Скрыть
и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

Хотя власть императора и велика, но посмотри, сколь велик Бог: Он видит сердца всех, спрашивает внутреннюю совесть, знает все до того, как это произойдет, знает внутреннее состояние твоего сердца. Вы сами не терпите, чтобы вас обманывали, и хотите обмануть Бога?

Письма, не вошедшие в собрание

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

Почему он не один попросил Христа дать ему кого-нибудь вместо Иуды? Или почему апостолы не выбирают сами? Петр сделался теперь лучше, чем был прежде: так можно ответить на первый вопрос. Что же касается до того, почему не просто, а посредством откровения они просят восполнить свое собрание, на это я укажу две причины: первая та, что они заняты были другими делами; а другая та, что это служило наибольшим доказательством, что Христос пребывал с ними. Он и, отсутствуя (видимым образом), Сам избрал так же точно, как и тогда, когда был с ними: а это служило для них немаловажным утешением.

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 1:23

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-26 И поставиша два, Иосифа нарицаемаго Варсаву, иже наречен бысть Иуст, и Матфиа. И помолившеся реша: Ты Господи сердцеведче всех, покажи, егоже избрал еси от сею двою единаго, Прияти жребий служения сего и апостольства, из негоже испаде Иуда, ити в место свое. И даша жребия има, и паде жребий на Матфиа, и причтен бысть ко единонадесяти апостолом

И поставиша два. Почему не многих? Чтобы не вышло большего нестроения; притом же и дело касалось немногих. Благовременно взывают в молитве к Сердцеведцу. Не говорят далее: избери, но: покажи, егоже избрал еси, зная, что у Бога все определено прежде помышления человеческого. Везде избрание называет жребием, показывая этим, что все происходит по Божию человеколюбию и по Божию избранию, и напоминая им о древних событиях; потому что как левитов, так и их Бог избрал себе по жребию. Что же за мужи были они? Может быть, они были из числа семидесяти, бывших с двенадцатью апостолами, и из других верующих, но более пламенно веровавшие и более благочестивые, чем прочие. Таковы были и Иосиф и Матфий. Называет же Иосифа и Варсавою и Иустом, быть может, и потому, что у них этими именами называлось одно лицо; но, может быть, и вследствие перемены образа жизни давалось новое название; наконец прозвание, может быть, присваивалось образу занятий. Отчего же не начинает слово Иаков, приявший епископство в Иерусалиме, но право говорить народу уступает Петру? Оттого, что он был проникнут смирением; тогда не думали ни о чем человеческом, но имели в виду пользу общую. По той же самой причине и апостолы уступают ему кафедру, и не соревнуют ему и не спорят с ним. Ити в место свое. Место, которое имел достойно занять Матфий, Лука называет своим, или собственным; потому что как Иуда еще прежде, чем испаде с него, с того времени, как заболел недугом сребролюбия и предательства, был уже отчужден от места сего, так точно еще прежде, чем Матфий занял это место, с того времени, как он соделал себя достойным такого дара, оно стало его собственностию. Почему предпочитают избрание посредством жребия? Потому, что они еще не считали себя достойными узнать об этом посредством какого-либо знамения; и Дух Святый еще не сошел на них; да и не было нужды в знамении; потому что жребий имел великое значение. Если уже в том случае, когда, для определения правильного мнения относительно Ионы, не помогли ни молитва, ни мудрость мужей, а напротив так много значил жребий, то тем более в этом случае. И иначе: в место свое: каждый своими делами приготовляет себе или хорошее, или худое место. Итак когда (Лука) говорит это, то говорит, что Иуда пошел в место свое - худое, которое он устроил себе предательством Иисуса; потому что места хороши или худы для нас не по природе, но своими делами мы изготовляем себе место. Так понеже бояхуся бабы еврейския Бога, сотвориша себе жилища (Исх. 1:21); а нечестивые слышат следующее: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте (Ис. 50:11). Слово: место, имеет много значений. Оно означает, между прочим, должность какую-либо; так мы говорим: место епископа, или пресвитера. Можно видеть то же самое и из противного, смотря по тому, как каждый уготовляет себе свое место своими делами: так можно иметь место лжеучителя и лжеапостола, равно как тирана и виновника других преступных дел. Итак поелику и Иуда, увлекшись страстию к сребролюбию, занял место предателя; то справедливо об нем сказано: ити в место свое. Лишившись за свои действия места в лике апостолов, он устроил себе свое место.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; 24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал 25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. 26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

23–26. Указанные апостолом Петром условия избрания нового апостола легко бы применить к делу и для человеческого ума: собранию верующих известно было, кто из них был постоянным последователем Иисуса Христа. Но хотя это и указывало на внутренние качества избираемого, все-таки человеческому наблюдению неизвестно было внутреннейшее души человеческой, глубины его сердца. И потому собрание, избравшее по указанному правилу двоих, окончательное решение дела представляет Тому, апостолом Которого имеет быть избранный и Который, как Сердцеведец, только и может совершить верное и безошибочное избрание. Обращаясь за решением дела к Господу, верующие возносят Ему молитву, чтобы Он, Сердцеведец, на место Иуды, который по испадении из лика апостолов теперь отошел на место, вполне достойное его, показал, которого из двух, намеченных собранием, Он избирает Себе в служителя и апостола. Верующие твердо убеждены и живо чувствуют, что вознесшийся на небо Христос вечно живет, невидимо присутствует между ними, непосредственно близок каждому из них, видит не только их дела, но и внутреннейшие движения их духа, – веруют, что Он, скрывшийся от них телесно, живет Своим Духом среди Своих верных, в Своей Церкви и невидимо управляет ею.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 24-25 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место

Все они единодушно пребывали в молитве (ст. 14); и потому-то, без сомнения, самое избрание двух, Иосифа или Матфия, производилось в благоговейном молитвенном настроении: кто всегда молится, тот все делает с молитвою. Но по избрании сих двух они возносят особенную молитву ко Господу, чтобы Он показал одного из двух, избранного Им к апостольскому служению. Говорит Лука: и поставили двух, то есть перед собранием, — Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия. И помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двух одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. Как Иосиф и Матфий, согласно показанным выше условиям (ст. 21), избраны были беспристрастно и в духе веры, при общем убеждении в их достоинстве; то собрание обращается с молитвою к Господу о назначении одного из двух в Апостола, на место отпадшего Иуды, с уверенностию в том, что таким должен быть один из двух представленных. Это — первая молитва учеников Господа Иисуса, обращенная к Нему. Они поклонились Ему, как Господу Богу, когда Он, возносясь на небо, благословил их. Ученики молят Господа, избравшего двенадцать Апостолов, чтобы Он и теперь показал им, кого Он, Сердцеведец, избрал на место отпадшего Иуды. Называют Господа Сердцеведцем, исповедуя тем свою веру, что Ему, как всеведущему Богу, известны все сокровенные действия всех людей: дела и мысли, желания и намерения. Искренность и беспристрастие в избрании, и сила веры их давали им такое дерзновение пред Господом Богом. Они верили, что Господом уже предназначен или избран был один из поставленных двух, и молили Его о том, чтобы Он показал его: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двух одного, которого Ты избрал.

Принять тот жребий служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. Этот жребий, вместе с другими избранными учениками, усвоен был Господом Иуде, но которого сей ученик, чрез свое нечестие и предательство своего Учителя и Господа, сделался недостойным, и потому ниспал из лика Апостолов, чтобы ему идти в свое место, которое заслужил своим вероломством, то есть чтобы идти на вечное осуждение, в ад.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

24. И помолились, и сказали: Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого ты избрал,

И помолились: окончательное избрание одного из двух предизбранных в апостола, ни апостолы, ни собрание не берут на себя, а предоставляют самому Господу, испрашивая в молитве указания Его воли. Таким образом, в избрании нового апостола совершается двоякое действие – человеческое и божественное: апостолы и общество верующих предизбрали двоих из среды себя, Господь по молитве их указал одного из них для сопричисления к лику двенадцати апостолов.

И сказали: без сомнения Петр от лица всего собрания произнес следующую молитву ко Господу.

Господи, сердцеведец всех: молитва обращена не к Богу Отцу непосредственно, но к Господу Иисусу Христу; так как избираемый избирался быть апостолом Христовым, то и молитва об указании избираемого обращается к Нему. Как при жизни своей на земле Господь избрал Себе апостолов, так и теперь, хотя Он вознесся на небо, но, обещавшись всегда пребывать в церкви своей, должен сам избрать и двенадцатого апостола (ср. Злат.). Сердцеведец: знающий душу человека во всех ее внутренних тайниках и потому знающий вполне, кто из двух предизбранных способнее понести возлагаемое на него служение. Веру свою во всеведение и сердцеведение Господа Петр твердо выражал еще при жизни с апостолами Господа, особенно в знаменательной беседе с Ним по Его воскресении на берегу Галилейского озера (Ин.21:15 и дал.). В другой речи своей Петр называет сердцеведцем Бога (Деян.15:7 и дал.); следовательно, употребляя теперь это слово в приложении к Христу, он выражает тем исповедание божества Его.

Покажи: посредством жребия (ст. 26). «Не сказали – избери, но покажи, говорят, избранного; они знали, что у Бога все наперед определено» (Злат., ср. Феофил).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

Помолились и сказали - καὶ προ­σευξάμενοι εἶπαν - точнее слав.: и помолившеся реша - и, помолившись, сказали. Вероятно, приводимую затем молитву от лица собрания произнес Петр.

Молитва обращается, очевидно, к Господу Иисусу Христу, Который при этом именуется Сердцеведцем. Так как в другом месте Петр называет сердцеведцем Бога (Деян. 15:8) и д. ), то употребление и здесь означенного наименования в приложении к Иисусу Христу выражает не иное что, как веру в Божественные свойства Его и исповедание Его Божества.

Покажи - т. е. посредством жребия, «Не сказали - избери, но покажи, говорят, избранного: они знали, что у Бога все наперед определено» (Злат. ). Как при жизни своей на земле Господь Сам избрал Себе апостолов, так и теперь, хотя Он вознесся на небо, но обещавшись всегда пребывать в Церкви Своей, должен Сам избрать и двенадцатого апостола.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

Молитва пред избранием Апостола показывает, что верующие весьма важное значение придавали сему делу, что показывает и содержание молитвы, изреченной вероятно Апостолом же Петром. Исповедуя Господа Иисуса Христа «Сердцеведцем», они просили Его, чтобы Он Сам избрал одного из двух, показавши это наглядно (через жребий). По изъяснению преосвящ. Михаила, здесь явлено двоякое действие человеческое и божеское. Апостолы и общество верующих предизбрало двоих из среды своей. Господь же, по молитве их, указал одного из них для сопричисления к лицу двенадцати Апостолов. По слову Иоанна Златоуста, Господь Иисус Христос, как при жизни Своей на земле избрал Себе Апостолов, так и теперь, хотя Он вознесся на небо, но обещавши всегда пребыть в Церкви Своей, должен Сам избрать и двенадцатого Апостола. Наименование Христа Сердцеведцем было особенно свойственно Петру, как испытавшему на себе оное, почему он нередко говорил, что Иисус Христос «все весть» (Ин.21:17); срвн. (Деян.15:7).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible