Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 3:6
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иоанн Кассиан, прп. (†435)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евсевий Кесарийский (†339)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Потому никто не должен считаться низким за бедность; не бедность унижает, а богатство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее угождать многим. <…> Видишь ли, какое дерзновение сообщает бедность? Богатый есть раб; он подвергается убыткам и представляет возможность всякому желающему причинить ему вред; неимеющий же ничего не боится (лишения имущества) ни с публичного торга, ни по судебному приговору. Если бы бедность лишала дерзновения, то Христос не заповедал бы бедности ученикам своим, посылая их на дело, требовавшее великого дерзновения. Бедный есть человек весьма сильный, неоткуда ему получить обиду или потерпеть вред; а богатый открыт, для нападений со всех сторон, и с ним бывает то же, как если бы кто тащил за собою множество длинных веревок, его легко может поймать всякий, а человека нагого поймать не легко. Так бывает и с богатым: рабы, золото, поля, множество дел, тысячи забот, обстоятельств, нужд - делают его удобоуловимым для всех.
Гомилии на Послание к Евреям.
См. также Толкование на Деян. 3:5
Иоанн Кассиан, прп. (†435)
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
В конце-концов, те, кто получил от Бога власть, никогда не пользовался этой властью, как своей, но относил эту власть к Тому, от Кого ее получил, так как сама власть не может иметь никакой силы, кроме как в имени Того, Кто ее предоставил. Поэтому и апостолы, и все служители Бога никогда не делали ничего своим именем, но призывали имя Христа, так как сама власть принимала достоинство оттуда, откуда начиналась, и никоим образом не могла быть дана слугами, если только не исходит от Творца.
О воплощении Господа
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Древняя скиния имела постановление о богослужении и святилище земное (Евр. 9:1), украшенное золотом и серебром, но драгоценная Кровь Евангелия сияет ярче металлов закона, ибо тот народ, который с расслабленным умом лежал перед позолоченными столбами, будучи спасенным именем Распятого, входит в храм Царства Небесного. Впрочем, блаженный Петр, памятуя о заповеди Господней, гласящей: Не берите с собою ни золота, ни серебра (Мф 10:9), обычно не откладывал себе те деньги, которые клали к ногам апостолов, а сохранял их для нужд бедных, отказавшихся от своего имущества.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Дары Божии и святых Божиих человеков несравненно выше наших человеческих даров. Но и милостыня весьма много значит в очах Божиих.
Евсевий Кесарийский (†339)
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Как можно не удивиться их презрению к богатству? И это доказал тем,что не избегает, но приветствует Учителя, запрещающего приобретать золото и серебро и предписывающего иметь только один хитон. Кто-то, услышав об этом, может пожаловаться на тяжесть такого приказания, а эти люди, как показано, исполнили это повеление на деле.
Доказательство в пользу Евангелия
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Глава 3: 1–8. После того как в предыдущем, в первых двух главах своего повествования, дееписатель передал нам, как подготовлялось, началось и совершилось открытие Царства Божия, или Церкви Христовой на земле, он рассказывает нам теперь об одном замечательном чрезвычайном событии, имевшем великое значение и для успеха проповеди апостольской, и для споспешествования внутреннему состоянию первоначального христианского общества, и для внешних отношений и положения его в Иерусалиме, – о чудесном исцелении апостолом Петром одного хромого от рождения.
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Петр сперва как бы отвечает на просьбу или на ожидание хромого нищего и говорит: серебра и золота нет у меня. Этого желал нищий или ожидал от Петра и Иоанна; но Петр объявляет, что этого у него нет. И затем дает убогому нищему такую милостыню, какой не ожидал он. А что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. Слова Петра показывают, как он несомненно был уверен в том, что именем Иисуса Христа совершится чудо; дар — сотворить чудо — он почитает как бы собственностию: что имею, то даю тебе. И тотчас дает обещанное: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. Иисуса Христа называет Назореем, как и прежде,—конечно потому, что Иисус Христос, как Назорей, известен был между Иудеями, когда Он ходил с Евангельскою проповедью по разным странам Иудеи и в Иерусалиме.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
6. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
Петр сказал: как в день Пятидесятницы, по сошествии Св. Духа, все апостолы стали вместе с Петром (Деян.2:14), но один Петр возвысил голос и повел речь в объяснение события, так и здесь: Петр вместе с Иоанном идут в храм, но чудо совершает и затем говорит речь опять один Петр. Час Иоанна еще не настал.– Серебра и золота нет у меня и пр.: хромой, пристально смотря на апостолов, надеялся получить от них милостыню, и Петр, угадав это желание его, от него берет повод к речи и действию. Он прямо разрушает надежду хромого словами, что у него нет того, на что он рассчитывает, давая сим разуметь хромому свою проницательность в его мысли и чувства; но вместе с сим вселяет в него высшую надежду и немедленно вслед за сим дарует ему то, что имеет и чего конечно не ожидал хромой, – исцеление.
– Даю тебе: апостол еще до совершения чуда имеет полную уверенность, что чудо совершится. Такая уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях, данных апостолам Господом (Мк.16:18; Лк.9:1; Ин.14:12 и под. и парал.), и на ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, каковое ощущение и выражает он словами: что имею.
– Во имя Иисуса Христа встань и ходи: не своей силой (ст. 12), но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает чудо над хромым. Апостол считает себя только орудием чудотворной силы Христа, являемой им через призвание имени Его, ибо Он есть «источник исцелений». Петр сим наглядно удостоверяет, что распятый и умерший Иисус жив и действует на мир и людей из той премирной области, куда Он вознесся с препрославленной плотью своей.
– Назорея: см. Деян.2:22 и примеч.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Что имею, даю тебе. Еще до совершения чуда апостол имеет полную уверенность в его совершении. Эта уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях Господа апостолам (Мк. 16:18; Лк. 9:1; Ин. 14:12 и др. ) и чувствовалась в ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что апостол и выражает словами: что имею, даю.
Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. Не своею силою, но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает это чудо.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Хотя хромой надеялся, вероятно, получить денежное пособие (нечто), однако и это не отклонило Апостолов от чудодействия, ибо он все же выражал свою надежду на них, которая могла иметь свою цену. Многолетние страдальцы, как бы уже и не смеют подумать о большей милости. Например, 38 лет лежавший при купели расслабленный, на вопрос о желании его быть здравым, мог ответить только, что он человека не имеет, который бы снес его в купель, когда ее возмущает Ангел (Ин.5:7). Знаменательно Апостольское слово о неимении у них серебра и золота, но еще замечательнее сообщение о том, что они имеют и дарование сего хромому, т. е. чудодейственной силы Божией, действующей «во имя Иисуса Христа Назорея», именем Которого Петр и велел хромому встать и ходить. Все здесь давно, все поразительно и все напоминает о том, как творил чудеса Сам Иисус Христос, исцеляя разного рода недужных одним словом: «возьми одр твой и ходи», «девица, восстани!». Апостол только прибавил: «во имя Иисуса Христа Назорея», ибо Иисус Христос сказал: «именем Моим бесы ижденут, на недужныя руки возложат и здрави будут» (Мк.16:18).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий