на одну минуту не забывают, что если доброе и творится среди них, то это они совершают не своею силою и благочестием, а благодатью Христовою, открыто заявляя вместе с великим апостолом Павлом, паче всех апостолов потрудившимся: благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор. 15:10). А также и верующим истинный ученик Христов постоянно внушает, что самые самоотверженные пастыри и апостолы Спасовы являются лишь прахом и пеплом пред Божественным Учителем своим; что Он, как Бог, есть центр жизни людей всех времен и стран, что Христос Спаситель признается в собственном смысле Учителем и Наставником людей (Мф. 23:8, 10), что пастыри и святители православные оказываются лишь соработниками Христовыми: они, правда, трудятся, но без Божьей помощи ничего не могут сделать доброго (Ин. 15:5), они достигают многого среди людей в области религиозной, но все это от Бога возращающего (1Кор. 3:7).

Несомненно, здравому человеческому разуму кажутся чрезвычайно странными и нелепыми всего лишь мысленные сравнения между людьми хотя бы и высокой жизни и Христом Спасителем. Но в действительности такие уродливые явления иногда имеют место. Так было, например, с приснопамятным батюшкой отцом Иоанном Кронштадтским, этим праведником земли русской. Его глубокая детская вера, чистота сердца, нравственная высота, самоотверженное пастырское служение, полное бескорыстие и беспрестанное молитвослужение до того пленили иных, что они стали его обоготворять, к великому ужасу и печали самого батюшки… Он с амвона анафематствовал этих неразумных своих почитателей, и они причинили горя Кронштадтскому пастырю гораздо больше, чем все его другие многочисленные враги. Конечно, не все почитатели отца Иоанна были такими неразумными… В этом чрезмерном прославлении достойных служителей Христовых, несомненно, есть направляющая рука невидимого исконного человекоубийцы – сатаны, который нарочно раздувает до преувеличения то естественное чувство любви и преданности, какое живет в душе христианина в отношении к добрым и самоотверженным пастырям Православной Церкви.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит

Из пророчеств святых сила Господа и слава Его Царства стали известны, возможно, потому что менее известное меньше бы искали. Его сила также стала известной, когда Петр и Иоанн исцелили хромого от чрева матери, говоря: Мужи Израильские! что дивитесь сему… как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? А немного позже они говорят, что он исцелился именем Иисуса Христа. И сила Господа стала известной, когда апостолы стали творить различные чудеса, призывая Его имя.

Изъяснения Псалмов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? 13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. 14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. 16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. 17 Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; 18 Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. 19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенною вам Иисуса Христа, 21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. 22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. 24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. 25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. 26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

12–26. Речь апостола Петра к народу, последовавшая за исцелением хромого, точно так же, как и речь его в день Пятидесятницы, есть проповедь о Иисусе Христе, прославленном от Бога (ст. 13), но людьми распятом (ст. 14–15), воскресшем из мертвых (ст. 15) и вознесшемся на небо (ст. 21).

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит

Стечение народа около исцеленного хромого и изумление его по случаю совершившегося чуда подало апостолу Петру повод сказать другое слово после того, как сошел на Апостолов Дух Святой. По содержанию, это слово подобно первому; но в нем святой Петр сильнее обличает Иудеев, осудивших на смерть и убивших своего Царя, обетованного Искупителя и Начальника жизни, Господа Иисуса. Это может быть объясняемо благотворным действием первого слова и сильным влиянием совершившегося чуда.

Увидев стечение народа, дивившегося чуду, Петр сказал народу: мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Петр прежде всего заботится устранить повод к тому, чтобы не подумали, будто исцеление хромого совершилось собственною силою Апостолов. Таково свойство людей, водимых Духом Божиим: они более всего ревнуют о славе Божией и боятся присвоять себе что-либо принадлежащее Богу. Они любят сознавать и свидетельствовать пред другими свои немощи, свое недостоинство, свое ничтожество, во всем и за все благодаря и прославляя Бога, подателя всякого даяния благого. Апостол как бы так говорит: что вы дивитесь тому, что хромой сделался здоровым? Или что смотрите на нас с изумлением, будто это сделали мы своею силою, или своим благочестием или добродетелями заслужили то, что он, от рождения доныне бывший хромым, теперь ходит? Нет, это дело Божией беспредельной благости.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

12. Увидев сие, Петр сказал народу: мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как-будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

Увидев сие: т.е. стечение народа во множестве к апостолам и изумление его, Петр сказал, собственно – отвечал. Речь Петра была ответом на изумление стекшегося народа, изумление, в котором сам собой заключался вопрос о значении этого необычайного дела, по коему сбежался народ. Ответ апостола в разъяснение сего события распадается на две части: он, во-первых, указывает народу истинного виновника и цель сего чуда, именно, что не они, апостолы, сотворили чудо сие, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем, но воскрешенного Богом (ст. 12–18); во-вторых, увещевает народ к покаянию и обращению для прощения грехов народа и участия его в обетованных благословениях мессианских (ст. 19–26). Эта вторая речь апостола, в сущности, сходна с первой (гл. 2); как в той, так и в этой доказывается из свидетельств Ветхого Завета мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждается народ к покаянию и вере в Него; но образ речи имеет некоторые особенности, как увидим при объяснении частных понятий.

Что дивитесь, или – смотрите и пр.: Петр и Иоанн сотворили чудо, достойное поистине удивления, и в том нет ничего удивительного, что народ дивился событию с хромым. Но Петр как будто не одобряет, даже порицает это удивление. Почему? Петр осуждает это народное удивление не само по себе, но постольку, поскольку в основе его лежало предположение неправильное, что чудо совершенно или собственной силой, или особенным благочестием апостолов, т.е. неправильно понималась причина этого чуда. Удивленный взор народа, устремленный на апостолов, имел такой смысл: что за силу имеют в себе эти люди, по которой они совершают столь великие чудеса, или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь великими чудесами! Первое предполагает в них особенную естественную магическую силу в роде силы заклинателей, второе – особенные чрезвычайные заслуги пред Богом. Ап. Петр отрицает и ту и другую причину, совершенного ими над хромым чуда: не собственной особенной магической силой и не вследствие собственных особенных чрезвычайных заслуг перед Богом мы совершили это чудо над хромым, говорит апостол. «Это, – говорит, – принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию» (Злат.). В чувстве глубокого смирения перед Богом апостол отрицает свое особенное благочестие и особые перед Богом заслуги, – смирения, по коему человек ничего не считает своим, но все относит к Богу, – по коему самые высокие праведники считают себя великими грешниками перед Богом и самые высокие дела, совершаемые ими, приписывают не себе, но единственно Богу. Апостол Петр имел здесь при сем и особую цель выразить усиленным образом это отрицание собственной силы и благочестия, именно – представить единственно и исключительно Христа действующим через них. Как сам Господь все свои дела относил к Отцу своему небесному, так и апостолы относят их к Господу Иисусу Христу и Богу-Отцу.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит

В ответ на недоумение и изумление народа Петр держит снова речь, сходную с первою (в день Пятидесятницы), доказывая народу, на основании свидетельств Ветхого Завета, Мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждая народ к покаянию и вере в Него. Но прежде этого он рассеивает неправильное понимание народом причин чуда. Удивленный взор народа, устремленный на апостолов, как бы вопрошал: что за силу имеют в себе эти люди, совершая столь великие чудеса?.. или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь дивными знамениями?.. Апостол устраняет разом оба таких объяснения: «это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию…» (Злат.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

Вторая речь Апостола Петра так же замечательна, как и первая. И хотя она очень отлична, однако много в ней и сходного, а именно: предмет ее один и тот же Иисус Христос. И ведется она в том же духе любви и снисходительности к Евреям, чтобы не раздражением, а умилением возбудить их сердца и обратить ко Господу. Прежде всего он смиренно заявляет, что совершившееся чудо совершено не по силам их личным или по необычайной святости, достойной удивления и смотрения на них, как на людей необыкновенных. Евреи знали пророков, совершавших чудеса, и имели о них представление, как о таких лицах, которые сподобились сего дара великими подвигами (Евр.11:34). Потом они многие чудеса относили к действиям магическим и даже ко влиянию злой силы, говоря так даже о чудесах Христовых (Мф.23-24). Может быть, нечто подобное думалось и об Апостолах, почему любопытные и устремили на них свои взоры, желая по лицам их угадать их. Апостол Петр скромно отстраняет все такие предположения, т. е., как лестные, так и обидные, разъясняя просто, что они сделали это не своею силою. По изъяснению преосвящ. Михаила, «Апостол имел здесь особую цель выразить усиленным образом это отрицание собственных сил благочестия, именно – представить единственно и исключительно Христа действующим чрез них».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible