Скрыть
благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-22 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, - вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих

Корнилий был не иудей и не жил по закону (иудей­скому), но уже следовал нашему образу жизни. Обрати вни­мание на двух уверовавших, которые оба были сановниками, – на евнуха из Газы и этого, – и на то, как велико было об них попечение (Божие). Но не подумай, чтобы это – за их сан. Нет, не за то, – да не будет! – но за благочестие. Для того и замечено о сане, чтобы более явно было их благочестие. Когда кто бывает таким среди богатства и власти, то это более до­стойно удивления. Великая похвала первому, что он предпри­нял такое путешествие, что на пути, когда время не благоприят­ствовало, занимался чтением, что, сидя на колеснице, пригла­сил к себе Филиппа, и за весьма многое другое; великая (по­хвала) и последнему, что он творил милостыни и молитвы, и был благочестив при такой начальственной должности. По­этому естественно (писатель) упоминает и о должности этого мужа, чтобы кто-нибудь не сказал, что повествование Писаний не точно. «Из полка», говорит, «называемого Италийским». «Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим». Говорит это для того, чтобы ты не подумал, будто случившееся с ним сделано ради (его) сана. Когда нужно было обратить Павла, то является не ангел, но сам Господь; и посылает его не к кому-либо из двенадцати, но к Анании. А здесь, напротив: посылает верховного (апостола), подобно тому, как Филиппа к евнуху, снисходя к их слабости и научая, как должно поступать с такими (людьми). И Христос часто сам приходит к тем, которые страдают тяжко и сами не могут приступить (к Нему). Заметь, прошу, также и здесь новую похвалу милостыне, как там (в сказании) о Тавифе. «Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим». Да услышат это те из нас, которые не заботятся о домашних. Он же заботился и о вои­нах и «творивший много милостыни народу». Так были благоустроены у него и понятия, и жизнь. «Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!». Для чего он видит ангела? Это – для удостоверения Петра, или лучше – не его, но остальных слабейших. «Около девятого часа дня», когда он был свободен от забот и не был за­нят делами, и между тем (предавался) молитвам и сокру­шению. «Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал». Смо­три: ангел не тотчас говорит то, что он сказал, но сна­чала рассевает страх и возносит горе мысли Корнилия. Ви­дение произвело (в нем) страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным. Потом слова (ангела) рас­сеяли этот страх, или лучше – заключающаяся в них похвала смягчила неприятное (чувство) страха. Послушай же и сами слова. «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром». Чтобы они не пришли к другому, для того указывает не только прозвание, но и местопребывание этого мужа. «Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море». Видел ли, как апостолы, любя уеди­нение и тишину, искали отдаленных мест в городах? Но что, если бы случилось быть и другому Симону и также кожев­нику? Для того дан был еще иной признак – жительство близ моря; трем же (признакам) вместе невозможно было совпасть. Не сказал (ангел), для чего (послать), чтобы не сму­тить Корнилия, но, возбудив в нем стремление и желание слышать (Петра), так оставил его. «Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию». Видишь ли, что не напрасно (писатель) говорит это, но чтобы показать, что и служившие при Корнилие были таковы же, (как он)? «И, рассказав им все». Смотри, как он не горд. Он не сказал: призовите ко мне Петра; но рассказал все, чтобы убедить: так он был благоразумен! Он не хотел своею властью призвать его; потому и рассказывает: так этот муж был кроток, хотя он не мог представить себе ничего высо­кого о человеке, жившем у кожевника! «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться». Смотри, как Дух со­четавает времена, и устрояет, что это случилось ни раньше, ни позже. «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться», т. е., в уединении и тишине, в горнем месте. «И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо». Что такое «исступление»? Прои­зошло, говорит, в нем духовное видение; душа, так сказать, отрешилась от тела. «И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо».

Что это значит? Это видение означает всю вселенную. Корнилий был необрезанный и не имел ничего общего с иу­деями. Поэтому, имея в виду, что все будут обвинять его, как нарушителя (закона), – а это весьма много значило у них, – (Петр) необходимо располагается сказать: «никогда не ел», не сам возбудив в себе такое опасение, – нет! – но, как я сказал, будучи расположен к тому Духом, чтобы иметь ему в оправдание против обвинителей то, что он даже прекосло­вил; а они весьма заботились о соблюдении закона. Он был посылаем к язычникам. Поэтому, как я выше сказал, и совершается это для того, чтобы иудеи не обвиняли его. А чтобы это не показалось каким-либо призраком, он сказал: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это, по-видимому, говорится к нему, но все относится к иудеям. Если учитель получает такое внушение, то тем более они. Итак, плащаница – это земля; находившиеся в ней животные – язычники; слова: «заколи и ешь» – что должно обратиться и им; троекратное же повторение знаменует крещение. «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Для чего, скажут, он возражал? Чтобы кто-нибудь не сказал, что Бог иску­шал его, как Авраама, когда повелевал принести в жертву сына, или как Филиппа, когда Христос спрашивал его: «сколько у вас хлебов?» (Мк. 6:38), не для того, чтобы узнать это, но искушая его (Ин. 6:5). Притом и в законе Моисей раздельно указал чистых и нечистых (животных), как зем­ных, так и морских. Но он, однако, не уразумел этого. «Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, – вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?». Когда Петр изумлялся сам в себе и недоумевал, те мужи приходят и благовре­менно разрешают недоумение; так и Иосифу (Бог) попускает прежде смутиться, а потом посылает архангела (Мф.1:20). Душа, которая прежде была в недоумении, легко принимает разрешение (недоумения). Таким образом, недоумение его про­должалось не долго и (началось) не прежде того, но около вре­мени обеда. «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их». Это опять служит к оправданию Петра пред учениками, чтобы они поняли, что и он сомневался и затем был научен – нисколько не со­мневаться. «Ибо Я», говорит, «послал их». Смотри, какова власть Духа. Что делает Бог, то называется действием Духа. Не так (говорит) ангел; но, сказав наперед: «молитвы твои и милостыни твои», потом говорит: «пришли», чтобы показать, что он послан свыше. Дух же, как господственный, (говорит): «Я послал их». «Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих». Они восхваляют (Корнилия), чтобы уверить, что ангел явился ему. Призвав же их учреди (ст. 23). Видишь ли, с кого начинается (обращение) язычников? С человека благочестивого, явившегося достойным того делами. Если и при этом иудеи, однако, соблазняются, то чего не сказали бы они, если бы было иначе? «Тогда Петр, пригласив их, угостил». Смотри, какая в нем уверен­ность! Чтобы они не потерпели чего-нибудь неприятного, он приглашает их к себе, и потом без всякого опасения вме­сте с ними принимает пищу. «А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию» (ст. 23, 24). Известный человек был (Корнилий) и жил в известном городе. Потому все это и происходит с ним, и от Иудеи начинается дело (обраще­ния язычников); видение же было ему не тогда, когда он спал, а когда бодрствовал, – во время дня, около девятого часа: так бодрственно он вел себя! Но обратимся к вышесказанному. «Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом». Отсюда явно, что когда ангел назвал его, тогда он и увидел его, так что, если бы не назвал, то он и не увидел бы так он был углублен в дело, которым занимался! «И призови Симона, называемого Петром». Открыл только, что он пригласит Петра на доброе дело; а на какое доброе, этого еще не (открыл). Так и Петр не все высказывает. По­всюду изречения (их) только отчасти (ясны), чтобы возбудить внимание слушателей. Так и Филиппа (ангел) только посы­лает в пустыню. «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. Он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». Заметь, что даже и голод не принудил его приступить к плащанице. А чтобы он не оставался долее в недоумении, слышит голос, говорящий: «встань, Петр, заколи и ешь». Мо­жет быть, он стоял на коленах, когда созерцал видение, и, кажется мне, видел его для (успеха) проповеди (евангель­ской). А что это событие было божественное, явно из того, что (Петр) видел сосуд нисходящим свыше, и что он – апостол – находился в исступлении. Также и то, что слышан был от­туда голос, что это повторялось трижды, что небо отверзлось, что (сосуд) был спущен оттуда и опять взят туда, – слу­жит великим доказательством Божественности этого события.

Для чего же такое событие? Для последовавших поко­лений, которым оно имело быть рассказано; да и сам (Петр) слышал (заповедь): «на путь к язычникам не ходите» (Мф. 10:5). Не уди­вляйся этому. Если Павел считал нужными обрезание и жер­твы, то тем более они казались нужными тогда, в начале проповеди, когда (между верующими) были еще слабейшие. «Вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?». Как пред бедным домом, они спрашивали внизу (пред вра­тами его), а не расспрашивали у соседей. «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их». Смотри, не сказал: для того тебе и ви­дение явилось, но: «Я послал их», внушая, что так должно повиноваться (Богу), не спрашивая о причинах. Для совершен­ного убеждения достаточно услышать от Него: сделай то-то, скажи то-то, и не требовать ничего более. «Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете». Почему же он не тотчас при­нял их, а спрашивает? Он увидел в посетителях вои­нов: потому не просто спрашивает, но сначала называет себя, а потом разузнает о причине прибытия, чтобы не подумали, будто он спрашивал потому, что желал скрыться. Спраши­вает же для того, чтобы, если бы они потребовали, тотчас же и идти вместе с ними; если же нет, то принять их к себе. А почему они говорят: «призвать тебя в дом свой»? Потому что так приказал им (Корнилий); а может быть, они, извиняясь за него, говорят как бы так: нисколько не осуди (его), по­тому что он послал не из пренебрежения (к тебе), но так ему было приказано. «Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей» (ст. 24). Так и следовало; несправедливо было бы не собрать сродников и друзей; а с другой стороны, присутствуя здесь, они могли более слушать его (Петра).

Видели ли вы, какова сила милостыни, и из прежней беседы, и из настоящей? Там она избавила от смерти времен­ной, здесь – от вечной, и отверзла врата неба. Смотри, как много сделано было для того, чтобы уверовал Корнилий: ан­гел был послан, Дух действовал, верховный из апосто­лов был призван, явлено было такое видение, и вообще не было оставлено ничего. Сколько было сотников, тысяченачаль­ников и царей, и никто из них не удостоился того, чего он? Послушайте все вы, принадлежащие к войску, предстоя­щие царям. Он был «благочестивый», говорит (писатель), и «боящийся Бога», а что еще более, был таков «со всем домом своим». Он так был этому предан и благорасположен, что не только себя вел хорошо, но и домашних своих направлял точно также. Не так, как мы, которые делаем все к тому, чтобы слуги боялись нас, но ничего к тому, чтобы они были благо­честивыми. А он не так, но боялся Бога со всем домом своим, будучи как бы общим отцом не только для всех, бывших с ним, но и для воинов, бывших под его властью. Послушай, что еще другое они говорят, – не напрасно ведь прибавлено: «одобряемый всем народом Иудейским», но чтобы никто не сказал: что в том, да если он был необрезанный? И те, говорят, свидетельствуют о нем. Итак, нет ничего равного милостыне; или лучше: так велика сила этой добродетели, когда она происходит из чистых сокровищниц! Как происходящее от неправедных подобно источнику, изливающему нечистоты, так происходящее от праведных стяжаний есть как бы прозрачный и чистый поток в саду, приятный на вид, усладительный на вкус, доставляющий свежесть и прохладу во время полудня. Такова милостыня!

Гомилии на Деяния Апостолов

Августин Аврелий, блж. (†430)

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу

Обычно ведь говорят, что он, следовательно, заслужил веру, потому что был добрым мужем и до того, как уверовал. Это может быть сказано о Корнилии, чьи милостыни были приняты и молитвы услышаны до того, как он уверовал во Христа: все-таки он творил милостыню и молился с какой-то верой. Ибо как он призывал Того, в Кого не верил? Но если бы он мог быть спасен без веры во Христа, то зодчий апостол Петр не посылался бы для его созидания. Как бы то ни было, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1). И нам говорится, что вера от нас, а прочее − от Господа, касающееся дел праведности: как будто бы вера не относится к зданию; как будто к зданию не относится фундамент. Поэтому, если вера имеет непосредственное и прямое отношение, то тщетно работает заявляющий о строительстве веры, если только Господь ее не созиждет изнутри милосердием. Итак, сколько бы и прежде он не верил во Христа, и когда начал верить, и когда уверовал, Корнилий хорошо потрудился, все должно быть отдано Богу, чтобы кто-то случайно не возгордился.

О предопределении святых

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу

Корнилий – муж благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим. Не себя только одного держал он в страхе Божием, но и всех, живущих в доме его, научил бояться Бога. И сие добро есть и приятно пред Богом (1Тим.2:3), да печется всяк не о том одном, что ему собственно полезно, но и о том, что полезно всем, живущим вместе с ним. Таким образом сотник оный, прежде чем научен был Апостолами, уже исполнял заповедь апостольскую, которая повелевает: никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо (1Кор.10:24). Творил он также и милостыни многи, и Богу молился день и ночь; и таким образом прежде, чем уверовал, явно исполнял заповедь Господа нашего и Бога, которая повелевает: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф.26:41), и еще: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф.7:7). Видишь, что делал этот неверующий еще во Христа и почти язычник? Не слышал еще он слова благовестия, а уже усердно исполнял заповеди евангельские, прежде чем научен им был от кого-либо. Просил он посредством благоговеинства, и получил; искал посредством милостыни, и нашел; толкал посредством поста и молитвы, и отверзалось ему.

Слова. Слово 11

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-8 Муж же некий бе в Кесарии именем Корнилий, сотник от спиры нарицающияся италийския. Благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим, творяй милостыни многи людем, и моляйся Богу всегда: Виде в видении яве, яко в час девятый дне, ангела Божия сшедша к нему, и рекша ему: Корнилие. Он же воззрев нань и пристрашен быв рече: что есть Господи? рече же ему: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога. И ныне посли во Иоппию мужей, и призови Симона, нарицаемаго Петра. Сей странствует у некоего Симона усмаря, емуже есть дом при мори: той речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты и весь дом твой. И якоже отъиде ангел, глаголяй Корнилию, пригласив два от рабов своих, и воина благочестива от служащих ему. И сказав им вся, посла их во Иоппию

Этот Корнилий не был ни иудеем, ни из подзаконных, а между тем уже вел такой же образ жизни, как и мы. Вот двое уже из людей облеченных почестями веруют во Христа, казнохранитель эфиоплянки и этот. Благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим. Послушаем этого мы; мы не заботимся о своих домашних, а этот заботился и о воинах. Сотник от спиры нарицающияся италийския. Он, говорит, был из великой спиры нарицающияся италийския, а спира есть то же, что мы теперь называем ротою (nemeron). Этого человека он для того делает известным и сообщает о нем подробные сведения, чтобы кто-либо не сказал, что в Писании священном встречаются погрешности против истории. Надобно знать, что спира состояла из двухсот воинов, а кустодия из шестидесяти. Виде в видении яве, яко в час девятый дне, ангела Божия сшедша к нему. Видит ангела для восполнения веры Петра. Или лучше не для него, но для других более слабых в вере. В час девятый, когда он оставил заботы и находился в тишине и покое. Так как истинное Око и великий Судия знает, что и великие дела, не имея веры, мертвы: то Он и посылает ангела, который утверждает за делами их значение, чтобы увенчались верою тех, которые хорошо подвизаются. От видения же в Корнилие возбудился страх, впрочем умеренный, сколько только было его необходимо для того, чтобы возбудить внимание его. Потом слова ангела уничтожили страх. Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога. Посмотри, куда идет молитва на высшее небо и становится пред самым престолом царским. Обрати внимание и на ангела; он сначала возвышает и возносит мысли его Корнилия к высшему, потом уже говорит то, что он говорит дальше: И ныне посли во Иоппию мужей, и призови Симона, нарицаемаго Петра. Сей странствует у некоего Симона усмаря. Чтобы они не пошли к кому-либо другому, он определяет этого человека не только по имени, но и по месту, где он находится. Емуже есть дом при мори. Апостолы избирали места отдаленные от городов: они любили пустыню и тишину. Что, если случится, что есть и другой Симон усмарь? Вот признак: этот живет при море. Ангел не сказал, для чего надобно сделать это, чтобы переполнить его радостию. Пригласив два от рабов своих и воина благочестива. Смотри, недаром сказано, что это были люди, постоянно при нем находившиеся. И сказав им вся, посла их во Иоппию. Заметь отсутствие высокомерия. Не сказал: призовите мне Петра, но все рассказал, чтобы тем побудить его придти к нему; потому что он считал делом неприличным звать его в силу своего авторитета. Потому-то и рассказал все посланным.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Спасение только в Церкви Христовой


Сектанты говорят: Мы возродились от слова Божия, и получили Духа Святого, как Корнилий Сотник. Нам и не нужна Церковь Православная.

Православный ответ: Деян.10:1-6,46-47. Корнилий Сотник, хоть очень благочестив, но не мог спастись без Церкви и хотя получил Святого Духа чудесно до присоединения к Церкви (Деян.10:44), но и Корнилию с домашними его ап. Петр повелел чрез крещение присоединиться к Церкви (Деян.10:48).

Оружие правды

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

В это же время, когда Церковь Христова наслаждалась миром и когда апостолы занимались спокойным посещением христианских обществ в разных городах Палестины, Дух Божий призвал апостола Петра, пребывавшего в Иоппии, положить начало величайшему делу в ходе распространения Церкви Христовой – обращению язычников к вере во Христа. Первым городом, в котором совершилось обращение язычников ко Христу, была Кесария Палестинская. Этот город был в то время резиденциею римского прокуратора, правителя Палестины, а потому в нем был гарнизон из природных римлян или итальянцев, которые в завоеванной и враждебной победителям стране представляли более надежное войско, нежели солдаты, набиравшиеся в римскую службу из туземных жителей. В этом-то Италийском полку был один сотник, муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу (то есть иудейскому) и всегда молившийся Богу. Он не только не был иудеянином, но не был и прозелитом иудейским; он был просто язычник (ст. 28, 34 и далее; 11, 1, 18). Но, как видно из наименования его мужем, боящимся Бога, всегда молившимся Богу, он уже не был идолопоклонником, понимал ложность язычества и признавал единого Бога, Творца и Правителя мира. Такому возвышению его религиозного созерцания, вероятно, много способствовало то, что он жил среди иудеев. Что он был знаком с религиозными верованиями иудеев и уважал их веру, на это указывает то, что он при благочестивой настроенности, которая вообще его отличала, был особенно милостив к народу иудейскому; на это же указывает и то, что он любил молиться Богу в часы молитвенные у иудеев.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

2. Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

– Религиозно-нравственный характер язычника Корнилия дееписатель изображает так: он был благочестивый и боящийся Бога. Последнее выражение указывает на почитание Корнилием истинного Бога – Иеговы, а потому и благочестие его – не благочестие только вообще набожного язычника, а благочестие с характером истинности. Он был, как видно, из тех язычников, которые сознавали ложь языческой религии и не находили в ней успокоения своего духа и удовлетворения своим духовным потребностям. Встав в соприкосновение с иудеями и их богопочтением (он, вероятно, бывал с прокуратором и в Иерусалиме во время праздников, да и в Кесарии жило тогда много иудеев, с которыми он мог приходить в соприкосновение), он почуял сердцем его истину, или, по крайней мере, находил в нем более удовлетворения своим религиозным потребностям, и частным образом почитал Бога Иегову и был богобоязнен. Может быть, и вероятно, что он и не имел совершенно чистых представлений о Боге Иегове, но не удовлетворяемый языческим многобожием чтил единого Бога и это богопочитание выражал добрыми делами.

Со всем домом своим: в тех же правилах веры и жизни, каких держался сам, он держал и весь дом свой; это свидетельствует о твердости в нем этих правил.

Творивший много милостыни народу: т.е. народу иудейскому, а не вообще народу в смысле простонародия. Такая благотворительность Корнилия иудеям напоминает капернаумского сотника, которого иудеи хвалили Господу особенно за любовь его к еврейскому народу (Лк.7:5).

Всегда молившийся Богу: из дальнейшего видно, что он наблюдал часы молитвы, наблюдавшиеся евреями (ср. прим. к Деян.3:1), и в этом, вероятно, смысле говорится здесь о всегдашней его молитве. Вообще видно, что это была личность с весьма добрыми нравственными качествами, хотя еще и не просвещенная чистым познанием истинного Бога.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

Повествует об обращении ко Христу сотника Корнилия. О нем говорится, что он и до обращения «боялся Бога со всем домом своим», «творил много милостыни», «всегда молился Богу» (Деян.10:2), что «Бог очистил» его (Деян.10:15, ср. Деян.10:28), что он, как поступающий по правде, был «приятен» Богу (Деян.10:35): и однако, чтобы спастись, Корнилию нужно было слышать слова, или проповедь, апостола Петра (Деян.10:6). Здесь вразумление для тех, которые, самоуверенно полагаясь на дела своего (мнимого), благочестия, на свою жизнь по правде, нерадят о просвещении светом истинного учения, о причислении своем в избранному стаду, Церкви Божией. Если Корнилий был приятен Богу, если он был очищен, то это только то и значит, что Бог предъизбрал и предуготовил его для вступления в Церковь, для восприятия евангелия, так как без этого невозможно спасение.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу

Боящийся Бога… молившийся Богу. Эти выражения показывают, что Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно, узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил по-своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и независимо от форм еврейского Богопочитания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,

2. благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу;



Начало обращения язычников открывается обращением Корнилия сотника, в лице которого язычество имело наилучшего представителя, характеризуемого Дееписателем самыми лучшими чертами, как с религиозной, так и с нравственной стороны, так что возбуждается вопрос: как могла быть такая светлая личность среди язычников? Очевидно, что Корнилий, живя долго среди Иудеев в Кесарии, а также и в Иерусалиме, где он нередко бывал, как сотник самой верной роты (в 200 человек) из природных Италийцев, охранявших там прокуратора, достаточно познакомился с верою и надеждами Евреев. И оставив бредни язычества, он держался всего лучшего в Иудействе: благочестия, страха Божия; совершал молитвы, милостыни, которые он оказывал и Евреям, за что те любили его, как Капернаумские Евреи любили своего сотника (Лк.7:5). Ему подражали во всем и семейные его. Постоянство в молитве, очевидно, должно понимать в смыслоблюдения тех времен и часов, в которые молились Евреи. Еще древние пророки предвозвещали некоторое дивное обращение язычников к Господу (Ис.56:6;9:12). Это и совершилось отчасти в Корнилии, как видно из сказанного о нем здесь и далее, в стихах ( Деян.11:1,18;15:7). Но все же, он не был на высоте того божественного призвания, которое давалось избранным в то время. А он, видимо, сосуд был избранный. И вот Господь уготовал его к чудному призванию, поучительному сколько для него самого, столько же и для всех людей, подобных ему, что составляло трудную задачу в смысле общеопределительном и для самих Апостолов. Посему Божие устроение дела сего было, так сказать, законодательным, разрешающим все недоумения по сему вопросу, выросшему на почве Еврейской исключительности, от которой многие не могли вскоре отрешиться, будучи уже полными христианами и даже в числе столпов Церкви.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О войне.

Мф.5:21. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Числ.25:16-18; 31:1-2, полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13. Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14, а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.1:1,31;11:21; Веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10; Деян.10:1-4; и на небе, между бесплотных сил, без войны не обошлось: Откр.19:11-19.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О добрых и худых делах.

Мф.7:16–18, 20–21. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится, или ложной: Деян.10:2–6. Закон и заповеди святы: Рим.7:12, но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18; Мф.7:19; и при истинной вере и добрых делах (Иак.2:26) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3; Рим.2:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О милостыне.


Лк.11:41. Очищение, начатое благодатию Божией в Крещении: Ин.3:5; Мф.28:19-20, миропомазании: 2Кор.1:21; Деян.8:15-17 и прочих таинствах, довершается самим человеком через милостыню: Лк.12:33; одна же милостыня для спасения недостаточна: Деян.10:1-5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О вере и спасении по вере.

Ин.3:36. Не всякий верующий может иметь жизнь вечную: Лк.6:46; но с другой стороны и добрый язычник может сделаться примерным христианином: Деян.10:1-6,44-47; похвалил и Господь веру и смирение жены Хананеянки: Мф.15:28, но об уверовавших и отпавших сказано: Евр.6:4-6;10:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible