Скрыть
начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-22 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его

«Итак надобно», говорит, «чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время» (ст. 21). Зачем он советуется с ними? Чтобы это дело не сделалось предметом спора, чтобы между ними не вышло распри. Ведь если это случилось с са­мими (апостолами), то тем скорее (могло случиться) с теми людьми. Этого он всегда избегает; потому и говорил в са­мом начале: «мужи братия», нужно избрать из нас. Он пре­доставляет это дело на суд большинства, а чрез то и изби­раемых выставляет достопочтенными, и от себя отклоняет вражду со стороны других, так как подобные дела всегда порождают большое зло. И вот, что надобно так поступить, (избрать), этому в свидетели он приводит пророка; а из каких лиц надобно (сделать выбор), это он объясняет сам, говоря: «один из тех, которые находились с нами во всё время». Если бы он сказал: надобно, чтобы это были люди способные, – он оскорбил бы остальных; а теперь он дело предоставил вре­мени, сказав не просто: «находились», но: «во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (ст. 21, 22). Для чего это? Чтобы лик (апостольский) не оставался не полным. Что же? Разве самому Петру нельзя было избрать? Очень можно. Но он этого не делает, чтобы не показаться пристрастным; а с другой стороны, – он не получил еще и Святого Духа.

И так надобно, говорит, чтобы один из тех, которые находились с нами. Смотри, он хочет, чтобы это были очевидцы. Хотя и имел прийти к ним Дух Святой, при всем том об этом была большая забота. И так надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами, говорит, во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус. Этим показывает, что они жили вместе с Ним, а не просто только находились при Нем, как Его ученики. Действительно, и с самого начала тогда многие следовали за Ним… До того дня, говорит, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. Не сказал: «Свидетелем остального», но: Свидетелем одного только воскресения, потому что тот (свидетель) был достовернее, кто мог сказать, что Тот Самый воскрес, Кто ел, пил, был распят. Не надобно было свидетеля ни для того, что было прежде, ни для того, что было после, ни для чудес, вопрос заключался именно в воскресении, так как то было явно и всеми признано, а воскресение произошло тайно, и только им одним было известно. И они не говорят: «Нам сказали ангелы», но: Мы видели. Откуда это ясно? Из того, что мы творим чудеса. Поэтому тогда-то особенно им и следовало быть заслуживающими доверия.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 21-22 Подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господь Иисус, Начен от крещения Иоаннова даже до дне, в оньже вознесеся (на небо) от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих

Представляет дело общим с ними (с братиею), чтобы оно не встретило возражений и не подало повода к состязаниям. Поэтому и в начале беседы говорил: «мужие братие, следует избрать из вас»; предоставляет выбор всем, а вместе с тем и избранным предоставляет честь и сам освобождается от нарекания со стороны кого бы то ни было. А что так должно было быть, об этом он и сам говорит и пророка приводит во свидетели. Из кого же следовало избрать? От сходившихся с нами во всяко лето; потому что это необходимо так и должно было быть. И не сказал: из местных людей, которые с нами; потому что тогда показалось бы, что он оскорбляет прочих. А теперь дело решалось временем. Свидетелю воскресения Его быти с нами, дабы лик учеников не был усечен ни с какой стороны. Говорит: быти свидетелю воскресения, а не чего-либо другого; ибо кто явится достойным свидетельствовать о том, что ядый и пияй с нами и распятый Господь восстал, тому гораздо более можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях; потому что искомым было воскресение, так как оно совершилось втайне, а прочее - явно.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

21–22. Теперь апостол Петр переходит к раскрытию того, что следует на место отпавшего от Христа Иуды избрать другого апостола. Это уже лежит в вышеприведенном пророчестве: епископство его да приимет другой, и потому апостол долго не останавливается на этом: сделавши вывод из предыдущего о нужде избрания нового апостола, он начинает говорить, какими качествами должен отличаться вновь избранный. Нужно, по апостолу, чтобы он был очевидец Христа и непосредственный Его слышатель во все время Его общественного служения роду человеческому. Это необходимо было прежде всего, разумеется, потому, что апостолу Христову должно быть свидетелем Христа, проповедником Его слова и дела; чтобы быть достойным и способным к этому великому служению, ему необходимо было пережить собственным опытом все то, что испытали прочие апостолы чрез личное общение с Иисусом Христом. Но в то же время указанное апостолом Петром условие апостольства давало и внутренний признак, по которому должно совершиться избрание нового апостола и который определял душевное качество последнего, ибо постоянное следование за Иисусом Христом, начиная от крещения Иоаннова и до вознесения Господня, указывало на твердость и постоянство веры такого человека, с одной стороны, с другой – постоянное пребывание с апостолами во все то время указывало на единодушие и единомыслие такого человека с ними. Задачу апостола Христова, для выполнения которой вновь избранный должен отличаться указанными качествами, апостол Петр полагает в свидетельстве воскресения Христова. Следовательно, по взгляду апостола Петра, воскресение Христово есть такой величайший факт в истории дела Христова, что и вера наша тверда и несомненна только при этом факте, и все обетования Божии непреложны только при нем (1 Кор. гл. 15).

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 21-22 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его

Напоминая собранию верующих о надобности призвать кого-нибудь достойного к апостольскому служению вместо предателя Иуды, апостол Петр предлагает собранию свое мнение о том, какие особенные качества должен иметь тот, кто заступит место Иуды. Итак надобно, говорит, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был с нами вместе свидетелем воскресения Его. Апостол Петр пред собранием объявляет, что имеющий заступить место погибшего Иуды должен быть очевидным свидетелем всей земной жизни Господа Иисуса, начиная с того дня, как Он принял крещение от Иоанна в Иордане и до вознесения Его на небо; т. е. должен быть свидетелем Его учения и великих чудес, также Его смерти, воскресения и вознесения на небо. Призванный в дом плотника Корнилия, апостол Петр, проповедуя о спасении чрез веру в Иисуса Христа, в доказательство истины своей проповеди о делах Спасителя, говорил: Мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых (Деян. 10, 39-41).

Надобно, чтобы один из тех был вместе с нами свидетелем воскресения Его. Вместо того, чтобы сказать: был Апостолом Христовым вместе с нами, говорит: был вместе с нами свидетелем воскресения Его. Так говорит св. Лука потому, что воскресение Господа Иисуса есть главное доказательство Божественности Иисуса Христа, а потому и Божественности Евангельского учения.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

21. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,

22. Начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

И так надобно: вследствие того, что пророчество об извержении Иуды из сонма апостолов пришло в исполнение, надобно, чтобы и другое пророчество, соединенное с тем, о замещении опустевшего места, исполнилось, т.е. надобно избрать нового апостола на место Искариота и тем восполнить установленное самим Господом двунадесятое число Его апостолов. Кажется, нельзя сомневаться, что это делалось апостолами и Петром не по их собственной воле и желанию, а по повелению самого Господа, не записанному впрочем в Евангелиях, как и многое осталось незаписанным (Ин.21:25). А почему Он Сам по воскресении своем не избрал нового апостола на место Иуды и представил это ученикам своим сделать после вознесения своего и даже до сошествия Св. Духа, – всякие догадки об этом были бы тщетны.

Один из тех и пр.: необходимым и единственным условием для избрания в звание апостола Петр поставляет не какие-либо особенные внутренние качества избираемого – чрезвычайные дарования умственные или нравственные, а то, чтобы избираемый был свидетелем-очевидцем всей деятельности Господа в продолжение всего времени общественного служения Его. Он уверен, что избранному дарованы будут иным Утешителем все силы, необходимые для благоуспешного прохождения его будущего служения (Ин.14:26 и парал.), как и всем немощным мира (1Кор.1:26–27). Очевидцем же всей жизни Господа избираемый должен быть потому, что он вместе с прочими в звании апостола должен быть свидетелем о Господе (ст. 8), следовательно должен иметь непосредственное и личное познание о всей жизни и деятельности Спасителя, как непосредственный слушатель Его учения и очевидец Его дел и жизни. Впрочем, это по-видимому внешнее только условие со стороны избираемого не есть на самом деле только внешнее: постоянное пребывание человека с Господом и Его учениками в продолжении лет трех с половиной свидетельствовало о вере его в Господа, любви к Нему, верности и постоянстве, в силу которых такому человеку с уверенностью можно было доверить исполнение дела апостольского, даже по одним человеческим соображениям и расчетам (Лк.22:28–29). Кто так долго, с таким постоянством и верностью находился среди учеников Господа, на того можно было положиться в деле апостольского служения.

Один из тех: а не многие и не несколько, потому что нужно было избрать только одного, на место отпадшего апостола, для восполнения числа двенадцати.

Находились с нами: собственно – ходили вместе с нами, сопутствовали нам в наших странствованиях и путешествиях или вообще – пребывали с нами.

Когда пребывал и обращался с нами: собственно – когда входил и исходил с нами, выражение указывающее на постоянное обращение или пребывание Господа с учениками и вместе на постоянное странствование их вместе. Начиная от крещения и пр.: обозначение начала и конца общественной деятельности Господа, сделанное в пояснение слов – во все время (ст. 21); крещением Господа от Иоанна началось и вознесением окончилось общественное служение Господа на земле видимым образом, хотя Он пребывает и пребудет в церкви своей на земле до скончания века (Мф.28:20).

Был вместе с нами свидетелем воскресения Его: т.е. чтобы таковой был апостолом наравне с нами. Этим выражением указывается на главный предмет апостольского служения и апостольской проповеди; сам Господь назвал их служение свидетельством о Нем (ст. 8), главный предмет этого свидетельства о Нем – воскресение Его (ср. 1Кор.15), как главнейший предмет спасающей веры (Рим.10:9). Надобно, чтобы апостол был свидетелем действительности воскресения распятого и умершего Мессии. С дугой стороны, надобно избираемому быть свидетелем воскресения, «а не чего-либо другого потому, что кто явится достойным свидетельствовать о том, что евший и пивший с ними и распятый Господь восстал, тому гораздо более можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях; потому что искомым было воскресение, так как оно совершилось в тайне, а прочее явно» (Феофил., ср. Злат.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его

Был вместе с нами свидетелем воскресения Его. Так определяется сущность апостольского служении быть свидетелем воскресения Христова (ст. 8; ср. 1Кор. 15; Рим. 10:9) - «не чего-либо другого, говорит Феофилакт, потому, что кто явится достойным свидетельствовать о том, что евший и пивший с ними и распятый Господь восстал, тому гораздо более можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях, потому что искомым было воскресение, так как оно совершалось втайне, а прочее - явно…»

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его

Определеннее обозначая время общественного служения Иисуса Христа, а вместе и Апостольского их сопутствия Христу, избравшему их вскоре по крещении, Апостол указывает, как пограничные пункты: крещение Иоанново и вознесение. Но так как все это предлагается для того, чтобы избранный был самоличным свидетелем всех важнейших событий в жизни Иисуса Христа, то о воскресении Христовом, как наибольшем из всех событий, Апостол говорит особливо, требуя, чтобы избираемый в особенности был самоличным свидетелем этого всерадостнейшего события, которым утвердились души многих и могут впредь утвердиться, слыша слово о сем от самовидцев, тем более, что во время явлений Воскресшего Апостолам даны и некоторые особливые дарования («вязать и решать», а также «крестить и проповедовать»). Таким образом, Апостол более всего выдвигает живое предание, как имеющее особенную ценность в Апостольстве. И Сам Иисус Христос заповедовал Апостолам, чтобы они были свидетелями о Нем и в частности о Его воскресении. «Кто явится достойным свидетелем о том, что евший и пивший с ними и распятый Господь восстал, тому гораздо более можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях, потому что искомым было воскресение, так как оно совершилось в тайне, а прочее явно». (Феофилакт; срвн. Златоуста).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible