Скрыть
Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь

Да даст ему Господь обрести милость в оный день, не за то только, что сделал он мне в городе Риме, но также и за то, сколько старался он служить мне во время преследований, кои поднимались на меня в Ефесе, о чем, конечно, ты хорошо знаешь, так как там сам ты испытал их.

Второе послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 15-18 Веси ли сиe, яко отвратишася от мене вcu, иже от Асии, от нихже есть Фигелл и Ермоген. Да даст же милость Господь Онисифорову дому: яко многажды мя упокои, и вериг моих не постыдеся: но пришед в Рим, тощнее взыска мя, и обрете. Да даст ему Господь обрести милость от Господа в день он: и елико в Ефесе послужи ми добрее ты веси

Апостол Павел говорит об искушениях не с тем, чтобы поразить ученика, но чтобы научить его быть мужественным в подобного рода обстоятельствах. Когда Апостол был взят под стражу Нероном, то друзья его из Азии оставили его. В Риме было много людей из Азии, которые сопровождали апостола Павла, и вообще верующих, но все они оставили его, после того как он был взят под стражу. - Да даст Господь милость… Видишь ли любомудрие Апостола? Оставивших его он не проклинал, а только упомянул об их пoступке, а сделавшему добро он пожелал многих благ, – и не только ему одному, но и всему его дому: так все в этом доме были добродетельны, так воспитал их Онисифор. - Онисифорову дому. Блажен ты, Онисифор, удостоившийся покоить апостола Павла! да будет и наша часть с тобою! Многажды мя упокои (ἀνέψυξε – прохладил, освежил), как некоего ратоборца покрытого пылью и изнемогающего от зноя. - И вериг моих не постыдеся. Оставивши в стороне опасности, Апостол на первом плане поставил стыд, убеждая этим ученика своего не унывать, как-будто из этого дела мог произойти только стыд, а не опасность. На самом же деле угрожала опасность, так как Нерон сильно разгневался на апостола Павла за то, что он обратил к христианской вере кого-то из его домашних. - Но пришед в Рим, тощнее взыска мя. Онисифор не только не избегал встречи со мною, хотя и встречаться со мною было опасно, так как я находился в заключении, но и весьма усердно искал меня, пока не нашел. Принимающие же участие в страданиях святых будут участвовать и в венцах их, как сам же апостол Павел сказал: добре сотвористе, сприобщившеся печали моей (Фил. 4:14). - Да даст ему Господь обрести милость от Господа. Зараженные маркионитскою ересью делали упрек Священному Писанию, что будто бы оно говорит в этом месте о двух Господах, между тем как в другом говорится об одном: но нам… един Господь Иисус Христос, имже вся (1Кор. 8:6). Что сказать на это? Такое сопоставление обычно в Священном Писании. Апостол как бы так говорит: да позволит ему Господь обрести милость у Него. Если даже принять, что здесь указывается и на Бога Отца, и на Бога Сына, то и в таком случае не будет ничего странного. И Бог Отец – Господь, и Сын – Господь, и Дух Святой – Господь, но во всех трех лицах является один Господь. Рече Господь Господеви моему (Пс. 109:1). – Можно предполагать также, что выше приведенными словами указывается на различие лиц Пресвятой Троицы, подобно тому как сказано: и Господь одожди на Содом и Гоморр жупел. И огнь от Господа с небесе (Быт. 19:24). - Обрести милость. – Если Онисифор, будучи таким, нуждается в милости для того, чтобы спастись, то что говорить о нас? - И елико в Ефесе послужи. Всегда он служил и в Ефесе, и в Риме. Таким должен быть усердный человек - всегда за делом.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Да даст ему Господь обрести милость у Господа, в оный день

Онисифор, говорит апостол, оказал мне милость; поэтому да получит он воздаяние в страшный день; тогда нужна многая милость всем, даже и святым. Если Онисифор, подвергавший себя явным опасностям за Христа, милостью будет спасен; не тем ли более мы. На это место ссылаются зараженные Маркионовой ересью, говоря: итак, два Господа? Отнюдь нет. Один Господь, как и сам апостол Павел говорит в другом месте (Еф. 4:5). Это выражение обыкновенно употребляется в Священном Писании, как например: и пролил Господь огонь от Господа (Быт. 19:24), то есть чрез Себя. Так и в этом месте. Если принять, что здесь обозначается как Отец, так и Сын, то в этом нет ничего странного. Как Отец Господь, так и Сын Господь, и Дух Святый Господь: но один Господь, являющийся в трех лицах. Заметь, апостол не сказал: да даст ему Господь что-либо другое, но - милость.

А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь

Он привык, говорит, к добрым делам: не один раз сделал мне добро, но и в Ефесе, и в Риме. Таким и должен быть христианин, всегда творить добро, всю свою жизнь.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Да даст ему Господь обрести милость от Господа в день он. И елико во Ефесе послужи ми, добрее ты веси

Милость за милость. «Онисифор, говорит Апостол, оказал мне милость и за это получит воздаяние в тот страшный и ужасный день, когда нам нужна будет великая милость» (святой Златоуст). «Тогда многая потребна милость всем, даже и самым святым. Если Онисифор, явным опасностям подвергавший себя за Христа, милостию спасен имеет быть; не тем ли паче мы?» (блаженный Феофилакт). Апостол желает самонужнейшего. Ибо если там не сретим милости, все пропало — и навеки.

Да даст Господь обрести милость от Господа Господь от Господа. «Итак, два Господа? Отнюдь нет; но нам един Господь Иисус Христос и един Бог (ср.: 1Кор. 8, 6). Зараженные Маркионовою ересью ссылаются на это выражение, но пусть они знают, что оно весьма обыкновенно в Писании. И в других местах часто можно встречать это выражение, когда, например, говорится: рече Господь Господеви моему (Пс. 109, 1); и еще: одожди Господь от Господа (ср.: Быт. 19, 24). Этим показывается единосущие Божеских Лиц, а не различие существа; и Апостол говорит так не для того, чтобы мы представляли себе два существа, различные между собою, но два Лица, имеющие одно и то же существо» (святой Златоуст).

И елико во Ефесе послужи ми, добрее ты веси— Это великое одобрение! Ибо в Ефесе изъявлять близость свою с Апостолом не меньше было опасно и не меньшему от иных подвергало осмеянию. Но Онисифор всегда одинаков. Как уверовал, так стал быть преданным вере и вероучителям, никого не стыдясь и никого не боясь. «Такой образ действования стал обычен ему. Не однажды заявил он его. Но каков был во Ефесе, как ты сам знаешь, таков он и здесь» (блаженный Феофилакт, Экумений). «Таким и должен быть христианин ревностный и бодрствующий,—должен делать добро не однажды, не дважды или трижды, но во всю жизнь. Как тело наше не однажды насыщается для поддержания себя на всю жизнь, но имеет нужду в ежедневном питании, так и здесь, в благочестии, мы ежедневно имеем нужду в помощи от добрых дел» (святой Златоуст).

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-18 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь

Чтобы еще более побудить Тимофея к верному хранению учения, преподанного ему Павлом, апостол выражает свою скорбь, какую причинили ему все асийские (вероятнее всего, эфесские) христиане, оставив апостола беспомощным в руках врагов. Может быть, для того чтобы апостолу можно было освободиться из римских уз, требовалось заступничество влиятельных малоазийских христиан перед римскими властями. Эти христиане должны бы явиться в Рим и дать показания в пользу апостола, но они, очевидно, поспешили отстраниться от него. Даже чем-то известные Фигелл и Гермоген не помогли апостолу. Тимофей не должен подражать им. С другой стороны, апостол не может без чувства искренней благодарности вспомнить об Онисифоре, который, по преданию (Акты святой Феклы), имел дом в Иконии и принимал там Апостола Павла. Этот Онисифор нашел Апостола Павла в Риме, очевидно, уже в то время, когда апостол был заключен в настоящую темницу, когда к нему был совсем прекращен доступ для римских христиан. Здесь, чем мог, он служил апостолу. И раньше этот Онисифор, в бытность свою в Ефесе, оказал немало услуг Ефесской церкви (выражения мне в ряде кодексов не имеется), о чем лучше известно самому Тимофею, как епископу Ефесской церкви. Так как апостол желает милости Божией не самому Онисифору, а дому или семье его, а самому Онисифору просит милости у Господа «в оный день», т. е. в день страшного суда, то ясно, что Онисифора во время написания послания уже не было в живых.

Да даст ему Господь… Не без основания в этих словах видят доказательство того, что апостол Павел верил в действенное значение молитвы за умерших: высказанное им желание, раз оно обращено ко Христу, есть не что иное как молитва.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.15-18  Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
но быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел;
да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

О бывших с Апостолом лицах он упоминает с одной стороны для возбуждения в Тимофее желания посетить его (вследствие оставления Апостола многими из них), а с другой стороны – чтобы показать, как он дорожит истинными сотрудниками своими и сотрудниками в его страданиях (чрез восхваление дома Онисифора).
По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «Апостол говорит об искушениях не с тем, чтобы поразить (обмалодушить) ученика, но чтобы возбудить его, чтобы он, если случится ему когда-нибудь подвергнуться таким же искушениям, не смущался, взирая на учителя и вспоминая о всем, случившемся с ним. И смотри, сколь любомудра душа Апостола! Он сказал только, что было, но не укорил никого; сделавшего же ему добро похвалил и пожелал ему бесчисленных благ. Онисифор, говорит Апостол, оказал мне милость, и за это получит воздаяние в тот страшный и ужасный день, когда нам нужна будет великая милость. Он освежал и укреплял меня в страданиях, как какого ратоборца, изнемогающего от зноя». «Досточуден, достоин соревнования и треблажен оказавший столько услуг Апостолу и получивший такое благословение из апостольских уст! Ибо те, о которых Апостол упомянул выше, и быв вместе с ним, отвращались от него; а этот из Асии пришел в Рим, ни дальностию пути не утомившись, ни жесточайшего из царей не убоявшись; Апостола же удостаивал всякого рода услуг. Почему Апостол не только ему, но и всему дому его воздал Божиею милостию». (блаж. Феодорит).
По мнению преосвящ. Феофана, Фигелль и Ермоген были ближе других к Ап. Павлу, в больших находились с ним отношениях, более были известны и ему, и св. Тимофею. Почему Апостол представляется говорящим как-бы так: «известные тебе, которые так выдавались из-за других, оказывались такими ревнителями; но оказалось, что и они – из числа тех, которые в спокойное время являют себя верующими, а как опасность на лицо, прячутся». Не таково ли и большинство христиан?!

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

16. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17. но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь


В примере силы веры, которому должно подражать, святой Павел выставляет ефесянина Онисифора. Он, придя в Рим и узнав, что святой Павел томится в узах в темнице, которых тогда в Риме было много, вероятно, по случаю гонения на христиан, тотчас же с большим трудом пошел разыскивать ту темницу, в которой томился святой Павел, нашел ее, разыскал в ней Апостола, и многократно покоил его. «Он, говорит, освежал и укреплял меня в страданиях, как какого ратоборца, изнемогающего от зноя» (Златоуст). Онисифор оказал услугу, а милость Апостолом благожелается всему дому. Да даст же Господь милость Онисифорову домуПочему так? И потому, что для главы дома, дороже всего благосостояние дома, и потому, что семейство его, вероятно, вместе с ним упокоивало Апостола. Милостью за милость воздает Апостол самому Онисифору: да даст ему Господь обрести милость в день оный, в день Страшного суда, «когда всем нам нужна будет великая милость» (Златоуст). Напоминая Тимофею, что Онисифор не в Риме только покоил его, Павла, но и в Ефесе служил ему, вероятно, тоже среди опасностей (это, говорит Тимофею, тебе лучше известно), Апостол указывает пример, которому нужно подражать.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible