Скрыть
И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас

Везде являются Петр и Иоанн в великом между со­бою согласии. Иоанну Петр подает знак (на вечери); вместе идут они ко гробу; об Иоанне (Петр) говорит Христу: «а он что?» (Ин. 21:21) Прочие знамения опустил писатель этой книги, а о том, которое произвело великий ужас и всех по­разило, говорит. И заметь опять, что (апостолы) шли собственно не для того, чтобы совершить это (чудо): так они были сво­бодны от честолюбия и подражали своему Учителю. Зачем же они шли в храм? Разве они жили еще по-иудейски? Нет; однако, этот поступок их сопровождался пользою. Опять происходит чудо, которое и их утверждает, и остальных привлекает, – чудо, какого они еще не совершали. Болезнь (хро­мого) происходила от природы и превышала врачебное искусство. Уже более сорока лет он прожил в хромоте, как говорится далее, и во все это время никто не исцелил его. Ведь вы знаете, что те (болезни) особенно трудны, которые бывают от рождения. Болезнь была столь ужасная, что (хро­мой) не мог даже доставать себе необходимую пищу. И он был всем известен как по месту, так и по болезни. А как (совершилось чудо), – слушай. «И был человек», сказано, «хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм» (ст. 2). Следовательно, он же­лал получить милостыню и не знал, кто были – Петр и Иоанн. «Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас» (ст. 3, 4). Он слышит это, но и при этом не встает, а все еще продолжает просить. Такова бедность: когда и отказы­ваются дать, он настаивает и понуждает. Устыдимся же мы, так поспешно удаляющиеся при просьбах! Смотри, какую кро­тость тотчас выказал Петр, сказав: «взгляни на нас». Так сам внешний вид их обнаруживал их душевное свойство.

Гомилии на Деяния Апостолов

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм

Так как народ израильский проявлял строптивость не только во время земной жизни Господа, но даже с той самой поры, когда был дарован закон, то он был как бы хром от чрева матери. И так же, как Иаков после своей борьбы с Ангелом изображается хотя и получившим благословение, но хромающим (Быт. 32:24-29), народ этот, (по видимости) одолевший Господа во время Страстей, в некоторых из своего числа благословился за веру, в иных же охромел за неверие.

Красные двери храма - это Господь, всякий входящий Которым спасется. К этим-то дверям слова закона и пророков приносят расслабленный Израиль, сам неспособный ходить, чтобы он просил о помощи тех, кто вошел во святилище, чтобы услышать премудрость веры. Те, кто как бы кладет к вратам пророчества о грядущем - это слушатели; но право вводить в храм принадлежит Петру, которому за его твердое исповедание дано и прозвание Петр («камень»), и ключи неба (Мф. 16:16-19).

Изложение Деяний Апостолов

Аратор (†VIв.)

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм

Сидел у дверей Красных увечный. Он не мог ни ходить, ни дотянуться до входного порога. Вина преграждала путь. Кто же всегда мужественно нес хромой Израиль и старался приблизить к Красным дверям (Пс. 44:3), которые подлинное значение получают от имени Иисуса? Исайя, Даниил и подобные, кто пророческими устами воспевали просиявшие во тьме чудеса Христовы. А о дверях, Кто имеет имя, Сам вразумляет так: «Я - дверь для вас. Тот, кто откажется войти Мною, вор и разбойник» (Ин. 10:1).

История апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Глава 3. 1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. 2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. 3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. 4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. 5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. 6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. 7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Глава 3: 1–8. После того как в предыдущем, в первых двух главах своего повествования, дееписатель передал нам, как подготовлялось, началось и совершилось открытие Царства Божия, или Церкви Христовой на земле, он рассказывает нам теперь об одном замечательном чрезвычайном событии, имевшем великое значение и для успеха проповеди апостольской, и для споспешествования внутреннему состоянию первоначального христианского общества, и для внешних отношений и положения его в Иерусалиме, – о чудесном исцелении апостолом Петром одного хромого от рождения.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм

Приступая к повествованию о чуде, Апостол показывает прежде обстоятельства того человека, над которым совершено чудо, чтобы чрез то показать, как несомненно и очевидно было для всех совершенное Апостолами чудо. Повествователь говорит: И был человек хромый от чрева матери его. Это показывает, что недуг был неизлечимый. Которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, просить милостыни у входящих в храм. Отселе видно, что хромота человека была так велика, что не мог он ходить, а его носили другие. Видно и то, что этот больной, с тяжким его недугом, был известен весьма многим; потому, что его носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, для испрошения милостыни. Врата храма названы красными потому, что они роскошно были украшены коринфскою медью, по цене равнявшеюся золоту. Этими вратами проходило множество народа в храм, как по вниманию к красоте врат, так и по тому, что около них продавались жертвенные предметы, как то: вино, соль, мука, масло, голуби и другие. Известность хромого нищего послужила к тому, что совершенное над ним чудо не могло подвергаться сомнению, имея в защиту себя множество свидетелей, издавна знавших этого хромого нищего.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

2. И был человек, хромый от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, просить милостыни у входящих в храм.
3. Он, увидев Петра и Иоанна, пред входом во храм, просил у них милостыни.

Хромой от чрева матери: ему было уже лет более сорока (Деян.3:22), – тем поразительнее было чудо исцеления его. Господь однажды чудесно исцелил слепого от рождения (Ин.9:1 и дал.), ап. Петр исцеляет хромого от рождения, и – сбывается обетование Господа, что верующий в Него сотворит такие же дела, какие и Он творил (Ин.14:12).

При дверях храма, называемых красными: название – еще нигде не встречающееся и происшедшее, без сомнения, от особенной красоты или великолепия этих врат сравнительно с другими вратами храма. Это были, вероятно, главные восточные (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий (о войн. иуд. 5, 5. 3) описывает как самые красивые, превосходившие красотой все прочие ворота храма.

Просить милостыню: по всеобщему и всегдашнему, даже у язычников, обычаю. Милостыня убогим и нищим – одна из самых важных добродетелей (Мф.5:7), привлекающая на милостивых милость Божию, а потому идущие в храм на молитву для умилостивления Бога охотнее, чем в другом месте и в другое время, исполняют сию добродетель. Потому убогие и собирались и собираются преимущественно около храмов. Таков был и хромой, которого носили и сажали каждый день при красных вратах, вероятно, всегда или по большей части на одном и том же месте, как есть обычай у убогих.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм

Хромой от чрева матери его По Деян. 4:22 - ему было теперь более 40 лет.

О Красных вратах храма, названных так, вероятно, по их красоте, нигде не упоминается более. Вероятно, это были главные восточные врата (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий описывает, как самые красивые, превосходившие красотою все прочие ворота храма (о войн. Иудейской V:5, 3).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм;

Хромой был таким от рождения и настолько не владел он своими ногами, что его носили другие, делая это ежедневно, причем всегда сажали его у самых видных ворот, которые, как по материалу (красной меди), так и по отделке прекрасной, назывались «красными», около которых проходило множество парода, от коих калека и получал ежедневную милостыню, тем более, что он сидел тут много лет (Деян.3:10), почему многие знали его лично, как несчастного. Такое обстоятельное изображение хромого показывает, что предмет для чудесного воздействия на него Апостолами не был избран ими, а был подготовлен Господом, как это было и со слепорожденным, который родился таким не по вине родителей, но «чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3). Так и здесь хромой подготовлялся к тому, чтобы ему вскочить на виду у всех, когда настанет славное время Мессии, в которое, по пророчеству Исаии, вскочит хромой, как олень, и ясен будет язык гугнивых. Тогда осуществится излияние Духа на всех, предизображением которого было приятное (красное) излияние воды, смешанной с красным вином в радостный день кущей. Около сего-то места и полагают место красных ворот. По сообщению Иосифа Флавия, эти ворота незадолго до разрушения Иерусалима отворились сами, тогда как прежде их отворяли и затворяли 20 человек, ибо они были очень тяжелы. (Обстоятельное сведение о положении сих ворот и вообще о храме Иерусалимском того времени можно прочесть у протоиерея А. Полотебнова, на стр. 120–129, где сообщается, что храм этот был возобновлен, но во многом уступал Соломонову. В нем не было ковчега завета, но в этом можно видеть то, что Господь отторгал Израиля от видимого к невидимому, от сени грядущих благ к самому образу вещей (Евр.10:1) и приготовлял таким образом Свои избранный народ к принятию в Церкви обетованного и предвозвещенного Ангела благодатнаго завета, Иисуса Христа).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible