Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
Святые отцы
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 12-13 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете
Это добавил апостол к сказанному пред сим. Он замечал, что некоторые соблазняются постигающими их скорбями, так как в законе обещается работающим Господу мир (Рим. 2, 10); и хотя выше, когда давал правила слугам, кратко утешал подобным образом, но теперь дает простор речи, и говорит: возлюбленные! Самым наименованием сим тотчас показывает, что скорби бывают с ними не потому, что Бог ненавидит их, но потому, что очень любит их. Не чуждайтесь - то же, что - не удивляйтесь (ξενίζεσθε). Потом, скорби назвал огненным искушением (обжиганием), и тем показал, что они ниспосылаются на них для испытания. А испытание делает испытуемый предмет весьма ценным, подобно как золото и серебро. К этому прибавил нечто, блаженнейшее всего, именно, что претерпевающие это подобны своему Учителю Христу, и ныне терпят вместе с Ним бесчестие, для того, чтобы вместе с Ним же прославиться в будущем веке. Этим оканчиваются все стремления.
Климент Александрийский, пресв. (†215)
но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете
То есть, если вы справедливы, страдайте из-за справедливости, так как и Христос ради справедливости страдал.
Заметки на Кафолические послания
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Но как вы участвуете и проч.: страданиями, бедствиями и скорбями, претерпеваемыми за имя Христово, христианин делается участником в Христовых страданиях, и в этом величайшее для него утешение среди этих бедствий и страданий (радуйтесь), ибо при сем он стоит в тесном общении со Христом. Христианин участвует во Христовых страданиях, если он ради Христа терпит страдания от грешного мира, как терпел их от него Христос. Страданиями Христос вошел в славу (Лк.24:26); и христианин, участвуя в страданиях со Христом и за Христа, имеет несомненную надежду быть участником и славы Его, и это – другое величайшее для него утешение при перенесении страданий за Христа.
Это и выражает апостол дальнейшими словами: да и в явление (или откровение) славы Его возрадуетесь и восторжествуете (точнее – возрадуетесь веселясь, или в веселии, чем означается усиленная радость). Выражением – явление славы, или славное явление (откровение) обозначается здесь второе славное пришествие Христово, когда истинным последователям Христовым, или частнее здесь – участвующим в страданиях Христовых, даровано будет вполне блаженство в вечной славе Царствия Небесного, когда они, в противоположность здешним страданиям, будут радоваться и веселиться в славе (Мф.25:31 и далее).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-13 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете
Апостол говорит о естественности и даже необходимости для истинных последователей Христовых «огненного искушения» (puriusiV - собственно: воспламенение, пожар), т. е., огня бедствий и скорбей, с целью испытания даже праведников и усовершения их добродетели (сл. 1:7; Иак 2 сл.): бедствиями душа очищается и возвышается добродетель, как золото очищается в горниле и возвышается в ценности по мере удаления через огонь примесей. Такой порядок в жизни праведников вполне согласен с заповедями и обетованиями Самого Господа (Мф 5:11; Ин 15:18; 16:2). Величайшую отраду в страданиях христианина составляет сознание, что через страдания свои он сделается участником Христовых страданий и находится со Христом в живом единении (Рим 13:7; 2Кор. 1:7). В ст. 13 Апостол «прибавил нечто, блаженнейшее всего, именно, что претерпевающие испытания подобны своему Учителю-Христу, и ныне терпят вместе с Ним бесчестие, для того, чтобы вместе с ним же прославиться в будущем веке» (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Возвращаясь к главной своей мысли, т. е. к утешению по случаю страданий, Апостол называет постигшее христиан искушение огненным не в собственном смысле, а в том же, в каком он говорил раньше, сравнивая испытания с огнем, очищающим золото в горниле (1Петр.1:7). Сходство того места с настоящим идет и далее, а именно в речи о радости и торжестве страждущих в день славы Христовой. Здесь только присоединяется мысль о том, что христиане, страдая, принимают участие в страданиях Христовых. Это участие в страданиях Христовых прежде всего заключается в том, что они страдают невинно, с кротостью и терпением перенося страдания. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех, говорит Иисус Христос страдальцам (Мф.5:12); но и помимо мзды, одно сознание участия в страданиях Христовых может быть могущественной опорою в страданиях христиан, тем более, что и Господь не оставит страждущих и умирающих за Него. «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается», говорит Иисус Христос Апостолам (Лк.10:16).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий