Скрыть
он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-18 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал; было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его

«И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал» (ст. 15). Петр всегда первый начинает говорить, частью по живости своего характера, а ча­стью потому, что Христос вверил ему Свое стадо и он был первым в лике (апостолов). Было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый (ст. 16). Почему он не от своего только лица просил Христа дать ему кого-нибудь вместо Иуды? Или почему апостолы (все вместе) не делают выбора сами собою? Петр сделался теперь лучше, чем был прежде: так можно ответить на первый вопрос. Что же касается до того, почему не просто, а посредством откровения они просят восполнить свое собрание, – на это я укажу две причины: первая – та, что они заняты были другим делом; а другая – та, что это слу­жило наибольшим доказательством, что Христос пребывал с ними. Он, и отсутствуя (видимым образом), сам избрал так же точно, как и тогда, когда был с ними: а это слу­жило для них немаловажным утешением. Но смотри, как Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ни­чем самовольно и как начальник. И он не сказал просто так: «на место Иуды мы избираем такого-то»; но, чтобы успо­коить учеников относительно совершившегося, посмотри, как начинает свою речь. Это событие, действительно, произвело в них не малое недоумение; и в этом нет ничего удивитель­ного: если и теперь многие рассуждают о нем, то что есте­ственно следовало говорить им тогда? «Мужи», говорит он, «братия». Если Господь назвал их братиями, то тем приличнее было такое обращение Петру, потому-то он и восклицает так в присутствии всех. Вот достоинство церкви и ангельское ее состояние! Никто тогда не был отделен от других, ни мужчина, ни женщина. И мне желательно, чтобы таковы были церкви и теперь. Никто тогда не заботился о чем-либо житей­ском, никто не беспокоился о доме. Вот как полезны иску­шения! Вот какое благо – напасти! «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый». Постоянно утешает их проро­чеством. Так при всяком случае поступает и Христос. Таким же точно образом и Петр показывает, что в этом событии нет ничего странного, но что оно уже было предска­зано. «Надлежало», говорит он, «исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида». Не говорит: сказал Давид, но: Дух чрез него. Вот заметь уже в самом начале книги, каким пользуется он учением. Видишь ли, я не напрасно ска­зал в начале настоящего произведения, что эта книга (изобра­жает) устроение (πολιτεία) Духа. «Предрек Дух Святый устами Давида»; Смотри, как усвояет себе пророка и выставляет на вид его наречение, зная, что для них будет полезно то, что это изречение принадлежит Давиду, а не другому пророку. «Об Иуде, бывшем вожде». Заметь и здесь любомудрие этого человека: он не поносит и не бесчестит (Иуду), не говорит, что он был злодей и самый ужасный злодей, но просто поясняет, что произошло. Не называет даже его и предателем, а ста­рается, сколько это было для него возможно, сложить вину на других. Впрочем, и тех не сильно обвиняет: «бывшем», гово­рит, «вожде тех, которые взяли Иисуса». И прежде, чем указал место, где находится это изречение Давида, напоминает об участи, постигшей Иуду, чтобы чрез настоящее удостоверить и в буду­щем и показать, что (Иуда) уже получил наказание. «Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою» (ст. 17, 18). Изображает нрав (Иуды) и неприметно обнаруживает (его) вину, достойную наказания. Не говорит: «иудеи (стяжали)», но: «приобрел землю неправедною мздою». И так как люди со слабой душою смотрят не столько на будущее, сколько на настоящее, – он рассказывает о наказании, постиг­шем его в настоящей жизни. «И когда низринулся». Прекрасно поступил, остановив свою речь не на преступле­нии Иуды, а на постигшем его наказании. «Расселось чрево его, и выпали все внутренности его». Это служило для них утешением.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-17 И во дни тыя востав Петр посреде ученик, рече: Бе же имен народа вкупе яко сто и двадесять: мужие братие, подобаше скончатися писанию сему, еже предрече Дух Святый усты Давидовыми, о Иуде бывшем вожди емшым Иисуса: Яко причтен бе с нами, и приял бяше жребий службы сея

Во дни тыя, то есть, во дни, бывшие до пятьдесятницы; востав Петр, как ученик пламенный и такой, которому Христос вверил свое стадо, и наконец как первый. Но обрати внимание: он делает все с общего соизволения и ничего самовольно и самовластно. Он убеждает даже на основании предсказания и не говорит, еже Давид рече, но: Дух Святый усты Давидовыми; потом о Иуде бывшем вожди емшым Иисуса. Замечай и здесь мудрость этого мужа, - замечай, как он в повествовании не оскорбляет и не говорит: о Иуде презренном и презреннейшем, но просто заявляет то, что было; и не говорит, что иудеи стяжали, но: сей стяжа село, и справедливо; потому что господином по справедливости должен считаться тот, кто внес деньги, хотя бы покупали и другие. А плата была его; слушай:

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал 16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; 17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; 18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; 19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть земля крови. 20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да примет другой.

15–20. В промежуток времени между вознесением Господа и сошествием Святого Духа на апостолов одно только особенное событие совершилось среди общества Христова: избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды. Начинание дела здесь принадлежит апостолу Петру. Когда при жизни Иисуса Христа, сообразно своей пламенной, быстрой, стремительной душе, он всегда первенствовал пред прочими апостолами и в слове (напр., Мф. 16, 15–16), и в деле (напр., Мф. 14, 28 и далее), так и теперь. В речи своей апостол Петр прежде всего доказывает из Священного Писания, что отпадение от Христа Иуды не было явлением, противоречащим плану домостроительства Божия о спасении человеков, не было событием, совершившимся против воли всемогущего Бога, приводящего в исполнение предвечные решения воли Своей о людях. Оно, напротив, было предвидено и предуказано Богом и, следовательно, стояло в зависимости от того же Промысла Божия, направляющего все, даже и людское противление и нечестие, к благой цели спасения людей. В псалмах Давида апостол находит предсказание об Иуде, его деле и его наказании (ст. 16).

Потом апостол припоминает сначала печальную историю Иуды. Он описывает это печальное прошлое языком оживленным и потому несколько фигуральным. Вследствие этого при буквальном понимании ст. 18 дается такая мысль, что земля крови, купленная на 30 сребреников, которыми оценен был Спаситель, была приобретена самим Иудою пред его смертию и что Иуда совершил самоубийство чрез падение с какой-нибудь высоты, после чего расселось чрево его, и выпали внутренности его, тогда как евангелист Матфей сообщает, что Иуда удавился, а земля крови куплена после его смерти первосвященниками (27, 5–8). Так как последние купили землю для погребения странников на деньги, полученные Иудою за Иисуса Христа, то апостол смотрит на нее как на собственность христопродавца и, выражаясь фигурально, приписывает ему и самую покупку этой земли. Так как факт этот слушателям Петра был известен во всех его подробностях, то они, разумеется, понимали верно истинный смысл его слов. Точно так же, Поелику слушателям Петра был известен способ самоумерщвления Иуды чрез повешение, то апостол лишь напоминает его, употребляя общее выражение: низринулся, и не определяя ближе – как и с чего низринулся. Имея в виду сказанное евангелистом Матфеем о смерти Иуды, можно думать, что дерево, на котором повис христопродавец, обломилось и несчастный упал с значительной высоты. Но при этом и апостол Петр нечто прибавляет к сказанию евангелиста Матфея о смерти Иуды, ибо только из свидетельства этого апостола мы знаем, что, когда Иуда удавился, расселось чрево его, и выпали все внутренности его.

Апостол Петр хочет выразить собственно ту мысль, что Иуда сначала принадлежал к лику апостольскому, но потом отпал от Христа, продав Его, и за это постиг его страшный суд Божий, открывшийся уже в его смерти. В этом, – говорит он (ст. 20), – исполнились слова Псалмопевца: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем (68, 26), и: епископство его да приимет другой (108, 8). Из несчастной страсти сребролюбия Иуда продал Христа своего и Господа. Но не суждено было ему воспользоваться для себя тридцатью сребрениками, ни тем, что на них приобретено. Мало того, даже никем живым не была заселена земля крови, собственность Иуды, приобретенная неправедною мздой: ее жители были мертвецы. Недолго жил после своего беззаконного поступка Иуда; своевольною смертию он и сократил жизнь свою, и освободил место апостола Христова, предоставив его другому. Таким образом, по взгляду апостола Петра, следует, что как помазанник Божий Давид был прообразом Иисуса Христа, так и его враги прообразовали собою врагов Иисуса Христа, и в частности Иуду предателя; поэтому и проклятия, произнесенные Давидом над своими врагами, пришли в полное исполнение над врагами Спасителя, и в данном случае над Иудою.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 15-17 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего

В те дни, т. е. когда ученики Христовы пребывали в Иерусалиме, в горнице, и ожидали сошествия Святого Духа, — Петр становится посреди учеников и начинает говорить. Почему это делает Петр, а не другой кто из учеников Господних? На этот вопрос отвечает св. Златоуст: «Петр всегда первый начинает говорить, частию по живости своего характера, а частию потому, что Христос вверил ему свое стадо, и он был первым в лике (Апостолов)». Он действовал между Апостолами, как старший брат между младшими братьями, или как старший член между другими равноправными членами общества. Других преимуществ ему не усвояли прочие Апостолы. Таким апостола Петра признавала вся древняя вселенская Церковь. В этом разуме и доныне православная Церковь, прославляя святого апостола Петра, именует его, как и апостола Павла, первоверховным.

Было же собрание человек около ста двадцати. В этом собрании, надобно полагать, были и семьдесят учеников, названных Апостолами, а также и другие верующие, которые, когда избранные Апостолы оставались в иерусалимской горнице, по временам собирались к ним для общественной молитвы и для благочестивых собеседований. Не все между ними были равны по летам и по нравственным достоинствам; но апостол Петр обращается к ним, как братьям. Этому научился он из примера и заповеди своего Учителя и Господа.

Мужи братия! — говорит Петр, обращаясь ко всему собранию: если Господь назвал их братьями, то тем приличнее было такое обращение Петру; а потому-то он и восклицает так в присутствии всех. Вот достоинство Церкви и ангельское ее состояние!

Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. В псалме 108-м устами пророка Давида предсказано о предателе Господа Иисуса, нечестивом Иуде: и епископство его да приимет ин. «Достоинство его или служение да получит другой». Иуду называет Лука вождем взявших Иисуса; потому что Иуда за тридцать сребренников взялся предать Господа и привел множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных, и предал им своего Учителя и Господа (Матф. 26, 47, 48).

Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего. Он, Иуда, по воле Господа Спасителя, был принят в число учеников Его, и потом призван был к апостольскому служению, вместе с другими, в числе двенадцати. Число двенадцати Апостолов соответствовало числу двенадцати колен израилевых. Сам Господь Спаситель указал на это знаменование, когда говорил: Аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Матф. 19, 28). Поэтому апостол Петр предлагает собранию о необходимости на место отпадшего Иуды избрать кого-нибудь достойного носить звание Апостола.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Он сопричислен был к нам, и получил жребий служения сего.

Он сопричислен был к нам: т.е. как действительный апостол Христов, избранный самим Господом наравне со всеми прочими 11 учениками и апостолами.

Получил жребий служения сего, т.е. апостольства, как и прочие апостолы. Жребий – в смысле определенной по жребию собственности или состояния. Это не значит, что апостолы, и в частности Иуда, были избраны Господом в апостолы по жребию; это только образ выражения, заимствованный от употреблявшегося в известных случаях у евреев метания жребия, которым решалось то или другое дело; выражение значит: Иуда избран был быть апостолом Христовым. Выражение жребий служения (по-гречески χλῆρος τῆς διακονίας) послужило, вероятно, основанием к названию людей, особенно предназначенных в Церкви Христовой на дело служения Богу, т.е. лиц духовного сословия, клиром, как поставляемых на это служение через преемственное от апостолов избрание и посвящение.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего

Получил жребий служения сего - т. е. апостольского, был призван к служению апостольскому.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего

О причислении Иуды к 12-ти Апостолам Петр говорит, очевидно, для возбуждения сожаления о сем, как немало тревожившем всех их, ибо несомненно глубокое падение предателя и его страшная смерть не могли не возбуждать тяжелых помышлении. Кроме того, это могло подавать повод к соблазну и даже к нареканиям. Возникает вопрос: если ведома была предательская изменчивость Иуды, то зачем было причислять его к 12-ти и в особенности избирать в хранители достояния (Ин.12:6)? Несомненно, у Господа была к сему особенная цель и невозвратно погибельный Иуда несомненно должен был служить орудием к исполнению какого-либо глубокого мудрого плана Спасителя. Вот что между прочим говорится о сем у одного из наших толковников: «жребий служения Иуды был жребием свидетельствования сторонника врагов Иисуса и предателя Учителя своего. Если бы одни только верные свидетельствовали о высокой чистоте жизни Господа, Его учения и намерений, то в них можно было бы видеть друзей и соучастников. Враги Господа кроме Иуды не могли желать лучшего свидетеля на суде, но даже и ценою золота ничего не извлекли для себя от корыстолюбивого предателя и по необходимости должны были подкупать других лжесвидетелей» (см. у Протоиерея Полотебнова, стр. 42 и 43). Замечательно выражение об Апостольском служении, как жребий. Это выражение заимствовано из обычая Евреев решать некоторые дела метанием жребия (так, напр., об одежде Иисуса Христа метали жребий: (Мф.27:35)). Жребий по-гречески зовется κλήρος, посему и все причисленные к священному служению называются «клириками», а совокупность их – «клиром».

 

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible