Скрыть
Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих

Да даст милость Господь дому Онисифора за то, что часто успокоивал дух мой видом своим и утешением, - и уз моих, в кои заковали меня мои гонители, он не постыдился.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст.15-16 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих

В Риме, вероятно, было тогда много людей из малоазийских областей, но никто, говорит Павел, не явился ко мне, никто не признал меня, все отшатнулись. И смотри, как любомудра душа его. Он сказал только, что было, но нисколько не укорял их. Сделавшего ему добро он похвалил и пожелал ему бесчисленных благ, а им не пожелал никакого зла.

…Таковы должны быть верующие - не удерживаться ни страхом, ни угрозами, ни стыдом, но содействовать друг другу и, как бы на войне, защищать и помогать. И не столько находящимся в опасности, сколько самим себе они приносят пользу, делая себя через оказываемые им услуги причастниками уготованных им венцов. …Как у царей не только сражающиеся, но и хранящие оружие удостаиваются чести, и не какой-нибудь, но нередко получают даже равные с теми дары - хотя они не обагряли рук кровью, не брали оружия и даже вовсе не видали неприятельского войска, - так и еще гораздо более в этих духовных скорбях. Кто помогает ратоборцу, изнемогающему от голода, присутствуя при нем, ободряя его словами и оказывая ему всякие другие услуги, тот получает одинаковую с ратоборцем награду.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 15-18 Веси ли сиe, яко отвратишася от мене вcu, иже от Асии, от нихже есть Фигелл и Ермоген. Да даст же милость Господь Онисифорову дому: яко многажды мя упокои, и вериг моих не постыдеся: но пришед в Рим, тощнее взыска мя, и обрете. Да даст ему Господь обрести милость от Господа в день он: и елико в Ефесе послужи ми добрее ты веси

Апостол Павел говорит об искушениях не с тем, чтобы поразить ученика, но чтобы научить его быть мужественным в подобного рода обстоятельствах. Когда Апостол был взят под стражу Нероном, то друзья его из Азии оставили его. В Риме было много людей из Азии, которые сопровождали апостола Павла, и вообще верующих, но все они оставили его, после того как он был взят под стражу. - Да даст Господь милость… Видишь ли любомудрие Апостола? Оставивших его он не проклинал, а только упомянул об их пoступке, а сделавшему добро он пожелал многих благ, – и не только ему одному, но и всему его дому: так все в этом доме были добродетельны, так воспитал их Онисифор. - Онисифорову дому. Блажен ты, Онисифор, удостоившийся покоить апостола Павла! да будет и наша часть с тобою! Многажды мя упокои (ἀνέψυξε – прохладил, освежил), как некоего ратоборца покрытого пылью и изнемогающего от зноя. - И вериг моих не постыдеся. Оставивши в стороне опасности, Апостол на первом плане поставил стыд, убеждая этим ученика своего не унывать, как-будто из этого дела мог произойти только стыд, а не опасность. На самом же деле угрожала опасность, так как Нерон сильно разгневался на апостола Павла за то, что он обратил к христианской вере кого-то из его домашних. - Но пришед в Рим, тощнее взыска мя. Онисифор не только не избегал встречи со мною, хотя и встречаться со мною было опасно, так как я находился в заключении, но и весьма усердно искал меня, пока не нашел. Принимающие же участие в страданиях святых будут участвовать и в венцах их, как сам же апостол Павел сказал: добре сотвористе, сприобщившеся печали моей (Фил. 4:14). - Да даст ему Господь обрести милость от Господа. Зараженные маркионитскою ересью делали упрек Священному Писанию, что будто бы оно говорит в этом месте о двух Господах, между тем как в другом говорится об одном: но нам… един Господь Иисус Христос, имже вся (1Кор. 8:6). Что сказать на это? Такое сопоставление обычно в Священном Писании. Апостол как бы так говорит: да позволит ему Господь обрести милость у Него. Если даже принять, что здесь указывается и на Бога Отца, и на Бога Сына, то и в таком случае не будет ничего странного. И Бог Отец – Господь, и Сын – Господь, и Дух Святой – Господь, но во всех трех лицах является один Господь. Рече Господь Господеви моему (Пс. 109:1). – Можно предполагать также, что выше приведенными словами указывается на различие лиц Пресвятой Троицы, подобно тому как сказано: и Господь одожди на Содом и Гоморр жупел. И огнь от Господа с небесе (Быт. 19:24). - Обрести милость. – Если Онисифор, будучи таким, нуждается в милости для того, чтобы спастись, то что говорить о нас? - И елико в Ефесе послужи. Всегда он служил и в Ефесе, и в Риме. Таким должен быть усердный человек - всегда за делом.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Да даст Господь милость дому Онисифора

Посмотри на любомудрие апостола. Он не укорил тех, кто его оставил, но просто указал на случившееся. За того же, кто позаботился о нем, он молится, и не только за него, но и за весь его дом: так они были добродетельны, так воспитал их Онисифор.

За то, что он многократно покоил меня

Как какого-нибудь ратоборца, изнемогающего от жара, он удостоил меня успокоения не однажды, но много раз. Так должно поступать и нам, всегда и во всем помогать тем, кто занимается чем-нибудь добрым: таким образом мы будем участниками с ними в наградах. Не говори мне о Павле. Павел, хотя бы и не имел никакого помощника, остался бы непоколебим. Но, может быть, кто-нибудь другой не выдержит, если не будет иметь защитника. Итак, если окажется кто-либо такой, кто помогает ему и заботится о нем, очевидно, что он участвует в победе; а если в победе, то в венцах. И на войнах в древности те, кто оберегал оружие, наравне с воинами делили добычу.

И не стыдился уз моих

Везде говорит о стыде, а не об опасности, ободряя Тимофея, что опасности будто бы нет, а только один стыд. Однако в действительности была и опасность. Нерон был возмущен против Павла за то, что он обратил кого-то из домашних его.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Да даст же милость Господь Онисифорову дому: яко многажды мя упокой, и вериг моих не постыдеся

То предложил пример, которому не должно подражать, а теперь предлагает такой, которому подражать должно. Цель же и того и другого одна — воодушевить на то, чтоб не стыдиться Евангелия и не страшиться пред врагами его. Онисифор, говорит, не постыдился меня и не убоялся гонящих меня, но взыскал меня и многократно упокоил. За это Апостол окружает его благожеланием милости от Господа и в сей жизни, и паче еще на суде Божием. Вот кому подражай! Блаженный Феодорит пишет: «досточуден, достоин соревнования и треблажен оказавший столько услуг Апостолу и получивший такое благословение из Апостольских уст. Ибо те, о которых Апостол упомянул выше, и быв вместе с ним, отвращались от него; а этот из Асии пришел в Рим, ни дальностию пути не утомившись, ни жесточайшего из царей не убоявшись, Апостола же удостоивал всякого рода заслуг. Почему Апостол не ему только, но всему дому его воздал Божиею милостию».

Да даст же милость Господь Онисифорову дому Онисифор оказал услугу, а милость благожелается всему дому. Это или потому, что для главы дома дороже всего благосостояние дома и благожелание дому есть самое приятное ему самому благожелание; или потому, что и семейство его вместе с ним также упокоивало Апостола, будучи, кроме того, и само по себе достойно всякого внимания и уважения и по искренности веры, и по добродетелям. «Так они (члены семейства) были добродетельны. Так воспитал их Онисифор» (блаженный Феофилакт).

Яко многажды мя упокоиУпокои, ανεψυξεν, — прохладил. Апостол представляет себя жегомым скорбию и тяготами, и по причине уз, и по причине оставления всеми. Участие Онисифора и услуги со стороны его были то же для Апостола, в скорби его, что вода жаждущему и прохлада томимому зноем. «Он, говорит, освежал и укреплял меня в страданиях, как какого ратоборца, изнемогающего от зноя» (святой Златоуст).

И вериг моих не постыдеся — не счел для себя унизительным иметь общение, близкое и дружеское, с тем, кто содержим был в узах, яко злодей. Убеждение в Божественном достоинстве благовестия, Апостолом возвещаемого, в его сознании, сердце и совести, небесным ореолом окружало и лик самого Апостола и давало ему силу стоять выше обычного человеческого мнения об узниках и не краснеть, входя в темницу и исходя из нее, для упокоения узника — Апостола.

Но пришед в Рим, тощнее взыска мя, и обрете Темниц тогда много бывало; потому что, кажется, тогда это были частные дома, хозяева которых были и стражами их. Таким образом, желавшему увидеть узника необходимо было прежде отыскать его. Онисифор, по прибытии в Рим, узнав об узах святого Павла, тотчас и начал искать его,— и искать σπουδαιοτερον,— наиусерднейше, и не успокоился, пока не нашел. И страха Неронова не убоялся,— «хотя обстоятельства были исполнены опасностей, ибо Апостол тогда подвергся гневу Нерона, обратив кого-то из близких к нему. Но Онисифор, прибыв в Рим, не только не избегал, говорит, встречи со мною, но всеусердно взыскал меня и нашел (каково мужество! какова вера! [см.:. блаженный Феофилакт]). Таковы должны быть и все верующие (наипаче же пастыри),— не удерживаться ни страхом, ни угрозами, ни стыдом» (святой Златоуст).

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-18 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь

Чтобы еще более побудить Тимофея к верному хранению учения, преподанного ему Павлом, апостол выражает свою скорбь, какую причинили ему все асийские (вероятнее всего, эфесские) христиане, оставив апостола беспомощным в руках врагов. Может быть, для того чтобы апостолу можно было освободиться из римских уз, требовалось заступничество влиятельных малоазийских христиан перед римскими властями. Эти христиане должны бы явиться в Рим и дать показания в пользу апостола, но они, очевидно, поспешили отстраниться от него. Даже чем-то известные Фигелл и Гермоген не помогли апостолу. Тимофей не должен подражать им. С другой стороны, апостол не может без чувства искренней благодарности вспомнить об Онисифоре, который, по преданию (Акты святой Феклы), имел дом в Иконии и принимал там Апостола Павла. Этот Онисифор нашел Апостола Павла в Риме, очевидно, уже в то время, когда апостол был заключен в настоящую темницу, когда к нему был совсем прекращен доступ для римских христиан. Здесь, чем мог, он служил апостолу. И раньше этот Онисифор, в бытность свою в Ефесе, оказал немало услуг Ефесской церкви (выражения мне в ряде кодексов не имеется), о чем лучше известно самому Тимофею, как епископу Ефесской церкви. Так как апостол желает милости Божией не самому Онисифору, а дому или семье его, а самому Онисифору просит милости у Господа «в оный день», т. е. в день страшного суда, то ясно, что Онисифора во время написания послания уже не было в живых.

Да даст ему Господь… Не без основания в этих словах видят доказательство того, что апостол Павел верил в действенное значение молитвы за умерших: высказанное им желание, раз оно обращено ко Христу, есть не что иное как молитва.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.15-18  Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
но быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел;
да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

О бывших с Апостолом лицах он упоминает с одной стороны для возбуждения в Тимофее желания посетить его (вследствие оставления Апостола многими из них), а с другой стороны – чтобы показать, как он дорожит истинными сотрудниками своими и сотрудниками в его страданиях (чрез восхваление дома Онисифора).
По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «Апостол говорит об искушениях не с тем, чтобы поразить (обмалодушить) ученика, но чтобы возбудить его, чтобы он, если случится ему когда-нибудь подвергнуться таким же искушениям, не смущался, взирая на учителя и вспоминая о всем, случившемся с ним. И смотри, сколь любомудра душа Апостола! Он сказал только, что было, но не укорил никого; сделавшего же ему добро похвалил и пожелал ему бесчисленных благ. Онисифор, говорит Апостол, оказал мне милость, и за это получит воздаяние в тот страшный и ужасный день, когда нам нужна будет великая милость. Он освежал и укреплял меня в страданиях, как какого ратоборца, изнемогающего от зноя». «Досточуден, достоин соревнования и треблажен оказавший столько услуг Апостолу и получивший такое благословение из апостольских уст! Ибо те, о которых Апостол упомянул выше, и быв вместе с ним, отвращались от него; а этот из Асии пришел в Рим, ни дальностию пути не утомившись, ни жесточайшего из царей не убоявшись; Апостола же удостаивал всякого рода услуг. Почему Апостол не только ему, но и всему дому его воздал Божиею милостию». (блаж. Феодорит).
По мнению преосвящ. Феофана, Фигелль и Ермоген были ближе других к Ап. Павлу, в больших находились с ним отношениях, более были известны и ему, и св. Тимофею. Почему Апостол представляется говорящим как-бы так: «известные тебе, которые так выдавались из-за других, оказывались такими ревнителями; но оказалось, что и они – из числа тех, которые в спокойное время являют себя верующими, а как опасность на лицо, прячутся». Не таково ли и большинство христиан?!

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

16. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17. но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь


В примере силы веры, которому должно подражать, святой Павел выставляет ефесянина Онисифора. Он, придя в Рим и узнав, что святой Павел томится в узах в темнице, которых тогда в Риме было много, вероятно, по случаю гонения на христиан, тотчас же с большим трудом пошел разыскивать ту темницу, в которой томился святой Павел, нашел ее, разыскал в ней Апостола, и многократно покоил его. «Он, говорит, освежал и укреплял меня в страданиях, как какого ратоборца, изнемогающего от зноя» (Златоуст). Онисифор оказал услугу, а милость Апостолом благожелается всему дому. Да даст же Господь милость Онисифорову домуПочему так? И потому, что для главы дома, дороже всего благосостояние дома, и потому, что семейство его, вероятно, вместе с ним упокоивало Апостола. Милостью за милость воздает Апостол самому Онисифору: да даст ему Господь обрести милость в день оный, в день Страшного суда, «когда всем нам нужна будет великая милость» (Златоуст). Напоминая Тимофею, что Онисифор не в Риме только покоил его, Павла, но и в Ефесе служил ему, вероятно, тоже среди опасностей (это, говорит Тимофею, тебе лучше известно), Апостол указывает пример, которому нужно подражать.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible