Скрыть
И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 44-48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней

Посмотри на домостроительство Божие. Петр еще не успел окончить речи, и крещение (Корнилия и бывших у него) еще не совершилось по его повелению; но так как они пока­зали чудное расположение души своей, приняли начало учения и уверовали, что в крещении несомненно подается прощение гре­хов, то и сошел (на них) Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками, что и изумило пришедших с Петром. Зачем же так устраи­вается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это. Так везде все совершается Богом; а Петр почти только присутствует здесь, вразумляясь, что им (апо­столам) следует уже обращать язычников, и что это должно чрез них произойти. И не удивляйся! Если после таких со­бытий и в Кесарии, и в Иерусалиме было негодование, то чего не было бы, если бы их не случилось? Поэтому-то они и совершаются чрезвычайным образом. Смотри, как и Петр при этом случае защищается. А что он отвечает после такого случая, о том послушай евангелиста, повествующего так: «тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?» Ви­дишь ли ты, к чему он склонил дело и как желал совер­шить это? Так он еще прежде имел это в мыслях. «Водою», говорит, «кто может запретить»? Он почти как бы опро­вергает противившихся и утверждавших, что этого делать не должно. Все совершилось, говорит, необходимейшее испол­нилось, т.е., то крещение, которым и мы крестились. «И велел им креститься во имя Иисуса Христа». После того, как оправдался, тогда и повелел им креститься, научая их самим делом: настолько ненавистно смотрели (на это) иудеи! Поэтому-то он сначала защищается, хотя дела говорили сами за себя, и потом повелевает. «Потом они просили его пробыть у них несколько дней». После этого он естественно уже не сомне­вается и остается.

Поэтому он и приготовляет речь о язычниках, в которой показывает, что они уже не были язычниками, когда явилась [в них] вера. Таким образом, нисколько не удивительно, что они получили Духа прежде крещения; и с нами то же случилось. Здесь Петр показывает, что они крестились не так, как прочие, но гораздо лучше. Поэтому вполне достигнуто было то, что они [иудеи] не могли ничего более сказать, но должны были признать тех, по крайней мере, в этом отношении себе равными.

Гомилии на Деяния Апостолов

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 11-13 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь

Что в Деяниях апостолов означает явленное Петру полотно и находящиеся в нем звери, пресмыкающиеся и четвероногие?

Поскольку видение пророка Иезекииля, согласно которому дело их было, будто колесо [находится] в колесе (Иез. 1:16: LXX), означает, что мир чувственный и мир умственный существуют один в другом − ведь умственный мир [существует] в чувственном в образах, а чувственный в умственном [существует] в логосе − то, значит. Апостолу было явлено все, что есть в чувственном мире: опускаемое покрывало, привязанное за четыре угла, означает мир, слагаемый из четырех стихий, который в умственном [мире] является чистым по причине находящегося в этих [началах] Логоса. [Петр] услышал: Встань…, заколи и ешь! − то есть восстань умом из того, что постигается чувством, и «заколи и ешь», [то есть], посредством рассечения [с помощью] логоса восприми его духовно и усвой. Или же [покрывало] являет Церковь, которая зиждется на четырех началах, иначе [говоря], четырех родовых добродетелях. Звери и пресмыкающиеся являют различные нравы людей из язычников, которые намереваются обратиться в Христову веру, а заколи и ешь означает [следующее]: Сперва словом учения убей в них порок, а потом съешь, восприняв их спасение, как Господь сделал его своей пищей.

Вопросы и затруднения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней

Так как церковное правило требует крестить верующих во имя Святой Троицы, спрашивается, каким образом Лука во всем тексте этой книги утверждает, что крещение дается не иначе, как во имя Иисуса Христа? Блаженный Амвросий Медиоланский объясняет это тем, что таинство исполнено в единстве имени. Или ты называешь Христа и Богом Отцом, от Которого был помазан Сын, и Самим Сыном, Который был помазан, и Духом, Которым, как ты указал, Он был помазан. Ибо написано: Как Бог Духом Святым… помазал Иисуса из Назарета (Деян. 10:38). Или ты говоришь об Отце, равным образом назвав Его и Его Сыном, и Духом, если только ты понимаешь это сердцем. Или Духа ты называешь и Богом Отцом, от Которого Дух исходит, и Сыном, так как Дух также принадлежит Сыну. Отсюда, чтобы было понятно, Писание указывает, что мы можем также быть крещены в Духе, согласно словам Господа: А вы, будете крещены… Духом Святым (Деян. 1:5); как говорит апостол: Ибо все мы крестились одним Духом в одно тело (1Кор. 12:13). В другом случае подобало, чтобы мы были крещены во имя Господа Иисуса, так как, по словам апостола, все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим 6:3).

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 44-48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней

Заметь Божие домостроительство. Бог не допустил, чтобы речь Петра была доведена до конца и чтобы крещение было совершено по распоряжению Петра; но как только Он увидел, что мысль их исполнена изумления, и было положено начало научению, и они вполне уверовали, что крещение есть отпущение грехов, то и сошел Дух. Притом они начали говорить и разными языками, что изумило собравшихся. Между тем Бог заблаговременно устроял в этом великую апологию Петру. Еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим? И какая нужда была в воде, когда Дух Святый нисшел на них? Итак я покажу ее и объясню себе это сокровенное таинство. В этом вполне выражаются божественные символы: гроб и умирание, воскресение и жизнь. Как нам легко погружаться и выныривать, так Богу удобно погребать ветхого человека и показывать нового. А трижды это бывает для того, чтобы ты научился, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное не есть одна лишь простая догадка, послушай Павла, который говорит: спогребохомся Ему крещением в смерть (Рим. 6:4). И опять: Ветхий наш человек с Ним распятся (Рим. 6:6). И опять: сообразни быхом подобию смерти Его (Рим. 6:5).

Толкование на Деяния святых Апостолов

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Спасение только в Церкви Христовой


Сектанты говорят: Мы возродились от слова Божия, и получили Духа Святого, как Корнилий Сотник. Нам и не нужна Церковь Православная.

Православный ответ: Деян.10:1-6,46-47. Корнилий Сотник, хоть очень благочестив, но не мог спастись без Церкви и хотя получил Святого Духа чудесно до присоединения к Церкви (Деян.10:44), но и Корнилию с домашними его ап. Петр повелел чрез крещение присоединиться к Церкви (Деян.10:48).

Оружие правды


О святом Крещении

 

Пашковцы говорят: Крещение не важно, можно и без него, как сказано: «всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян.10:43).

Православный ответ: Всякий верующий получит прощение грехов, но не иначе, как чрез крещение. И тем язычникам, которым говорил апостол, повелено «креститься» (Деян.10:48). И еще: да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа (Деян.2:38).

Оружие правды


О Миропомазании
 

Сектанты говорят: Пашковцы и молокане говорят, что для получения даров Святого Духа не нужно ни миропомазание, ни возложение рук, а только вера: поверили во Христа Корнилий сотник и домашние его, на них и сошел Святой Дух без всякого миропомазания. Так, будто, и на сектантов Дух сходит, благодаря их вере.

Православный ответ: Корнилий сотник получил дар Святого Духа чудесно, чтобы этим открылось Апостолам, что и язычников можно принимать в Церковь, хотя они этого не допускали сначала. Однако, после получения Святого Духа, Ап. Петр «велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян.10:48). Но другого подобного чудесного получена Святого Духа не было. Да если бы не нужно было никакого священнодействия для этого, тогда Апостолов и в Самарию для этого не посылали бы (Деян.8:14-16). И в другом случае Апостолы не говорили бы о помазании от Бога (2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20).

Оружие правды

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. 45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, 46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

Все предыдущие чрезвычайные обстоятельства ясно всем указывали, что язычники, по воле Божией, должны быть принимаемы в Церковь Христову без посредства обрезания и других обрядов иудейства. Но чтобы эта в высшей степени важная истина еще более была засвидетельствована и утверждена для сознания как Петра, так особенно для присутствовавших здесь иоппийских братий, а потом и для всех христиан, – Дух Божий сошел на оглашаемых язычников, когда Петр еще продолжал свою речь, что выразилось для всех очевидно в даре языков, который им сообщился. Иоппийские христиане из обрезанных, пришедшие вместе с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, на необрезанных. Петр же сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святаго? По крещении уверовавших апостол по просьбе их пробыл в доме Корнилия несколько дней, утверждая их в вере и раскрывая им христианский смысл.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

Велел им креститься: как видно, не сам крестил их, а кто-либо из пришедших с ним, так как совершать таинство крещения не было непременной обязанностью самих апостолов (1Кор.1:17).

Во имя Иисуса Христа: см. прим. к Деян.2:38.

Просили его и пр.: и он, конечно, удовлетворил их просьбе, пробыл у них несколько дней и – как видно из дальнейшего (Деян.11:3) – вкушал с ними пищу. Конечно, в продолжение этих нескольких дней Петр утвердил их в вере христианской. Более о Корнилии дееписатель ничего не сообщает. По церковному преданию, Корнилий после был епископом в Кесарии, проповедовал Христа в разных странах и скончался мученически (Чет.-Мин. Янв. 4 и сент. 13).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

Повеле им креститися во имя Иисус Христово. Тогда молиша его пребыти у них дни некия.

Что значит «креститься во имя Иисуса Христа»? Это значит «креститься согласно заповеди и повелению Христа» (как «креститься в Моисея» значило пройти сквозь облако и море под водительством и начальством Моисея, 1Кор.10:2). Но Христос повелел апостолам крестить всех во имя Святой Троицы (Мф.28:19), а посему крещение по заповеди Христа (во имя Его) есть крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней

Повелел им креститься − по-видимому, не сам крестил их, а кто-либо из пришедших с ним (1Кор. 1:17).

Во имя Иисуса Христа − см. Деян. 2:36 прим.

Просили его, и он, конечно, удовлетворил их просьбе, утвердив их достаточно в вере христианской.

О Корнилии более Дееписатель ничего не сообщает. По церковному же преданию он был впоследствии епископом Кесарии, проповедовал Христа в разных странах и скончался мученическою смертью (Чет.-Мин. Янв. 4 и сент. 13).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,

46. ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

47. кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?

48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.



«Посмотри на домостроительство Божие (пишет святой Иоанн Златоуст). Петр еще не успел окончить речи, и крещение (Корнилия и бывших у него) еще не совершилось по его повелению; но так как они показали чудное расположение души своей, приняли начало учения и уверовали, что в крещении несомненно подается прощение грехов, то и сошел (на них) Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками, что и изумило пришедших с Петром. Зачем же так устраивается это дело? Для Иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это. Так везде, все совершается Богом; а Петр почти только присутствует здесь, вразумляясь, что им (Апостолам) следует уже обращать язычников, и что это должно чрез них произойти. И не удивляйся! Если после таких событий и в Кесарии, и в Иерусалиме было негодование, то чего не было бы, если бы их не случилось? Поэтому-то они и совершаются чрезвычайным образом. Смотри, как и Петр при этом случае защищается. А что он отвечает после такого случая, о том послушай Евангелиста, повествующего так: тогда отвеша Петръ: еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим, иже Дух Святой прияша, якоже и мы?("Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?") Видишь ли, к чему он склонил дело и как желал совершить это? Так он еще прежде имел это в мыслях. Еда воду, говорит, возбранити может кто?("кто может запретить креститься водою?") Он почти как бы опровергает противившихся и утверждавших, что этого делать не должно. Все совершилось, говорит, необходимейшее исполнилось, т.е. то крещение, которым и мы крестились. Повеле же им креститися во имя Иисус Христово("И велел им креститься во имя Иисуса Христа"). После того, как оправдался, тогда и повелел им креститься, научая их самым делом: настолько ненавистно смотрели (на это) Иудеи! Поэтому-то он снова защищается, хотя дела говорили сами за себя, и потом повелевает. Тогда молиша его пребыти у них дни некия ("Потом они просили его пробыть у них несколько дней"). После этого он естественно уже не сомневается и остается» («Полное собрание творений», том IX, книга 1, стр.225–226).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Миропомазании.

Ин.3:8. Рождениe от Духа (благодати Св. Духа) не исключает рождения от воды: Деян.10:47-48;22:16. Вообще должно различать воду, как орудие рождения в новую жизнь (Ин.3:5), – это вода обыкновенная (Ин.3:23), – и воду, как средство удовлетворения внутренней духовной жажды: Ин.4:14 – это благодать Св. Духа: Ис.55:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении и миропомазании.

Ин.7:38-39. Здесь образно, или приточно, Христос назвал благодать Святаго Духа. Но мы знаем из Писания, что люди и после того, как получали благодать Святаго Духа, всё-таки должны были креститься в воде для прощения грехов: Деян.10:44-48. Христос не учил, что достаточно родиться только от Духа, а «от воды и Духа» (Ин.3:5). Значит, вода – одно, а получение Святаго Духа – другое. Деян.2:38

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible