Скрыть
Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 23-43 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его

Угостив мужей (посланных Корнилием), отправляется (Петр) вместе с ними; и хорошо: сначала он с любовью при­нимает их, как утомившихся от пути, и располагает к себе, а потом уже отправляется с ними. «А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий». Не один он, но и другие идут с ним; и это с тою предусмотрительностью, чтобы впоследствии были свидетели, когда Петру нужно будет оправдываться. «Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей». Таково свойство друга, таково свойство благочестивого (человека), чтобы, прежде всего, делать участни­ками таких благ близких друзей. Естественно он созывает тех, кому всегда доверял, особенно рассуждая о таких предметах, о которых еще излишне было говорить с другими. Мне кажется, что и друзья, и родственники им же были назидаемы. «Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Делая это, (Корнилий) проявляет свое смирение, научает прочих, благодарит Бога и показывает, что хотя он и получил повеление, однако, и сам в себе имел великое благочестие. Что же Петр? «Встань; я тоже человек». Видишь ли, как он, прежде всего, научает их не думать слишком много о самих себе? «И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником». Смотри: тотчас же начинает беседо­вать о человеколюбии Божием, и показывает, что Он даровал им великие блага. Но здесь достойно удивления не только то, что он беседует о таких предметах, но и то, как он говорит о предметах высоких и вместе соблюдает смирение. Не сказал: мы – люди, не удостаивающие никого своего общения, пришли к вам; но что? «Вы знаете». Бог, говорит, запретил (нам) входить в общение или обращаться с иноплеменником. Потом, чтобы не показать пристрастия к нему, продолжает: «но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Присовокупляет это, чтобы не подумали, что он льстит ему. «Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно». Чтобы не подумали, что хотя дело было и противозаконное, но он послушался потому, что (Корнилий) был начальник, а чтобы все приписывали Богу, для того говорит, что не дозволено не только «сообщаться», но даже и «сближаться». «Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?»? Спрашивает не потому, чтобы не знал. Петр знал все из видения, слышал и от воинов; но он хочет, чтобы сначала они сами исповедали и предра­сположили себя к вере. Что же Корнилий? Он не сказал: разве воины не сказали тебе? Но смотри, как кротко и смиренно гово­рит: «четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом». «И в девятом», говорит, «часу молился». Что это значит? Мне кажется, что у него назначены были часы для благочестивых занятий, и при­том в известные дни. Потому он и сказал: «четвертого дня». Смотри, как важна молитва! Когда он предался благоче­стивому занятию, тогда является ему ангел. Это был первый день; когда посланные отправились, еще один; когда возвраща­лись, еще один; а на четвертый (Петр) прибыл, так что это был второй день, в который (Корнилий) предавался молитве. «Стал предо мною муж в светлой одежде». Не называет анге­лом: так он чужд гордости! «И говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога». Для того (Петр) и сказал: «для какого дела вы призвали меня?», чтобы (Корнилий) высказал все эти слова. «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему», т. е., будет ли он необрезанный, или обрезанный. Тоже выражает и Павел, когда говорит: «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11). «Теперь все мы», говорит, «предстоим пред Богом». Смотри, какая вера, какое благочестие! Он уразумел, что Петр вещал не челове­ческое учение, когда сказал: «мне Бог открыл». Потому и говорит: «теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога». Как? Неужели «приятен» Ему и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет «приятен» так, что сподобится веры. Потому Он не презрел и евнуха из Эфиопии. Но что, скажут, думать о лю­дях богобоязненных и между тем оставленных в презрении? Нет; ни один богобоязненный не оставляется в презрении. Не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких (людей). «Но во всяком народе», говорит, «боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Правдою он называет всякую добродетель.

Видишь ли, как Он внушает смирение словами: «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему»? Как бы так гово­рил: Он никого не отвергает, принимает всех верующих. Потом, чтобы они не почли себя в числе отверженных, про­должает: «Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех». Говорит это для присутствующих, чтобы убедить и их. Для того он рас­положил и Корнилия – предложить рассказ. «Слово», говорит, «послал сынам Израилевым». Смотри: сначала им отдает преимущество, а потом и тех приводит в свидетели, и го­ворит: «вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном». Что это так, подтверждает следующим: «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета». Не сказал: вы знаете Иисуса, – так как они еще не знали Его, – но излагает деяния Его: «и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом». Указывает здесь на многие недуги и страдания те­лесные, причиняемые диаволом. «Потому что Бог был с Ним». Снова выражается смиренно; не просто, я думаю, но применительно к понятиям человеческим. «И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме». И вы, гово­рит, и мы (свидетели). «И что наконец Его убили, повесив на древе». Здесь говорит о страдании (Христовом). «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых». Это – вели­чайшее свидетельство воскресения. «И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых». И это много способствует к тому, чтобы они явились достоверными (свидетелями). Но он приводит и (другое) свидетельство – следующее: «о Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Это – предсказание будущих по­следующих событий; для подтверждения его благовременно при­водит в свидетели пророков. Но обратимся к вышесказан­ному о Корнилие. «Пошли», говорит (писатель), «людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром». Веровал, что он непременно придет; потому и по­слал. «Он придет и скажет тебе». О чем? Беседуя, думаю, о том, что сказано выше. «И поклонился, пав к ногам его». Смотри, как слово (его) всегда чуждо лести и исполнено смирения. Чрез это же показал себя достойным и тот евнух; он пригла­сил Филиппа взойти и сесть на колесницу, хотя и не знал, кто он таков, разве только после изъяснения пророчества. А этот даже пал к ногам. Видел ли ты, как он был чужд гордости? Посмотри же, как Петр показывает божественность своего пришествия, когда говорит: «вы знаете, что Иудею возбранено». Почему он не сказал тотчас о плащанице? Потому, что был весьма не тщеславен. О том, что был послан от Бога, он говорит, но как, пока еще нет; а когда открылась нужда, тогда и сказал. «Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником». Так он был далек от тщеславия! «Вы знаете». Говоря это, ссылается и на их знание. Что же Корнилий? «Теперь все мы предстоим пред Богом», говорит, «чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога». Не сказал: пред человеком, но: «пред Богом», показывая, что так должно внимать рабам Божиим. Видели ли вы высокую душу его? Ви­дели ли вы, как он был достоин всего этого? «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен». Говорил это и для присутствовавших иудеев, в свое оправдание. Так как ему предстояло вести с ними речь, то он наперед представляет как бы оправдание. Что же? Разве прежде этого (Бог) был лицеприятен? Да не будет! Он и прежде был таков же. «Во всяком народе», говорит, «боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Об этом и Павел пишет так: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» (Рим. 2:14). Здесь (Петр) преподает и учение, и правила жизни. Если (Бог) не презрел волхвов, и эфиоплянина, и разбойника, и блудницу, то, без сомнения, тем более не презрит делающих правду и желающих (веровать). Почему же бывают люди добрые и кроткие, и, однако, не хотят веровать? Вот сам ты и сказал причину: потому, что не хотят. С другой стороны, добрым он называет здесь не кроткого, но «поступающего по правде», т. е., благоугодного (Богу) во всем, каковым человек бывает тогда, когда имеет надлежащий страх Божий; такого знает один Бог. Смотри, как этот был «приятен». Как скоро он услышал, то и повиновался. И теперь, скажешь, повиновался бы вся­кий, кто бы то ни был, если бы явился ангел? Но нынешние знамения гораздо больше тех, и, однако, многие не веруют. За­тем (Петр) начинает учение, наблюдая достоинство иудеев. «Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех». Во-первых, говорит о господстве Его, и весьма возвышенно, как и следовало, потому что имел пред собою душу, которая уже сделалась высокою и с горячностью принимала все, им сказанное. Потом, чтобы показать, как Он есть «Господь всех», присовокупляет слова: «послал благовествуя», т. е., призывая на благое, а, не возвещая суд.

Здесь он показывает, что (Христос) был послан от Бога прежде к иудеям. Затем доказывает это тем, что Он совершил во всей Иудее, и говорит: «вы знаете происходившее по всей Иудее», и, к удивлению, «начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном». Сначала сказал об Его делах, а потом решается сказать об Его отечестве: «Иисуса из Назарета». Он знал, что это отечество служило соблазном. «Как Бог Духом Святым и силою помазал». Затем снова (приводит) до­казательство; чтобы кто не сказал: откуда это видно? – присово­купляет слова: «и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом». Вместе с добрыми делами, которые Он совершил, показывает, что велика была и сила Его; она должна быть могущественна и велика, если побеждает диавола. Приво­дит и причину: «потому что Бог был с Ним». Потому и иудеи говорили так: «мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Потом, когда доказал, что Он был послан от Бога, тогда уже и говорит, что Он был умерщвлен, чтобы ты не подумал (о Нем) чего-либо недостойного. Видишь ли как они никогда не скрывали о кресте, но, между прочим, упоминали и об образе (распятия)? «Его убили», говорит, «повесив на древе». «И дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам». Хотя Он сам избрал их, но и это (Петр) приписывает Богу. «Предъизбранным», говорит. Смотри, чем он доказывает воскресение – ядением. Почему же, по воскресении, (Христос) не совершил никакого знамения, а ел и пил? Потому, что воскресение и само по себе было вели­ким знамением; а для доказательства (подлинности) его ничто не может быть больше того, что Он ел и пил. «Мы свидетели всего», говорит. Здесь он внушает и страх, чтобы они не могли оправдываться неведением. И не сказал, что Он есть Сын Божий, но, – что особенно могло устрашить их, – «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых». Затем (приводит) сильное доказательство от пророков, потому что они были в великой славе. «О Нем все пророки свидетельствуют». Внушив страх, представляет потом прощение (грехов), го­воря не от себя, но от лица пророков. Страшное (говорит) от себя, а приятное – от лица пророков. Вы, которые получили это прощение, которые удостоились веры, постарайтесь, умоляю вас, познавши величие дара, не оскорбить Благодетеля. Не для того мы получили прощение, чтобы сделаться худшими, но чтоб быть гораздо лучшими и совершеннейшими.

Гомилии на Деяния Апостолов

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех

Отсюда явствует, говорит он, что Бог не является лицеприятным судьей, т. к. Своего Единородного Сына, Который является Господом и создателем всего, Он послал заключить мир с человеческим родом, именем Которого, по свидетельству пророков, не только иудеи, но и все верующие получают оставление грехов.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 34-43 Отверз же Петр уста, рече: поистинне разумеваю, яко не на лица зрит Бог: Но во всяком языце бояйся его и делаяй правду приятен ему есть. Слово еже посла сыном Исраилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь. Вы весте глагол бывший по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи, по крещении, еже проповеда Иоанн: Иисуса, иже от Назарета, яко помаза его Бог Духом Святым и силою, иже пройде благодателствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с ним. И мы есмы свидетеле всех, яже сотвори во стране иудейстей и во Иерусалиме: егоже и убиша повешше на древе. Сего Бог воскреси в третий день, и даде ему явленну быти: Не всем людем, но нам свидетелем преднареченным от Бога, иже с ним ядохом и пихом, по воскресении его от мертвых. И повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко той есть нареченный от Бога судия живым и мертвым. О сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем его всякому верующему в онь

Поистинне разумеваю… то есть, что Бог смотрит не на качество лица, но на различие дел. Тем, что он говорит, он ясно показывает, что Бог, которого боялся Корнилий, о котором он получил наставление из закона и пророков, ради которого он и милостыни творил, что этот Бог есть воистину Бог. Недоставало ему познания о Сыне. Смотри, как он не дает воли превозноситься своей мысли. Во всяком, говорит, языце, чтобы ты не подумал, что язычники принадлежат к разряду отверженных. Делаяй правду. Выражение: правду употреблено вместо: всякую добродетель. Не сказал: во всяком языце делаяй правду спасается, но: приятен есть, то есть, достоин того, чтобы быть принятым. Слово, еже посла сыном исраилевым. Дает сынам израилевым предпочтение. Это говорит и ради присутствующих, чтобы убедить их. Яко помаза Его Бог Духом Святым, разумеется − по человечеству. Так как Он уничижил (ἐκένωσε) самого Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (Евр. 2:14), то об Нем говорится, что Он как человек принимает то, что Он имеет по естеству как Бог. Потому что Он принимает не самому Себе, но нам, как в начале это делал для самого Себя, или лучше, так как Он есть Бог Слово, то это у Него было свое. Выражение же: исцеляя вся насилованныя от диавола, указывает на многие, зависевшие от диавола, увечья и происшедшие от него повреждения в телах. Егоже и убиша, повешше на древе. Опять говорит об уничижении. Показавши, что Он Богом послан, апостол Петр говорит, что Он и убит. Чтобы ты не счел чего-либо неприличным, для этого заметь, что они никогда не скрывают учения о кресте, но вместе с прочим предлагают и образ смерти. Егоже и убиша, говорит, повешше на древе. Но свидетелем преднареченным. Хотя сам Иисус Христос их избрал, но выражение: преднареченным и это присвояет Богу Отцу. Иже с Ним ядохом и пихом. Посмотри, чем подтверждает истину воскресения. Почему Иисус Христос воскресши не сотворил никакого чуда, но ел и пил? Потому, что самое воскресение было великим чудом. Притом нет и не могло быть в этом случае чуда большего как то, что Он ел и пил. И засвидетельствовати. Засвидетельствовать, говорит, ясно, чтобы не впали в неведение. О сем вси пророцы свидетельствуют. Какие пророки только говорили, говорит, об отпущении грехов, все они говорили, что они отпускаются в этом Иисусе. Так и Исаия от Его лица говорит: Аз есмь заглаждаяй грехи твоя и беззакония твоя (Ис. 43:25). Но он не сказал, что Он есть Сын Божий, но, что больше их устрашало, приличное времени приготовление заимствуется из пророков, потому что они пользовались великою славою. Но поколебавши их страхом, он делает им снисхождение, впрочем изреченное не им, а пророками. Итак страшное он говорит от себя, а проникнутое кротостию от лица пророков.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. 37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. 39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

После того Петр кратко передает Евангельскую историю, которая в главных и общих своих чертах известна была его слушателям, жившим вблизи тех мест, где происходили евангельские события. Слово благовестия, которое Иисус Христос возвестил людям, и прежде всего людям Израилевым, апостол называет словом мира, мира между Богом и человеком и мира душевного, водворяемого сознанием и чувством примирения с Богом. Самого же Иисуса Христа благовествует пред язычниками Господом всех, Владыкою и Правителем мира, Небесным Царем всех народов, населяющих мир. В доказательство такого свидетельства своего о Христе апостол указывает на бесчисленные чудеса Его, которые ясно свидетельствовали, что Бог был с Ним. А что действительно Господь творил такие чудеса, этому, говорит апостол, мы, постоянные спутники и очевидцы Его, – свидетели, равно как и тому, что наконец Его убили, повесив на древе.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа: сей есть Господь всех.

Он послал слово и пр.: после вступительного изречения Петр начинает оглашать слушателей учением о Христе, но оглашение – краткое, излагающее лишь сущность евангельской проповеди, может быть потому, что слушатели его отчасти были знакомы с событиями евангельской истории (вы знаете, ст. 37), может быть потому, что Петр не успел сказать всего, что хотел сказать (ср. Деян.11:15), так как речь его была прервана (ст. 44), или может быть дееписатель излагает только сущность речи апостола. Общее дело явления в мир Иисуса Христа апостол характеризует так, что Он принес от Бога-Отца слово мира сынам Израилевым. Как и в речи в день Пятидесятницы (гл. 2), Петр выставляет на вид преимущественно человеческую сторону деятельности Господа Иисуса и соответственно сему избирает выражения так, что Бог-Отец все совершает во Христе и через Христа.

Он послал слово сынам Израилевым: образное выражение, означающее, что Бог-Отец послал в мир Сына своего в лице Господа Иисуса Христа с проповедью о новом царстве Божьем на земле, устраиваемом Мессией Иисусом. Эта проповедь есть проповедь или благовествование о мире через Иисуса Христа; под именем мира разумеется здесь вообще спасение в царстве Мессии, так как речь идет вообще о содержании благовествования Христова, а это общее содержание есть именно спасение мира через Христа; мир с Богом, мир между иудеями и язычниками, мир в совести и пр. суть уже частные понятия, заключающиеся в общем понятии о мире – спасении всех через Христа. – Упомянув в первый раз перед собравшимися здесь язычниками имя Иисуса Христа, который послан был со словом к сынам Израилевым, апостол тотчас присовокупляет, что Он есть Господь всех, т.е. не только иудеев, но и язычников, и, следовательно, слово Его, относясь первоначально к иудеям, относится столько же и к язычникам, как слово Господа и язычников.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех

Он послал Слово, т. е. Господа Иисуса Христа, Сына Своего, Сына Божия, проповедавшего Царство Божие, царство всеобщего мира и спасения на земли.

Сей есть Господь всех. Великие слова и для иудеев, и для язычников, − великие и потому, что здесь ясно и определенно Иисус Христос именуется Господом во услышание язычников, − и потому, что Он именуется Господом всех, т. е. как иудеев, так и язычников − в том смысле, что Он всех призывает в Свое Царство, и все имеют одинаковые права на вступление в это Царство Христово.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

34. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен,

35. но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему;

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.


 

Вторая речь Апостола Петра в доме Корнилия была истинно наивысшим словом Евангельской проповеди, вдохновенной и оживленной настолько, что слушающие ее так возвысились, что удостоились чрезвычайных даров Святого Духа, после чего проповедник окончил свое живое слово предложением слушателям креститься, что те и приняли (ст. Деян.10:48). Видимо, высоко смотрел на эту Апостольскую речь и Дееписатель, предваряя, что Петр «отверз уста и сказал». Так Евангелист повествует о сказании Господом ногорной проповеди (Матф.5:2).

Уже в первых же словах речи содержатся две ее главных мысли: 1) что во всяком народе благоговеющие пред истинным Богом угодны Ему, и 2) что Иисус Христос есть Господь (и Спаситель) всех. Как бы основами этого учения служат для первой то, что Бог нелицеприятен, а для второй, что Иисус Христос послан был сынам Израиля для водворения мира в самом широком его смысле (но они не поняли сего). Он – мир наш, крестом убивший вражду и благовестивший мир дальним и ближним (говорит святой Апостол Павел), потому что через Него те и другие имеют доступ к Отцу в одном Духе (Еф.2:14-18). Мысль о приятности или угодности Богу нужно понимать в неразрывной связи и соотношении ее к другой рядом находящейся с нею мысли о господстве над всем Иисуса Христа, по отношению к Коему и нужно понимать эту угодность, т. е. всякий, кто боится Бога и живет по совести, может быть принят Иисусом Христом, как желанный и угодный Ему. Вне этой связи нельзя брать первого слова Апостола, ибо оно сказано именно для второй мысли, в которой и заключается сущность христианской проповеди Апостола, иначе она была бы нехристианскою, так как по христианскому учению нет иного имени, о нем же подобает спастись (Деян.4:12). Ту же мысль проводит Апостол Петр и здесь, но только поставляя ее иначе, однако же проповедуя учение о Христе возможно полное, как Помазаннике, Чудотворце, Спасителе-Страдальце, воскресшем Судии живых и мертвых и милостивом Мздовоздателе верующим в Него, которым Он, по вере их, может простить грехи их (ст.Деян.10:43).
«Как?» вопрошает святой Иоанн Златоуст: «неужели приятен Ему и принадлежащий к Персам? Если он достоин, то приятен будет так, что сподобится веры. Потому Он не презрел и евнуха из Ефиопии. Но что, скажут, думать о людях богобоязненных и между тем оставленных в презрения? Нет, ни один богобоязненный не оставляется в презрении. Ибо не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких людей».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible