Скрыть
и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости

Желая тебя видеть, как сына возлюбленного, вспоминая о слезах твоих ради скорбей моих, – поелику ты всегда их видишь, – чтобы исполнился ты духовною радостию.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 И желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе

Тимофей был сын иудеянки уверовавшей (Деян 16:1). Как иудеянки? Как уверовавшей? Она была не из язычников. Но ради отца его, который был эллин, и ради иудеев, бывших в тех местах, Павел взял и обрезал его. Видишь ли, как начал разрушаться закон, когда имели место такие смешения?

…Доблести предков, если мы подражаем им, принадлежат и нам; а если не подражаем, не имеют никакой силы, но вдобавок служат к нашему осуждению.

Толкование на 2-е послание к Тимофею


Велика вера Тимофея, если свидетельствуется всеми. Когда отделился Варнава, Павел находит равного ему, о чем сам говорит: вспоминая о слезах твоих, нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике. И, взяв его, говорит писатель, обрезал, а для чего, показывает, прибавляя: ради иудеев, находящихся в тех местах (Деян 16:3). Итак, поэтому Тимофей обрезывается, или и ради отца, который был эллин и, следовательно, не был обрезан. Смотри, как закон уже отменялся. Иные же думают, что Тимофей родился после оглашения его отца проповедью; но, может быть, это несправедливо.

Гомилии на Деяния Апостолов

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-6 Благодарю Бога, ему же служу от прародителей, чистою coвecmию, яко непрестанную имам о тебе память в молитвах моих день и нощь: желая видети тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся: воспоминание приемля о сущей в тебе, нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду и в матерь твою Евникию: известен же есмь, яко и в тебе. Еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею

Видишь ли величие любви? Благодарю Бога за то, что помню о тебе, пишет апостол Павел Тимофею. Это – действительно великая любовь, когда кто сам гордится своею любовию к кому-либо. - Чистою coвecmию. Как же это – с чистою совестию, когда в начале он не знал Христа? Этим апостол Павел показывает, что он не сознавал за собою ничего худого. Если он и гнал Церковь, то гнал из ревности по Богу, а не по каким-либо человеческим соображениям, как, например, многие стоят за ересь ради славы, вполне сознавая гнилость ея. Апостол уместно заявляет об этом, чтобы показать, что он говорит правду, когда говорит о своей любви к Тимофею, и дабы не подумал кто, что он уже больше не любит его, так как не пришел к нему, хотя и обещал раньше придти. - В молитвах моих. Не просто поминаю, но в молитвах днем и ночью. - Желая видети тя. Итак, не произвольно я лишил себя такого удовольствия. Ты достоин любви за слезы свои, а также за свою и предков своих веру. Видишь, что Апостол не желает тотчас в начале опечалить Тимофея тем, что не придет к нему, но подает ему надежду увидеться. Но в конце послания он показывает, что не увидит уже его по плоти, когда говорит: аз бо уже жрен бываю (2Тим. 4:6). Слова следует расположить здесь в таком порядке: Благодарю Бога…. яко непрестанную имам о тебе память…, желая видети тя, да радости исполнюся; затем уже те, который поставлены в средине: поминая слезы твоя. Далее, чтобы любовь Апостола не показалась безосновательною, он указывает и причину ея. - Поминая слезы твоя. Может быть, разлучаясь с апостолом Павлом, Тимофей так был опечален, что и заплакал. - Желая видети тя, да радости исполнюся, как-будто от одного свидания он исполнится радости. – Воспоминание приемля о сущей в тебе, нелицемерней вере. Я поминал тебя, говорит Апостол, в своих молитвах, потому что к этому побуждали меня твои слезы и твоя нелицемерная вера. - Яже вселися прежде в бабу твою. Другая похвала, именно – что Тимофей по матери происходил не от еллинов (неверующих), но от иудеев, уверовавших во Христа. Отец его хотя был и еллин, но из страха пред иудеями он был обрезан. - И в матерь твою Евникию. Похвалы предкам служат нам к славе, когда и мы подражаем их добродетелям, а если нет, то они служат скорее к осуждению. Но Тимофей подражал. - Известен же есмь, яко и в тебе. Итак, действительно ты имеешь нелицемерную веру, так как она основана предками и не может поколебаться. - Еяже ради вины, т.е. так как я это знаю в тебе, воспоминаю тебе возгревати дар Божий. Тимофей удостоился духовного дарования, и апостол Павел убеждает его сделать это дарование сильнее и действеннее вниманием, усердием и бодрствованием. В противном случае оно ослабевает: духа не угашайте (1Сол. 5:19), говорит в другом месте Апостол. - Живущий в тебе возложением руку моею. Когда апостол Павел, поставляя Тимофея во епископа, возложил на него руки, то вместе с тем сошло на него дарование – творить знамения, учить и предстоятельствовать в Церкви.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости

Так расположи слова: желая видеть тебя, дабы мне исполниться радости; потом средние слова вспоминая о слезах твоих. Ибо, если бы я был от природы крайне недружелюбен, то и тогда слезы твои, пришедшие мне на память, были бы в состоянии склонить меня к тебе. Вероятно, Тимофей, разлучаясь с Павлом, плакал больше, чем дитя, отнимаемое от кормилицы.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Желая видети тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся

Предмет молитвы – увидеть святого Тимофея, потому что это было очень желательно, επιποθων, – пламенно сего желая. «День и ночь, говорит, молю Бога, да исполнит Он мое пламенное желание увидеть тебя» (блаженный Феофилакт). «Видишь ли пламенную привязанность? Видишь ли преизбыток любви?» (святой Златоуст). Может быть, это желание видеть выставлено здесь в удостоверение, что если он не возвратился в Ефес к нему, то причина этому не охлаждение любви, а течение обстоятельств, не зависящих от его воли. Святой Златоуст говорит: «заметь, как он в самом начале оправдывается пред ним, что сам не пришел видеться с ним; ибо слова: дондеже прииду – и еще: уповаю прийти к тебе скоро (ср.: 1Тим. 4, 13; 3, 14) – заставляли ожидать скорого его прибытия. Посему он тотчас же оправдывается. Впрочем, не говорит вдруг о причине, почему не пришел, дабы не слишком опечалить его, – причиною же было то, что он задержан был кесарем (Нероном), – но уже в конце, когда приглашал его к себе, открыл ее. В начале же не опечаливает его, а высказывает желание видеть его». Словами: желая видети тя, – он наводит его на помышление: «мог ли бы я сам себя произвольно лишить себя удовольствия видеть тебя, если б я имел возможность прийти к тебе?» (блаженный Феофилакт).

Поминая слезы твоя. Желательно было Апостолу видеть его не по своей только любви к нему, но и по его любви к себе, которую он явил тем, что проливал слезы, вероятно, когда, оставляя его, Апостол прощался с ним. «Апостол показывает здесь, что делает это (молится увидеть его) не просто, и не без причины, а: поминая, - говорит, слезы твоя. Разлучаясь с Павлом, он, вероятно, плакал и рыдал больше дитяти, отнимаемого от сосцов кормилицы и от молока» (святой Златоуст). Поминая об этом, Апостол как бы говорит ему: желаю видеть тебя, любя тебя. «Но если б я был и крайне бесчувствен, жесток и бесчеловечен, и тогда не мог бы не иметь такого желания; ибо припоминаемые мною слезы твои могли бы смягчить меня» (святой Златоуст).

Почему, когда вслед за сим говорит Апостол: да радости исполнюся, – вместе подает мысль: чтоб и твои осушить слезы. Слезы святого Тимофея не могли не отозваться глубокою печалию о разлучении и в сердце святого Павла. Отсюда естественно как желание свидеться, так и предчувствие радости от того в обоих. Амвросиаст пишет: «Апостол уверяет, что много помнит о Тимофее и жаждет видеть его по причине воспоминания о слезах его, которые он по любви к Апостолу проливал, когда тот, как само собою разумеется, отходил от него. Не без причины потому желает он видеть того, кто столько любит его, чтоб исполниться радостию от обоюдного обрадования».

Всем этим Апостол засвидетельствовал свою к святому Тимофею претеплую отеческую любовь.

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-5 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе

Эти стихи лучше перевести так: «благодарность питаю я к Богу – Которому служу от прародителей – в чистой совести (т. е. не лицемерную, подлинную благодарность), поскольку (ώς неправильно переведено союзом: что) непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих, днем и ночью желая видеть тебя», и далее – по русскому тексту. Этими словами апостол ободряет Тимофея, который, находясь в разлуке с своим учителем и руководителем, вероятно, впадал иногда в сомнения относительно успеха своей деятельности в Ефесе. Апостол помнит о его слезах, какие Тимофей проливал при расставании с ним, помнит о его нелицемерной вере, составляющей, так сказать, наследственное сокровище в душе Тимофея, и искренно благодарит Бога за своего любимого ученика.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 4-5 и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости,

приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе.

Указывая достоинства Тимофея, которые особенно возбуждали любовь к нему Павла, как-то: искреннюю веру, душевную расположенность, выражавшуюся в слезах духовного умиления и сочувствия, воспитанных нежною религиозною заботливостию двух замечательных родных женщин (бабки и матери), Апостол выражает желание видеть Тимофея около себя, чтобы, в тяжелые минуты, часы и дни последних уз, в его жизнерадостном лице обрести некое духовное утешение, какое возможно здесь, среди страданий за искреннюю веру и преданность делу распространения христианства. «Апостол показывает здесь, что делает это (молится увидеть Тимофея) не просто и не без причины, а поминая слезы. Разлучаясь с Павлом, он, вероятно, плакал и рыдал больше дитяти, отнимаемого от кормилицы». И вот, воспоминая это, Апостол как-бы так говорит Тимофею: «слезы твои, припоминаемые мною, могли бы смягчить меня. Но не за слезы только (желаю видеть тебя), но и за веру, так-как ты служитель истины, и нет в тебе лицемерия... Ты из такого дома, который издавна служит Христу. Издавна ты имеешь это благо; от прародителей ты принял нелицемерную веру» (Златоуст). «Похвальным напоминанием о предках он усиливает веру в своем ученике. Ничто так не действует, как домашний пример» (Феодорит). «Апостол и о своих прародителей помянул выше, и теперь поминает о прародителях св. Тимофея, чтобы внушить: корень наш освящен верою; нам потому следует, принимая соки здоровые из сего корня, цвести по роду сих соков» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью,
4. и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости,

5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.


«Благодарю Бога, говорит, за то, что я помню о тебе (ср. 1Фес. 5:18), так я люблю тебя. Это – знак чрезвычайной любви, когда любит так, что сам восхищается сею любовью» (Златоуст). И это верно, как верно то, что я служу Богу, как и прародители мои, с чистой совестью, с полным убеждением в истине этого служения.
В чем же так удостоверяет святой Павел Тимофея? В том, что он любит его, и непрестанно, днем и ночью, поминает его в молитвах своих. Предмет его молитвы – увидеть Тимофея, чего он пламенно желает, и потому, что сам любит его, и потому, что и сам Тимофей, по любви к святому Павлу, расставаясь с ним, горько плакал. Вспоминая эти слезы при разлуке, и приглашая к себе Тимофея, святой Павел предчувствует взаимную радость при свидании. «И не за одни слезы твои, говорит, желаю видеть тебя, но и за нелицемерную веру, которую ты наследовал от бабки и матери своих» (Златоуст).
Я, говорит, люблю тебя и за твои слезы, выражающие твою любовь ко мне, и особенно, за твою нелицемерную, искреннюю веру, которую воспитали в тебе такою твои дорогие воспитательницы – бабушка и мать, сами искренно верующие. В этом я уверен вполне.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible