Скрыть
Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.

Святые отцы

Прочие

Нил Синайский, прп. (†430)

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом

Блаженный Петр в послании своем говорит: «да суд убо приимут плотию, поживут же по Бозе духом» (1Пет. 4:6). «Суд приимут плотию», – сказано утверждающим, что плоть не воскреснет из мертвых, не будет и судима. Но «поживут по Бозе духом», то есть души, не вдавшиеся в заблуждение, чтобы верить во многих и разных богов, пребудут и поживут, зная Единого и вовеки единственного Бога. Изречение сие полезно и у нас для держащихся Аристотелевых мнений и уверяющих, будто бы все души человеческие со временем утончатся и обратятся в ничто.

Письма на разные темы. Аглею, служащему в передовых

Максим Исповедник, прп. (†662)

Вопрос: Что значит: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом? Как мертвые судятся по плоти?

Ответ: В [Священном] Писании есть обычай менять времена и поставлять одно вместо другого, будущее принимать за прошедшее и прошедшее за будущее, настоящее время употреблять вместо того, которое до или после него, – и это ясно для тех, кто искушен в Священном Писании. Некоторые говорят, что Писание называет «мертвыми» людей, скончавшихся до пришествия Христа, например бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам [св. Петра], великая проповедь спасения – когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять [это] место [Священного Писания], усвоим его так: на то и мертвым было благовествуемо, осужденным по человеку плотию, чтобы жили они по Богу духом.

Или, быть может, [Священное Писание] прикровенно называет «мертвыми» тех, кто носит в теле мертвость Господа Иисуса (2Кор. 4:10) и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие (ибо Евангелие устанавливает отречение от плотской жизни и исповедание духовной); тех, кто всегда умирает по человеку, то есть для человеческой жизни во плоти и по веку сему, живет же по Богу одним только духом, подобно божественному Апостолу (Гал. 2:20, 5:25) и его сотрудникам, живущим не собственной жизнью, но имеющим только живущего в них Христа. Так судятся плотию в веке сем мертвые Бога ради, подвергаясь многим скорбям, мукам и невзгодам и с радостью перенося преследования и тысячи видов искушений.

Вопросоответы к Фалассию


Что означают [слова], написанные в Соборном послании Петра: Чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом?

Эти слова сказаны о людях времен потопа, которые пребывали в совершенном незнании Бога и коснели в дурных нравах. Так вот, то, в чем они грешили по отношению к самим себе, посредством тех испытаний, войн, набегов и разнообразных событий, которые между ними происходили, – это Он им простил. Грехи же, связанные с незнанием Его и нечестием, Он не простил им, дабы за веру в Него, когда Он по человеколюбию низойдет в области ада, грех нечестия простился тем, кто в Него уверует, и они жили бы по Богу духом, разумеется, подвергнутые суду, как сказано, плотию за прегрешения по отношению к людям.

Чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом

Столь велика забота Божия, столь велика любовь, столь велико желание, чтобы мы были умерщвлены по плоти, но ожили духом, что даже и для тех, кто предался тяжким прегрешениям и по праву заслуживает смерти, а именно за похоти, пьянство, излишество в пище и питии и нелепое идолослужение, Он велел благовествовать слово веры.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо для того и мертвым было благовествуемо

Некоторые из древних отцов слова мертвым было благовествуемо объясняли как особый отдел, нисколько не обращая внимания на связь их с предыдущей речью, - на то, что представляемое в причину нужно относить к тому, что предшествует. Ибо слова эти должно понимать как причину. Но они, как сказано, объясняли их отдельно, именно так: мертвыми, говорили они, Священное Писание называет людей двоякого рода: или тех, которые умерли во грехах, которые и не знали жизни никогда, или тех, которые сообразовались со смертью Христовой и умерли для мира сего, то есть для мирских похотей, а живут для Одного только Христа, как и Павел говорит: а что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия (Гал. 2:20). Итак, говорят, те, которые умерли таким образом для Христа, плотью сами осуждают себя в прежней беспечной и рассеянной жизни, а живут они духом, то есть жизнью по примеру Христа. Ибо осуждение прежнего поведения делает их более благодушными и заботливыми относительно настоящего. Так они объясняют. Иной может и одобрить такое объяснение, но изречение еще не совершенно выяснено. Так как выше сказано о находящихся во аде, что Он проповедал и находящимся в темнице духам (3:19), то туда и нужно относить настоящее изречение, выраженное в качестве причины, а не смотреть на него, как на новое изречение. Посему мы говорим: так как перед этим апостол сказал: Имеющему судить живых и мертвых, а на это могли возразить: где же судятся живые, и где мертвые, - то он и подтверждает это сказанным выше, тем, что Он и находящимся в темнице духам проповедал, и что проповедь эта была в суде, то есть в осуждение. Одни, те, которые сознавали свою жизнь доброй, когда явилась туда Благость, тотчас соединились с Нею; а те, которые злы, от этого наполнились стыдом, и приняли себе осуждение. Вот что значит: Судия мертвых. Судия живых: когда Господь пришел в тленную жизнь сию, то люди нашли в пришествии Его осуждение себе. Одни, добрые, с усердием приняли Его учение, а другие, злые, отказались от истины и сами сомкнули себе глаза от нее. Почему и сказано: на суд, то есть на осуждение, пришел Я в мир сей (Ин. 9:39). Так Христос есть Судия живых и мертвых!

Чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом

Подвергшись суду плотью. Полная мысль такая: когда Господь посетил находящихся во аде, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали (Мф. 27:52), или оживились доброй надеждой. Впрочем близок всему конец, то есть и тем, которые оправданы при жизни, и тем, которые оправданы во аде. Ибо во второе пришествие Господа каждому воздастся должное вполне. Если кто-нибудь станет отвергать проповедь Господа во аде, говоря, что находящимся во аде, умершим, никакой нет пользы от нее, по сказанному: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6:6); то такой человек грубо понимает проповедь, бывшую во аде, и под исповеданием разумеет не похвалу Богу, а исповедь, не понимая изречения: не мертвые восхвалят Тебя, Господи (Пс. 113, 25). Поскольку настоящей жизнью совершение всех дел заканчивается (ибо все умрет без деятельности), то справедливо сказано: во гробе кто будет славить Тебя?, потому что никто не совершит ничего такого, за что бы быть освобожденным и благодарить.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Молитвы за умерших


Сектанты говорят: напрасно молиться за умерших, так как в загробном мире нет перехода из ада в Рай, как сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре (Лк.16:19-31).

Православный ответ: Верно, перехода из ада в Рай не было, доколе Христос не победил ада (Откр.1:18) и не вывел из ада души с верою ожидавших его, как сказано об этом: 1Пет.3:18-20;4:6; Еф.4:8-10. С этого часа возможно облегчение участи умерших.

Истинный смысл притчи тот, что, если и мертвый воскреснет, противники Христовы не поверят Господу. Так и случилось, когда воскрес Лазарь.

Оружие правды


О бессмертии души


Сектанты говорят: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?»(Пс.87:11-12).

Православный ответ: Излагается пророчество царя Давида о нисхождении во ад (1Пет.3:18;4:6) и проповеди душам, об этом чудесном утешении умерших.

Оружие правды

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом

Те, кто очевидно отклонился от веры, в то время как еще был во плоти, будут судимы в соответствии с предшествующим приговором, чтобы понесли наказание. Поэтому даже добавляет, говоря: чтобы жили по Богу духом.

Заметки на Кафолические послания

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом

Язычникам, мертвым во грехе, было возвещено благовествование. То есть Господь возвещал обитателям преисподней, пока тело Его было в гробнице.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом

Далее так: эти [люди], злословящие вас, дадут ответ Тому, Кто судит всех живых и мертвых. Ведь мертвые тоже судимы. Об этом свидетельствует сошествие Господа в ад. Ведь после смерти на кресте Он сошел туда и благовествовал, как и живым на земле. Благовествовал же Он не словом, а делом. Как и пришедши в мир, изъявившим готовность признать Его Он принес оправдание, а отвергшим осуждение, так же и в аду: жившие плотию по человеку были осуждены, а жившие духом, то есть духовной добродетельной жизнью, снискали славу и спасение.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом

Данное Апостолом выше (III:18-22) изображение лица и дела Иисуса Христа здесь, в ст. 5, восполняется новою чертою - усвоением Христу последнего суда над живыми и мертвыми (ср. Мф 25:41; Ин 5:22, 25; 1Кор.15:24). При этом, желая показать всеобщность этого суда, распространение его на всех людей без изъятия, Апостол в ст. 6 снова, как и в III:19-20, вспоминает о проповеди Иисуса Христа в аде, причем слышавшие проповедь Господа обитатели ада опять берутся лишь как пример воздействия Евангелия на людей, основная же мысль та, что всему человечеству от первого пришествия до второго будет благовествовано Евангелие. Ближайшая мысль ст. 6 такая: когда Господь посетил находящихся в аду, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали (Мф XXVII:52), или оживились доброю надеждою (блаж. Феофил.).

Андрей Монах (†?)

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом

Мертвыми он здесь называет умерщвленных перечисленными выше прегрешениями среди язычников. О них и молится апостол, чтобы они, обратившись, воздали непорочное слово Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Живыми же и мертвыми он снова называет праведных и грешных, которым Божье Слово, придя, благовестило Царствие Небесное. Некие же грешники, восприняв Его заповеди, судят себя по человеческой плоти, то есть в сей человеческой жизни осуждают свою плоть постами, и лежанием на земле, и слезами, и прочим злостраданием, чтобы жить по Богу духом, вдохновляясь апостольским словом, говорящим: Если же внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4:16).

Фрагменты

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.

Ибо для того
и проч.: изречение не вполне вразумительное и потому породившее не одинаковые толкования. Очевидно, что оно выражает причину предшествующей мысли (ср. Феофилакт), но какой именно? Вероятнее – общей мысли о суде как живых, так и мертвых, на котором дадут ответ все и между ними – злословящие христиан (ст. 5). Высказав эту общую мысль о суде над живыми и мертвыми, апостол мог предполагать со стороны читателей христиан вопрос или недоумение: да будут ли подлежать этому суду умершие не христиане? – Да, отвечает апостол, будут судимы все умершие, и не христиане, и даже не слышавшие проповеди о Христе здесь, на земле. Доказательство – то, что и мертвым было благовествуемо, то есть проповедано Евангелие о Христе как Искупителе и о совершенном Им деле искупления. В чем сила доказательства? Выражение – мертвым благовествуемо было – указывает очевидно на вышеизложенное апостолом учение о сошествии Иисуса Христа во ад с проповедаю там пребывавшим о совершении спасения всего рода человеческого, а следовательно и их, Христом Спасителем (1Пет.3:19-20), с тем чтобы готовые и могущие из них уверовали и получили спасение, а не готовые и не могущие, не уверовав, подверглись осуждению. Как в том изречении апостола Христос представляется благовествующим Евангелие только тем, которые были во дни Ноя и злословили этого праведника и Бога, и от них, однако же, и можно, и должно заключать, что проповедь Христова во аде простиралась на всех людей, умерших до Христа, современники же Ноя выставляются только как пример (ср. прим. к 1Пет.3:19-20); так здесь, в этом изречении, все те, которым Христос благовествовал во аде, представляются, по-видимому, как пример, то есть, по-видимому, апостол выражает здесь вообще ту мысль, что всем умершим без веры во Христа и без познания Его будет проповедано Евангелие о Христе, подобно тому, как Сам Христос проповедал оное всем умершим до пришествия Его. Как и когда это будет, апостол не открывает, но мысль его, по-видимому, именно эта. Священное Писание решение участи умерших не христианами относит, собственно, не к смерти их, а ко дню последнего суда Христова (Деян.10:42,17:31 и др.) и, следовательно, полагает, по-видимому, возможным для них изменение их участи после смерти, что возможно только при предположении благовествования Им Евангелия, или обращения к нему или неверия их оному. В этом смысле рассматриваемое изречение в связи с предшествующим можно перефразировать так: суд Христов будет простираться как на живых, так и на умерших, всех без изъятия, как слышавших здесь, на земле, Евангелие Христово, так и не слышавших оного и не знавших Христа; доказательство этой последней мысли – то, что Сам Христос благовествовал Евангелие во аде всем умершим до первого пришествия Его; будет благовествовано оно и всем умершим до второго пришествия Его на Страшный последний суд, и тогда все дадут Ему ответ и соответственно сему получат воздаяние. На этом суде и злословящие вас дадут ответ, хотя бы они умерли до того времени. Эту мысль о благовествовании Евангелия всем умершим от первого до второго пришествия апостол выражает применительно к мысли о благовествовании Христом при Его сошествии к находившимся в то время во аде духам. Какая была цель сего благовествования Христова?

Та, чтобы те, которым было благовествуемо, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Те, коим благовествовал Христос, по прямому указанию апостола, то есть современники Ноя, подверглись суду по человеку плотию, то есть были осуждены на истребление потопом, как Божиим наказанием за их непослушание и нечестие. За это они подлежали суду и по душе, то есть вечной смерти, но благовествованием Христовым им открылась возможность избегнуть этого суда, жить по Богу духом, то есть получить спасение, или блаженство, в единении с Богом, если они покаялись и уверовали, по проповеди Господа, в Него как Искупителя мира. То же будет и с теми, которые вне христианства умрут до времени второго пришествия Христова и которым также будет благовествуемо, как и бывшим до первого пришествия Христова во аде. На это, может быть, указывает поставление глаголов в будущем времени (приимут, поживут, ср. слав, перевод) вместо прошедшего (ср. Феофилакт).

Если может быть принято такое толкование, то нельзя не видеть, что мысль апостола простирается далее, чем сколько нужно для доказательства предшествующего, и она шире, чем та, которую нужно доказывать. Из сего же понятною становится и некоторая прикровенность (или преднамеренная неясность) целого изречения.

Толковый Апостол. Соборные послания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4:5-7. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

      Суд над живыми и мертвыми Апостол представляет имеющим быть скоро в том же смысле, в каком говорится о близости пришествия Христова Апостолом Иаковом (Иак.5:7-8) и другими Апостолами, т. е. в смысле неожиданности смерти, которая могла постигать христиан, особенно в то время, время гонений. Относительно суда над живыми и мертвыми блаженный Феофилакт говорит: «Судятся и мертвые, это видно из сошествия Господа во ад. Ибо, явившись туда после крестной смерти, Он проповедовал и там, как на земле, проповедовал не словом, а делом... Тем, которые жили по плоти, Он явился на осуждение, а тем, которые жили по духу, т. е. вели жизнь духовную и добродетельную, на славу и спасение».
      Указание на суд Господень сделано было Апостолом для подкрепления христиан к перенесению страданий и для возбуждения к бодрственной христианской жизни; поэтому он теперь и приглашает христиан быть благоразумными, т. е. везде и во всем осмотрительными, и быть бодрственными в разного рода молитвах, чтобы быть более приготовленными к сретению Господа Судии и проводить время благодушно (Еф.5:19), а не подобно язычникам, в увеселениях, среди которых дозволялись всякие срамные дела.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О молитве за умерших.

Лк.16:24-26. «Великую пропасть» для прощения грехов готовят себе хулители на Духа Святого: Мф.12:31; Церковь молится не за таких умерших хульников, а за скончавшихся с верою и покаянием, но не успевших принести плоды достойного покаяния: Рим.14:8, Вар.3:4-5; Иер.16:6-7; Сир.7:36; Тов.4:17; 2Мак.12:43-45; Стало быть, «пропасть» не безусловная; переход через нее был (1Пет.3:19;4:6) и возможен (Откр.1:18). «Хотящие» сами не могут перейти из ада в рай, но властию Иисуса Христа могут (Еф.4:8-9).

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О воскресении мертвых.

Ин.5:25-27. Вот ясное доказательство того, что у Бога все живы: Лк.20:38; и что искупительная жертва Спасителя послужит на пользу всех, в вере и надежде скончавшихся: 1Пет.3:18-20;4:6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible